Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе по теме "К.Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»". Работа с художественным текстом

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать навыки чтения; способствовать целостному восприятию художественного текста;
  • развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
  • развивать умение формулировать идею произведения;
  • развивать аналитическое восприятие произведения;
  • развивать эмоциональную сферу;
  • развивать творческое воображение через слово, музыку, живопись;
  • обогащать словарный запас, учить видеть красоту морального облика героев, богатство языка писателя:
  • воспитывать языковую чуткость;
  • воспитывать доброту, гуманность, внимательность, наблюдательность;
  • воспитывать чувство сопереживания героям, ответственности за всё живое;
  • воспитывать разумное, бережное отношение к природе в целом;
  • учить отстаивать свою точку зрения, аргументировать свой ответ;
  • учить смотреть и видеть, слушать и слышать учителя и товарищей.

1. Организационный момент.

Подготовка к слушанию музыки. Упражнения на релаксацию.

Эмоциональный настрой. Звучит музыка из пьесы П. И. Чайковского “Времена года” - музыкальной энциклопедии русской природы.

2. Вводная беседа.

С произведениями, какого русского писателя знакомились?

Каким человеком был К. Г. Паустовский? (К. Г. Паустовский много ездил, путешествовал. “Каждая поездка - книга”, - говорил К. Г. Паустовский. В книгах рассказывал о людях, природе, искусстве. Любил интересных людей со значительной биографией. )

Какие рассказы, сказки К.Г. Паустовского читали в 1-2 классах? (“Заячьи лапы”, “Подарок”, “Растрёпанный воробей”, “Кот - ворюга”?)

3. Проверка домашнего заданий.

Какое произведение читали?

Назовите жанр. О чём повествует этот рассказ? (Случай из жизни русского композитора П. И. Чайковского. Композитор пытался противостоять истреблению леса. Борьба добра и зла. )

Что больше всего взволновало в рассказе?

На сколько частей разделён рассказ? Прочитайте план.

4. Актуализация знаний.

Сегодня проанализируем части рассказа, постараемся понять идею произведения, что автор хотел донести до своего читателя, постараемся выразить своё отношение к прочитанному.

Автор не случайно выбрал историю, произошедшую именно с П. И. Чайковским.

Чайковский обладал удивительным сильным чувством природы. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу – он её обожал.

Чайковский был одарён “способностью в каждом листке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни”. (Дневник, 1886) Великий музыкант, он умел слушать и слышать природу.

5. Чтение и анализ 1 части.

Выбор лучшего названия.

Прочитайте, какое место П. И. Чайковский считал воплощением русской природы.

Что вызывало у композитора творческий подъём? Докажите словами из текста.

Объясните выражение “творческий подъём”. (“Творческий подъём - вдохновение” толковый словарь С. И. Ожегова)

Прочитайте описание леса, который так сильно впечатлил композитора.

Опишите состояние души П. И. Чайковского

Прочитайте, что больше всего поразило вас? Прочитайте самые красивые речевые обороты.

Какие слова, выражения вам хотелось бы использовать в сочинениях?

П. И. Чайковский – внимательный, наблюдательный, чуткий, зоркий человек. Каждый раз он видел знакомое место по-новому, сливаясь с природой, ощущая себя её частью.

Прочитайте момент прощания П. И. Чайковского с лесом. (Прощался как со старым знакомым, веря, что они встретятся вновь. )

Почему К. Г. Паустовский так много уделил места описанию. (Хотел показать красоту русской природы, её воздействие на людей искусства, значение природы в их творчестве. )

Русский лес всегда вдохновлял писателей и поэтов, композиторов и живописцев. Шишкин и Левитан, Саврасов и Куинджи.

Рассмотреть репродукции картины И. И. Шишкина “Сосновый бор”, “Лесная глушь”, “Утро в сосновом лесу”, “ Корабельная роща”. Более всего И. И. Шишкин любил изображать хвойный лес. Он был первым в русской живописи, кто раскрыл обаяние могучего бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие. В своих картинах художник передал чувство любви и гордости за красоту земли-матери.

Чтение стихов А. С. Пушкина, С. А Есенина, Ф. И. Тютчева, П. Вяземского, А. Толстого. (Индивидуальное задание)

Передайте своё настроение после чтения 1 части. Воспользуйтесь “Словарём настроений”.

6. Чтение и анализ 2 части.

Какое название дали 2 части? Выбор наиболее удачного.

К. Г. Паустовский писал: “Я не могу дать своим героям беспристрастной оценки. Пусть оценку даёт читатель. Я могу лишь сказать, что всегда жил со своими героями одной жизнью, всегда стремился открыть в них добрые черты, их незаметное порой своеобразие”.

Автор даёт внешний облик героя 1-2 штрихами, остальное домыслит читатель.

Кто главный герой? П. И. Чайковский

Как композитор писал музыку?

Кем были его первые слушатели?(Феня, слуга, лесник Василий)

Прочитайте, как каждый из них слушал музыку?

Отношение Фени к композитору. (Уважение, восхищение, заботливость. )

Слуга. Почему писатель не дал ему имя? (Не имеет своего мнения, человек бездушный, безмолвный исполнитель воли хозяина, поэтому не представляет для автора интереса)

Прочитайте слова Василия, через которые К. Г. Паустовский передаёт своё отношение к слуге.

Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, к её языку, к еёбыту.

Какой герой противопоставлен слуге? (Лесник Василий)

С каким настроением пришёл лесник к П. И. Чайковскому? Прочитайте.

Почему у лесника было такое настроение?

Составление устного портрета лесника. (Старый, необразованный, бедный, совестливый, любящий всё живое, тонко чувствует прекрасное, труженик, хорошо разбирается в людях)

В повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц – народных мелких изречений.

Объясните пословицу “Как поживёшь, так и прослывёшь”.

7. Чтение и анализ 3 части.

Какое название дали 3 части? Выбор наиболее удачного.

Когда закончил работать П. И. Чайковский?

В каком он был состоянии? Почему? (Затратил много сил, отдавал музыке всю душу, был в сильном напряжении)

Рассказ Василия о случившемся. Чтение по ролям.

Какие слова передают состояние лесника? Выборочное чтение.

Какой литературный приём использовал писатель для того, чтобы более образно рассказать о надвигающейся беде? (Олицетворение)

Что такое олицетворение?

Словарная работа. Объяснить значение слова “палачество”

Как изменилось настроение П. И. Чайковского? Сравните с описанием настроения днём?

8. Чтение и анализ 4 части.

Какое название дали 4 части? Выбор наиболее удачного.

Как П. И. Чайковский хотел спасти лес?

В каком месте мы особенно волновались? (Разговор Трощенко и композитора)

Прочитайте диалог по ролям.

Какие слова возмутили?

Согласны ли вы со словами Трощенко? Почему?

Как понимаете пословицу “Смотри дерево по плодам, а человека по делам”?

Вывод. Человек, который не творит сам, не может оценить творчество другого. Трощенко – человек бесчувственный, бессердечный, любит только деньги, не ценит красоту, не думает о будущем поколении. О таких людях говорят “Речи как мёд, а дела как полынь”, “На языке медок, а на сердце ледок”.

Как вы думаете, кто оставит след в жизни своих потомков?

Почему сделка не состоялась?

Словарная работа. Объяснить значение слова “вексель”.

9. Чтение и анализ 5 части.

Какое название дали 4 части? Выбор наиболее удачного

Прочитайте, что увидел П. И. Чайковский по дороге домой.

Какое чувство возникло у вас?

Какой литературный приём использовал К. Г. Паустовский?

Автор сравнивает гибель леса с гибелью живого существа.

Почему автор сравнивает лесорубов с ворами? (Украли жизнь у дерева)

Какой писатель также осуждал бессмысленную жестокость человека по отношению к природе?

(Д. Н. Мамин-Сибиряк “Приёмыш”, “Лесная сказка”)

В рассказе “Лесная сказка” Д. Н. Мамин-Сибиряк писал: “Никакое перо не опишет того ужаса, который совершился в какие-нибудь две недели. Сто лет рос этот дремучий ельник. И его не стало в несколько дней. Люди рубили громадные деревья и не замечали , как из свежих ран сочились слёзы. Они принимали их за обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда их придавит большое горе. А с каким стоном падали порубленные деревья, как жалобно они трещали!” Кто останется равнодушным, читая взволнованное описание рубки леса!

“Если бы дерево умело говорить, когда его рубят, - что бы тогда было? Ведь оно не мёртвое, а живое.”, - писал Д. Н. Мамин-Сибиряк. В этих словах отчаяние, боль за беззащитное дерево, траву, цветок, птицу.

Как в рассказе К. Г. Паустовского вся природа реагировала на происходящее?

Какими глаголами автор передаёт душевное состояние П. И. Чайковского?

В каких словах заключена главная мысль рассказа?

Каким словом писатель называет действия лесорубов?

Словарная работа. Объяснить значение слова “варварство”.

К. Г. Паустовский писал: “Да, каждое убитое дерево – вина человека, наш грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на Родине. Иногда на месте вырубленного леса вырастет новый лес.

Но это уже не тот могучий лес из вековых сосен и ровных, как свеч берёз. Такого уже не будет. Молодое разнолесье по-своему красиво, но это уже не тот лес, который человек уничтожил”.

10. Обобщение по теме.

Опишите своё настроение после чтения рассказа.

Объясните название рассказа “скрипучи половицы”.

Что больше всего запомнилось?

Какое желание возникло?

Почему этот рассказ помещён в разделе “Природа и мы”?

Как вы понимаете выражение “любить природу”?

Люди, любящие природу, стараются жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Послушайте историю, связанную с именем гения русской литературы А. С. Пушкина.

Каждый год в первое воскресенье лета со всех концов страны, из-за рубежа собираются гости в музее-заповеднике Михайловском, Здесь на древней псковской земле, несколько лет жил А. С. Пушкин, здесь созданы многие его произведения (“Руслан и Людмила”, “Няне”, “Зимний вечер”, “Евгений Онегин”). Михайловское объединяет судьбу человека, прославившего Отечество, и судьбу самого места, частицы Родины, связанного с жизнью гения.

На околице Михайловского, возле калитки ведущей к усадьбе поэта стоит старая, престарая сосна, - самое древнее дерево в здешних рощах. Ей лет 300, а может быть и больше. Стоит сосна как маяк на берегу взморья. От неё хорошо видно: окрестные поля, озёра, холмы, нивы, деревни - всё воспетое А. С. Пушкиным.

“Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья”.

Но эта сосна ещё и живой памятник Великой Отечественной войне.

В 1944 году она стояла на передовой линии фронта. В Михайловском были гитлеровцы. Было вырублено около 40000 сосен для построения блиндажей. Но наша сосна была слишком мощным деревом, пила её брала плохо. И в её кудрявой кроне фашисты сделали гнездо для снайпера.

Её дряхлый искалеченный ствол, сломанные сучья напоминают о героических днях освобождения пушкинской земли от фашистов. Но вот война ушла. Началась в Михайловском новая жизнь. Пришли заботливые люди. Лесники сделали всё, чтобы вылечить сосну и продлить её жизнь. Очистили искалеченные корни, подлечили израненный ствол, подкормили дерево специальными удобрениями. И старый герой ожил. Теперь в его кроне весной слышатся птичий гомон и щебетанье. Вокруг появилась молодая роща. Нескончаемой вереницей идут по тропе к дому Пушкина люди и все они останавливаются перед деревом-героем. Ведь старая Михайловская сосна - живой современник, друг великого поэта.

Нет на земле такого человека, который бы не встречался с лесом. Незримо, ненавязчиво лес окружает человека всю его жизнь.

Добрые правдивые книги К. Г. Паустовского словно говорят: “Давайте обитать вместе!”. Напоминают о том, что нужно крепко задуматься над нашей общей бедой: вырубаемых лесах, высыхающих морях и водоёмах, затопленных полях, залитой мазутом траве, о губительном воздействии разбрасываемых по полям вредных веществ,

К чему призывают книги писателя? (Жить в дружбе с природой, беречь, любить и приумножать зелёный наряд земли. )

Жизнь дана на добрые дела.

11 Задание на дом.

Задание дифференцированное.

1. Составьте текст – рассуждение на тему урока, связав смысловые части с помощью слов “потому что, во-первых, во-вторых, кроме того”.

2. Найдите слова, которые смогут убедить купца не губить лес.

3. Составьте картинный план рассказа. Пересказ описания природы близко к тексту. (По выбору. )

4. Продолжить рассказ: “Однажды утром я вышел из своего дома и вдруг увидел, что какой-то незнакомый мальчик ломает ветки нашей любимой сирени. Тогда я …”.

12. Подведение итогов урока. (Рефлексия)

Что больше всего запомнилось на уроке?

Какие выводы вы сделали для себя?

Что больше всего понравилось на уроке?

“В тебе величье моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!”.

(Всеволод Рождественский)