Квадратные уравнения

Разделы: Математика


Этот урок является предпоследним уроком по данной теме и является уроком обобщения и систематизации знаний и умений, предваряющим урок-зачет. Преподавание идет по комплекту учебных пособий под редакцией Мордковича Выбранная форма урока предполагает достаточную долю самостоятельной деятельности, предваряющей сам урок, что вполне соответствует уровню развития и образованности учащихся первой страты, который был описан мной в предыдущей публикации. (Волчек Н.Л. Стратовая дифференциация обучения в современной школе.//Проблемы теории и практики управления образованием: Материалы межрегиональной конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 280с., С. 118-120Мордкович А. Г. Алгебра 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2001. – 160 с.120.) На предыдущем уроке ученикам было предложено творческое задание: составить схему, отражающую виды квадратных уравнений, методы их решения. Содержание теоретического и практического материала учителем не ограничивалось, поэтому полученные схемы достаточно разнообразны. Ознакомиться с наиболее интересными можно в приложении. Кроме схем в домашнем задании на выбор было предложено выполнение нескольких упражнений, предполагающих наработку навыка решения квадратных уравнений различными способами. Предложенный выбор позволяет учесть интересы детей не склонных к творческой работе по математике и реализовать один из основных воспитательных моментов при обучении математике (свобода выбора)

Образовательные задачи: создать условия для

  • повторения основных видов квадратных уравнений и методов их решения;
  • обобщения и систематизации умений учащихся решать квадратные уравнения;
  • совершенствования навыков решения квадратных уравнений на примере решения уравнений с параметрами
  • формулирования учащимися общих рекомендаций по решению квадратных уравнений с параметрами.

Развивающие задачи: продолжить совершенствование

  • логического мышления учащихся;
  • умения классифицировать объекты;
  • умения выбирать главное;
  • навыки работы с книгой и дополнительными источниками информации;
  • математической речи учащихся;
  • умения владеть собой на публичном выступлении;
  • умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их.

Воспитательная задача: продолжать воспитание познавательного интереса к предмету.

Тема урока: “Квадратные уравнения”

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Методы обучения:

а) словесно-иллюстрационные;

б) наглядные;

в) частично-поисковый;

г) практический.

Оборудование: карточки со схемами, проектор, кодопозитив с решением.

Форма организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная.

Предполагаемый результат:

1) усовершенствованная математическая речь учеников;

2) ученики приобретают в своей копилке методов решения уравнений обобщенный метод решения квадратных уравнений с параметром и совершенствуют его применение.

Конспект урока.

Образовательные задачи: создать условия для

  • повторения основных видов квадратных уравнений и методов их решения;
  • обобщения и систематизации умений учащихся решать квадратные уравнения;
  • совершенствования навыков решения квадратных уравнений на примере решения уравнений с параметрами
  • формулирования учащимися общих рекомендаций по решению квадратных уравнений с параметрами.

Развивающие задачи: продолжить совершенствование

  • логического мышления учащихся;
  • умения классифицировать объекты;
  • умения выбирать главное;
  • навыки работы с книгой и дополнительными источниками информации;
  • математической речи учащихся;
  • умения владеть собой на публичном выступлении;
  • умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их.

Воспитательная задача:

  • продолжать воспитание познавательного интереса к предмету.

План урока.

1. Организационный момент: сообщение темы и цели урока.

На протяжении многих уроков мы рассматривали квадратные уравнения и методы их решения Целью сегодняшнего урока является обобщение и углубление знаний о квадратных уравнениях и методах их решения. Кроме того, мы будем решать квадратные уравнения с параметрами.

2. Актуализация знаний учащихся

А) Проверка домашнего задания.

На сегодняшний урок у вас было особое задание. Вам предлагалось составить схему решения различных видов квадратных уравнений. Предложите классу свою схему.

После представления происходит обсуждение предложенных учащимися схем. Указывая на достоинства и недостатки предложенных схем, участники урока отмечают лаконичность или подробность, использование дополнительных источников информации и другое.

Одна из наиболее удавшихся, на мой взгляд, схем приведена в приложении 1.

Б) Устная работа.

По написанным на доске уравнениям ученики обсуждают следующие вопросы:

А) 6х2+(р-1)х+2-4р=0;

В) (р-2)х2+3х+р=0;

С) 3х2-(2р+3)х+2+р=0

D) (6-р)х2+(2р+6)х+12=0.

При каких значениях параметра р заданное уравнение является неполным квадратным уравнением?

При каких значениях параметра р заданное уравнение является приведенным квадратным уравнением?

При каких значениях параметра р заданное уравнение является неполным неприведенным квадратным уравнением?

При каких значениях параметра р заданное уравнение является неполным приведенным квадратным уравнением?

При каких значениях параметра р заданное уравнение является линейным уравнением?

3. Решение задач.

1) На доске написаны уравнения:

Х2=а, х2=4а2, ах2=4

Учитель просит учащихся ответить на вопросы (сначала устно, а затем записать свой ответ в тетради вслед за учителем, пишущим на доске):

  • При каких значениях а уравнение не имеет решения?
  • При каких значениях а уравнение имеет один корень? Найдите этот корень.
  • При каких значениях а уравнение имеет два разных решения? Найдите эти корни.
  • Можно ли дать однозначный ответ о решении квадратного уравнения с параметром? Почему?

2) Используя методику “мозговой штурм” учащиеся в малых группах с помощью учителя решают уравнения

а) х2 - (2 р + 1) х + (р2 + р - 2) = 0 и б) р х2 + (1 - р) х – 1 = 0.

3) Вычленение основных рекомендации по решению квадратных уравнений с параметром (смотри ниже).

4. Самостоятельное решение уравнения

Х2 – 2 (а – 1)х + а2 - 2а – 3 = 0

с последующей самопроверкой по предложенному учителем на кодопозитиве решением.

5. Постановка домашнего задания: Учебник :с. 128 (разобрать примеры 7 и 8), Задачник: № 953 (б)

6. Итог урока.

Сегодня мы повторили, как решаются квадратные уравнения и рассмотрели особенности их решения с параметрами. Узнали, в чем состоит метод решения квадратных уравнений с параметром, и сформулировали основные рекомендации по его применению.

Общие рекомендации по решению квадратных уравнений с параметром.

  1. Проверить: может ли старший коэффициент быть равным 0. В случае положительного ответа решить получившееся линейное уравнение.
  2. Найти дискриминант квадратного уравнения D по формуле D = b2-4ac.
  3. Если дискриминант отрицателен, то уравнение не имеет решений.
  4. Если дискриминант равен 0, то уравнение имеет 1 решение х =
  5. Если дискриминант положителен, то уравнение имеет два различных корня:

х =