Урок внеклассного чтения в 3-м классе (КВН) по трилогии Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Формирование навыка самостоятельного чтения произведения.
  2. Создание предпосылок к общему и литературному развитию.
  3. Реализация творческих способностей детей.

Ход мероприятия

I. Сообщение учителя:

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье

киноактера. Закончил школу-семилетку. Прежде чем определилось его писательское призвание, он переменил много занятий: был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен и пр. В 1932 г. окончил Московский институт кинематографии. До 1951 г. Занимается режиссерской работой, ставит мультфильмы, учебные фильмы.

В литературной биографии Носова счастливо сошлись его политехнические увлечения и юмористический дар.

Рассказы Носова остросюжетные, динамичные, насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. “Мальчики Носова несут в себе все черты нового человека, его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени” - писал В.Катаев.

“Носовские мальчики” оказываются сильнее свалившихся на них неудач, они не умеют жить без дела, изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в комических ситуациях, но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки, понимают необходимость в жизни широких знаний, инициативы, находчивости, постигают взаимоотношения между взрослыми и детьми, дружбу и товарищество, правдивость и честность, становятся отзывчивыми и гуманными (“Живая шляпа”, “Огурцы”, “Мишкина каша”, “Огородники”, “Фантазеры” и др.).

Роман-трилогия “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне” вышел в 1954 г. По жанру это роман-сказка. Произведение приключенческое и юмористическое, граничат реальность и фантастика. Роман разделен на тридцать частей. В “Приключениях Незнайки” есть авторские отступления (“Некоторые читатели скажут, что все это выдумки…”). Характеры героев четко индивидуализированы. В книгах сообщается обширный познавательный материал из различных областей науки, техники, искусства, решаются морально-этические вопросы. Незнайка оценивает могущество дружбы и взаимопомощи, познает новое огромное чувство любви к родной земле.

Ведущий в поэтике трилогии прием литоты дает возможность представить простейшую общественную модель в формах детской игры. Эта модель лишена реальных социальных противоречий, их заменяют комические противоречия между “взрослостью” жизнеустройства и “детскостью” героев. Исключение составляет “Незнайка на Луне”, чья фабула держится на мотивах буржуазного мира. Идея профессии или занятия, лежащая в основе образа любого героя, определяет и характер, сводящийся к единственной черте, и говорящую фамилию, и поведение героя в сюжетных коллизиях (герои Незнайка, ученый Знайка, доктор Пилюлькин, художник Тюбик, братья Винтик и Шпунтик и др., помимо профессии, представляют еще и отдельные области знания, каждый пытается чему-то научить Незнайку).

За сказочную трилогию Носову в 1969 г. была присуждена только что учрежденная Государственная премия имени Н.К.Крупской.

II. Литературная викторина.

Класс делится на две команды и отвечает на вопросы викторины поочередно.

1. В кого был превращен Коротышка Листик? (в Ослика, “Незнайка в Солнечном городе”)

2. В кого были превращены Ослы Брыкун, Пегасик и Калигула? (в Коротышек).

3. Какое волшебное средство было у Незнайки? (волшебная палочка).

4. На чем совершили необыкновенное путешествие в Зеленый город Незнайка и его друзья? (на воздушном шаре).

5. На чем полетели на Луну Незнайка и Пончик? (на ракете).

6. Кто из литературных персонажей были друзьями Незнайки? (Гунька, Знайка, Ворчун,

Молчун, Пончик, Авоська, Небоська, Винтик, Шпунтик, Растеряйка, Тюбик,

Пилюлькин, Сиропчик, Торопыжка, Гусля, Синеглазка, Кнопочка, Пестренький).

7. Вспомни, кто был ростом с небольшой огурец и жил со своими друзьями-Коротышками? (Незнайка).

8. Начальные строки какого произведения и кто автор?

“В одном сказочном городе жили Коротышки….”.

(Н.Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”).

9. О ком говорится: “На нем был длинный халат из красивой темно-синей материи, на которой были вышиты золотые звезды и серебряные полумесяцы. На голове была черная шапка с такими же украшениями, на ногах – красивые туфли с загнутыми кверху носками?”. (о волшебнике).

10. Кто из героев не умел играть в шахматы? (Кнопочка и Пестренький).

III. Домашнее задание.

Инсценировка главы 3 и 4 “Как Незнайка сочинял стихи”, “Как Незнайка был художником”.

IV. Кроссворд.

Каждой команде выдается листок с кроссвордом.

V. Подведение итогов КВН.

VI. Награждение.

По горизонтали:

1. Автор книги “Приключения Незнайки и его друзей”.

6. Полицейский на Луне.

8. Самый известный Коротышка в Цветочном городе.

12. Медсестра в больнице Зеленого города.

15. Врач Цветочного города.

По вертикали:

2. Милиционер Цветочного города.

3. Напарник Шпунтика.

4. Профессор Солнечного города.

5. Самый умный Коротышка Цветочного города.

6. Малышка, которая полетела на Луну.

7. Коротышка, который очень любил читать.

9. Продолжи стих:

“Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через …”

10. Профессор Цветочного города.

11. Коротышка, который всегда все терял.

13. Полицейский на Луне.

14. Друг Незнайки на Луне.

Ответы.

По горизонтали:

1. Носов.

6. Фигль.

8. Незнайка.

12. Синеглазка.

15. Пилюлькин.

По вертикали:

2. Свистулькин.

3. Винтик.

4. Козявкин.

5. Знайкин.

6. Фуксия.

7. Листик.

9. Овечка.

10. Звездочкин.

11. Растеряйка.

13. Мигль.

14. Фикс.