Праздник птиц в школе "На крыльях весну принесли…"

Разделы: Внеклассная работа


Эпиграф: “Кто поднялся в небо и живет полетом, никогда не сможет спокойно ходить на земле” (Антуан де Сент-Экзюпери).

Звучит фонограмма “Голоса птиц”, демонстрируется видеофильм о временах года (Весна).

1 чтец:

Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В яркой зелени день утопает,
И ручьи по оврагам шумят
Скоро гости к тебе соберутся
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

2 чтец:

Оттепель после метели,
Только утихла пурга.
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
В клочьях разорванной тучи
Блещет осколок луны,
Сосен тяжелые сучья
Мокрого снега полны…
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.

3 чтец:

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю она глядит боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеет над серою лавкой.
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны – игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!

4 чтец:

На этой неделе, почуяв тепло,
Скворцы прилетели в родное село.
Над каждой тычиной в весенний простор
Поднялся скворчиный сплошной таратор.
Большое веселье настало окрест,
Играет весенний залетный оркестр.
От трелей, от свиста ликует земля,
Крылатых артистов за песни хваля.

5 чтец:

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
Ожил лес, ручей проснулся.
В небе жаворонка трель.
Снова к нам пришел апрель!

6 чтец:

Леса вдали виднее,
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне полоса.
Всё громче и звончее
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?

1 чтец:

К нам Весна шагает
Быстрыми шагами…
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны,
Видно, очень тёплые
Ноги у Весны.

Под мелодию-заставку к т/ п “В мире животных” в вихре вальса появляется Весна.

Весна:

А вот и я , Весна-красна!
Бужу Землю ото сна
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу -
Людям радость я несу.
Кто друг Весне - спеши ко мне!

2 чтец:

Самые близкие друзья Весны - это птицы. Весной пробуждается от зимней спячки природа, наполняются живительным соком деревья - всюду жизнь! И птицы первыми напоминают нам об этом. Птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение природы. И нам хочется говорить вновь стихами!

3 чтец:

Весна! Весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

4 чтец: Ежегодно весной 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц.

5 чтец: С 1924 года День птиц отмечается в нашей стране. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье.

6 чтец:

Все на праздник поскорей – надо торопиться!
Из-за гор из-за морей
Прилетели птицы.
После зимней тишины,
После стужи зимней
Наши гости в честь весны

Распевают гимны.

Песня в исполнении учащихся школы.

Ведущий 1: Добрый день! Сегодня в школе праздник в честь наших пернатых друзей. Я приглашаю в зал команды лучших птицеводов и птицелюбов. Поприветствуем их!

Команды занимают места на сцене

Итак, мы начинаем наш традиционный “Птичий КВН!” Оценивать наш сегодняшний конкурс будут члены жюри.

Представление жюри.

Я объявляю 1-й конкурс “Знакомство”.

Команды должны сообщить своё название, девиз, эмблему, поприветствовать соперников и членов жюри. Но прежде отгадайте загадку:

Верст не считали,
По дорогам не езжали,
А за морем бывали. (Птицы)

Команда, первой давшая правильный ответ получит дополнительное очко и право первоочередной презентации.

Конкурс 2 “Птичье досье”.

Ведущий 2:

В данном конкурсе командам предстоит составить подробное “досье”, указав систематическое положение скворца.

Примерный ответ о систематике скворца обыкновенного.

Надцарство – Эукариоты

Царство – Животные

Подцарство – Многоклеточные

Тип – Хордовые

Класс – Птицы

Отряд - Воробьинообразные

Семейство – Скворцовые

Род – Скворец

Вид – Скворец обыкновенный

Конкурс 3 “Птичья азбука”.

Ведущий 1: Презентация команд и знакомство с ними состоялось и мы переходим к следующему конкурсу. Попробуйте составить “Птичью” азбуку, называя в алфавитном порядке птиц (время 1 мин.)

(Примерный вариант ответа: А-аист, Б- баклан, В-воробей, Г- глухарь, Д-дятел, Е- еловик, Ж-жаворонок, З- зимородок, И-иволга, К-клест, Л-лебедь, М-мандаринка, Н-неясыть, О-оляпка, П-павлин, Р-рябчик, С-свиристель, Т-тукан, У-удод, Ф-фазан, Х-ходулочник, Ц-цапля, Ч-чибис, Ш-шилоклювка, Щ-щегол, Э-эму, Ю-юрок, Я-ястреб)

Конкурс 4 “Птичий календарь”.

Ведущий 2: Расположите предложенных птиц в порядке их возвращения к нам, на родину: иволга, ласточка, грач, скворец, трясогузка, мухоловка, соловей.

Ответ:

1 волна (март) – грач.

2 волна (конец марта – начало апреля) – скворец

3 волна (10 –20 апреля) – трясогузка

4 волна (конец апреля – до 25 числа) – мухоловка

5 волна (25 – 30 апреля) – ласточка

6 волна (начало мая) – соловей

7 волна (конец мая) – иволга.

Конкурс 5 “Видно птиц по полёту”.

Ведущий 1: “Видно птиц по полету”, - так говорят о человеке, когда хотят подчеркнуть, что можно по привычкам, по манерам, поведению узнать, кто он такой. Ну, а птицу по полету узнать тем более можно. Летают птицы не все одинаково. Определите по силуэтам летящих птиц.

Предлагаются силуэты птиц: 1 – ласточка, 2 – голубь, 3 – утки, 4 – журавль, 5 – беркут, 6 – сапсан, 7 – ворона.

Конкурс 6 “Брачный союз”.

Ведущий 2: С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц “брачный союз” длится вечность (например лебеди), у других - всего один сезон. Образуйте птичьи пары предложенных птиц.

Ответ:

  1. Петух- курица
  2. Гусь- гусыня
  3. Утка- селезень
  4. Голубь- голубка
  5. Перепел- перепелка
  6. Индюк- индейка
  7. Орёл- орлица
  8. Тетерев- тетёрка
  9. Глухарь- глухарка
  10. Фазан- фазанка

Конкурс 7 “Мастера без топора…”

Ведущий 1: Птицы вылетели из гнёзд за кормом и… забыли, как выглядят их гнёзда. Помогите им найти свой дом, ведь в гнезде могут остаться яйца, а то и птенцы.

Команды получают карточки с изображением птиц и гнёзд, делают соответствия.

Конкурс 8 “Угадай мелодию”.

Ведущий 2: Весна – это птичьи трели. У каждой птицы своя песня. А каким птицам принадлежат эти голоса? (звучит фонограмма голосов птиц, команды записывают, какой птице принадлежит та или иная песня)

Предлагаются голоса следующих птиц: воробей, голубь, малиновка, дрозд, ястреб, ворона, жаворонок, филин.

Конкурс 9 “Поэтическое настроение”.

Ведущий 1: Прекрасное мелодичное пение птиц навевает поэтические мысли. Всего за одну минуту участникам игры предстоит сочинить стихи, посвященные нашим пернатым друзьям.

Слова для рифмы:

Певец – скворец;

Весна - красна .

Конкурс 10 “Что написано пером – не вырубишь топором”

Ведущий 2: Объясните, почему сложились такие поговорки?

1 команда: Седой как лунь. (Самцы хищной птицы луня с возрастом седеют)

Глухая тетеря. (токующий глухарь, тетерев не слышит)

Заладил как дятел.(Дятел долбил короедные деревья с большим упорством, иногда на одном дереве стучит целый день)

2 команда: Забился как сыч (На день сычи забиваются в укромные уголки:в дупла, на чердаки и т.п.)

Как с гуся вода, вышел из воды сухим (Гусь выходит из воды сухим, т.к. его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы)

Вынарядился как щеголь. (Птица щегол действительно пестрая, яркая: спинка у птицы коричневая, крылья – черно-желто-белые.Даже когти и клюв разноцветные. До чего же красиво нарядила его природа!) (время 1 минута)

Конкурс 11 “Бой скороговорок”.

Ведущий 1: Весна – пора брачных игр. Среди самцов некоторых птиц устраиваются настоящие брачные бои. Но мы сегодня, драться не будем, а вот бой скороговорок, пожалуй устроим.

Каждой команде предлагается по одной скороговорке, которую нужно будет проговорить всей командой дружно и слаженно.

1 –ая команда

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали ворон
Сорок орлов попугали ворон,
Сорок коров отогнали орлов.

2 – ая команда

Когда журчат ручьи – грачи.
Когда кричат грачи – ручьи,
Когда грачи – тогда ручьи,
Когда ручьи – тогда грачи.

Конкурс 12 “Птичья кухня”.

Ведущий 2: Птицы – весьма прожорливые существа, ведь переваривание пищи у них происходит очень быстро: от 15 мин. до 2 – 3 часов. (В зависимости от характера пищи.) Чтобы накормить и зимующих, и перелетных птиц нужно знать, чем они питаются. Знаете ли рацион пернатых? Тогда накормите сойку, аиста, грифа, колибри, ворону, клеста, филина, снегиря, скопу, кукушку.

Ответ: сойка – плоды дуба – желуди, аист – лягушки; гриф – падаль; колибри – цветочный нектар; ворона – пищевые отходы; клест – семена еловых и сосновых шишек; филин – мышевидные грызуны, снегирь – сочные плоды рябины; скопа – рыба; кукушка – гусеницы.

Конкурс 13 “ Следствие ведут знатоки”.

Ведущий 1: В данном конкурсе игрокам предстоит определить птиц по рисункам или по фрагментам рисунков.

Предлагаются следующие варианты:

  1. скворец
  2. глухарь
  3. фазан
  4. мухоловка
  5. кедровка
  6. тукан
  7. альбатрос
  8. попугай
  9. журавль
  10. страус

Конкурс 14 “Остроглаз”.

Ведущий 2: В данном конкурсе мы должны выяснить самого наблюдательного капитана. Им предстоит раскрасить силуэты серой вороны в нужные цвета.

Ответы: голова, горло, крылья, хвост – черный цвет, остальное оперение серое. (время 1 мин.)

Конкурс 15 “Актерское мастерство”.

Ведущий 1: Команды должны будут, прибегнув только к помощи мимики и жестов изобразить известные басни И.А.Крылова: 1 команда – “Лебедь, рак и щука”; 2 команда – “Ворона и лисица”. Кроме того, команда – соперница угадывает басню. Оценивается артистичность и верный ответ

Конкурс 16 “Подиум красоты или самая обаятельная и привлекательная”.

Ведущий 2: Настало время домашнего задания “Самая обаятельная и привлекательная” докажите, что ваша птица – самая лучшая на свете.

Костюмированный конкурс, сопровождающийся рассказом о птице

Конкурс 17 “Как курица лапой”.

Ведущий 1: Так люди говорят о людях с плохим, неразборчивым подчерком. А у вас какой подчерк? Сейчас мы это выясним. Зажав фломастер между пальцами ног, попробуйте изобразить какую-нибудь птицу и сделать надпись к рисунку. Например, “Птицы - наши друзья”.

Конкурс 18 “Круг знаний”.

Ведущий 2: А, сейчас, я объявляю конкурс капитанов! (Звучит мелодия песни “Капитаны”). Капитаны каждой становятся на одинаковом расстоянии от жюри и по очереди отвечают на вопросы ведущего. Правильный ответ позволит вам приблизится на шаг ближе к жюри. Побеждает тот, кто первым дойдет до столика жюри.

Вопросы 1 команде:

  1. Передние конечности птиц – это…. (крылья)
  2. Часть нижней конечности, характерная только для птиц. (цевка)
  3. Этот орган чувств развит у птиц слабее всего. (обоняние)
  4. От них произошли птицы. (пресмыкающиеся)
  5. Птица, не садящаяся ни на землю, ни на ветки, ни на воду. (стриж)
  6. Название этой перелетной птицы созвучно с фамилией писателя. (Гоголь)
  7. У этих птиц птенцы появляются на свет чаще всего в середине зимы. (клесты)
  8. Майки футболистов какой страны украшает петушок? (Франция)
  9. Какое народное название вороны. (карга)
  10. О какой птице люди говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея. (павлин)

Вопрос 2 команде:

  1. Наука, изучающая птиц. (Орнитология)
  2. Высокий выступ грудины у птиц (Киль)
  3. “Древняя птица” – это …. (Археоптерикс)
  4. “Пернатая кошка” (Сова)
  5. Какая птица, по пословице, постоянно хвалит свое место обитания? (Кулик)
  6. Именно она стала снохой царя Салтана. (Царевна – Лебедь)
  7. Птица, изображенная на картине А. Саврасова. (Грач)
  8. Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)
  9. Помощью каких птиц пользуются пастухи в южной Африке? (Страус)
  10. “Собрание” глухарей в брачный период (Ток)

В случае равного количества баллов задается дополнительный вопрос: Какая птица может ходить под водой? (Оляпка)

Ведущий 1: Ну, а сейчас, рекламная пауза.

Костюмированная сценка “Спор на скворешне” (автор Г.Ладонщиков) в исполнении учащихся.

Этот случай был в апреле:
С юга птицы прилетели,
Таял снег, а воробья
Выгоняли из жилья.

- Улетай-ка прочь, задира!” –
Просвистел ему скворец.
- Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес,
А, сейчас, под этой кровлей
Для семьи жилье готовлю.
И не тронусь, хоть убей!” -
Прочирикал воробей.

- Не упрямься!
Мне в наследство
Этот дом остался с детства…
Улетай – мой клюв остер!
Вылетай!..

Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Ниже старой привязал
И приветливо сказал:

- Я друзьям сердечно рад!
Охраняйте вместе сад!
Только Миша слез долой –
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.

Конкурс 19 “Милости просим”.

Ведущий 2:

Здравствуй, здравствуй,
Красавица-весна!
Птичий домик у нашего окна;
В этом домике сегодня веселье,
У крылатых жильцов новоселье!

Мы подошли к финишной прямой, проделав огромный “птичий марафон”. К встрече желанных гостей ребята хорошо подготовились, изготовив искусственные гнездовья, которые оценят строгое жюри.

Выставка искусственных гнездовий для птиц.

Завершить сегодняшнюю встречу в клубе весёлых и находчивых хотелось бы стихотворением С.Степановой “Не пугайте резвых птичек!”

Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают.
Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
И в работу очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек,
И сады, и нивы наши
Нам они оберегают,
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают!

Ведущий 1: Заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых. Мне хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней! Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

Подведение итогов игры. Награждение победителей. Развешивание искусственных гнездовий для птиц.

Приложение 1

Приложение 2