Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости

Разделы: Классное руководство


Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Методическое письмо МОРФ рекомендует для развития самооценки учащихся подбирать разноуровневые варианты заданий, при этом замечает, что такая форма контроля используется мало и требует серьезной подготовки. С этим нельзя не согласиться. Но именно такая форма работы помогает лучше решить задачу формирования адекватной самооценки младшего школьника.

Как показала практика, от уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов учебной деятельности, особенно в 1 классе. Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную завышенную или заниженную - самооценку. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Но самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты - плохой человек. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь.

Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. С этой целью уже в 1 классе я стараюсь создать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые формы работы, и ввожу систему самооценки. Цветными карандашами прошу нарисовать на полях условные знаки: плюс(+) - задание выполнено верно; минус(-) задание выполнено неверно или вообще не выполнено; полуплюс(-) - задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у ребенка. Лишь затем идет проверка на доске или фронтально, и ребенок сравнивает свою оценку с реальной. Собрав тетради, я выясняю адекватность самооценки, фиксирую в лист индивидуальных достижений, а в тетради ребенка обвожу красным кружком только адекватную оценку. В конце четверти подвожу итог и каждого ребенка хвалю за старание и отмечаю их удачи в реальной самооценке достигнутых результатов и выражаю уверенность в том, что ребенок обязательно достигнет желаемого результата, если у него завышенная самооценка, а также показываю положительную динамику результативности тем, у кого заниженная самооценка. В итоге каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверен в дальнейших успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности. Для выявления психологической атмосферы на уроках, я использовала условные обозначения разного настроения, предлагала детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение. Чаще всего дети рисовали улыбку, что, конечно, поднимало и мое настроение. Если мимика была грустной, это давало мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально. Класс у меня довольно трудный, 5 человек с задержкой психического развития, есть ребенок с посттравматическим психологическим синдромом, который не может управлять своими эмоциями и требует постоянного внимания и заботы. 4 человека являются гиперактивными и постоянно отвлекаются и не успевают за общим темпом работы. У них завышенная самооценка и не воспринимают адекватную оценку их деятельности. С такими детьми я провожу дополнительные занятия после уроков, даю возможность поднять уровень результативности обучения до их самооценки. В результате в конце 1 класса все ученики справились с программой и научились читать и писать в соответствии со стандартом.

Во 2 классе я немного усложнила условия самооценки. Уже перед началом работы, ознакомившись с заданием, ученики должны на “ волшебной линеечке”, поделенной на три части, поставить крестик. X на верху - задание выполню; X на середине - сомневаюсь или затрудняюсь; X внизу - не могу, не знаю, не справлюсь. Первые работают самостоятельно, вторые получают консультацию учителя или помощников консультантов, последние получают доступное им задание, а затем индивидуально дорабатывают материал на занятиях после урока или получают задание на дом в отдельных тетрадях для индивидуальной домашней работы. В этих тетрадях в конце недели все ученики должны написать домашний диктант по карточке или мини-сочинение на заданную тему. Диктовать и оценивать должны родители. В настоящее время все родители выполняют эту работу регулярно, что тоже способствует повышению результативности обучения и повышению самооценки учащихся, а также служит сближению родителей и их детей. Оценка учителя ставится рядом с оценкой родителей и её адекватность высоко ценится родителями и учениками, а так как общепризнанно, на становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности, то значение этой работы трудно переоценить. Очень важно приучить ребенка писать вдумчиво и осознанно, уметь предупреждать и видеть собственные ошибки. Для этого я во 2 полугодии 1 класса попросила детей писать на всех предметах двумя цветами, и сама стала писать на доске белым и зеленым, дети синим и зеленым в тетрадях. Зеленым цветом ученики должны писать все изученные орфограммы и те буквы, написание которых требует проверки или вызывает затруднение. Таким образом, ребенок постоянно контролирует себя и реже допускает ошибки. В конце каждого урока ученик оценивает аккуратность своей работы, простым карандашом рисует кружок, закрашивает его полностью, если считает работу аккуратной, половину кружка, если она не очень аккуратна и не закрашивает, если считает её неаккуратной. Во 2 полугодии просила детей писать на всех предметах двумя цветами, и сама стала на доске писать зеленым и белым мелом, дети синим и зеленым в тетрадях. Зеленым цветом ученики должны писать все изученные орфограммы и буквы, написание которых требует проверки или вызывает затруднение. Таким образом, ребенок постоянно контролирует себя и реже допускает ошибки. В конце каждого урока ученик оценивает аккуратность своей работы, простым карандашом рисует кружок, закрашивает его полностью, если считает работу аккуратной, половину кружка, если она не очень аккуратна и не закрашивает, если считает неаккуратной.

В классе помимо критерия аккуратности мы вводим еще критерии правильности ( П на “ волшебной линеечке” ), старательности (С), заинтересованности (3). Можно ввести любые критерии по желанию учителя и учеников. Это существенно повышает результативность обучения и самооценку учащихся. И результаты контрольных срезов и оценок за 1 и 2 четверть доказывают это. Сравним их на диаграммах:

Красный - 5. Зеленый - 4. Синий - 3.

Таким образом, мы видим положительную динамику результативности обучения троек уменьшилось на15%, четверок увеличилось на 9%, пятерок на 6% по русскому языку; соответственно чтение: троек уменьшилось на 13%, 4 -увеличилось на 2%, зато 5 на 13%; по математике снизилось количество троек на 15% и увеличилось на 9% четверок, а пятерок на 24%.

Сопоставляя адекватность самооценки учащихся в 1 и 2 классе, наблюдаем качественное улучшение. Заниженная самооценка у 21% учащихся поменялась. 9% учащихся повысили свою самооценку до адекватной. И 8% учащихся имеют завышенную самооценку. Сравнивая результативность с уровнем самооценки, мы видим явную связь: повышая свою самооценку, учащиеся повышают и качество знаний. По итогам 2 четверти в классе из 17 человек 4 отличника и 7 ударников, из них один с одной 4. В целом качество знаний составляет 65%, но есть надежда и у меня и у моих учеников улучшить этот процент к концу года. Думается, что именно повышение уровня самооценки нам в этом поможет.