Урок русского языка в 4-м классе "Местоимение. Обобщение и систематизация изученного материала"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи местоимении.
  2. Формировать умение правильно употреблять и писать личные местоимения с предлогами.
  3. Воспитывать уважение к своим друзьям.

Оборудование: демонстрационный материал по теме урока, магнитофон с кассетой, раздаточный материал с текстом.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы
1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

Аяамыатыавыа

- Найдите закономерность и закончите цепь.

- Что вы заметили?

3. Тема урока.

- Какая же тема нашего урока?

- Да, сегодня на уроке мы с вами обобщим знания о местоимении.

- Что такое местоимение?

- Правильно. Сейчас послушайте отрывок из песни и запишите местоимения, которые услышите.

Я, ты, он, она -
Вместе целая страна
Вместе дружная семья
В слове мы сто тысяч я.

- Какие местоимения вы записали?

- На какие группы делятся эти местоимения?

- Что можно сказать о местоимении?

- Что можно сказать о местоимении 3 лица ед.числа?

В этой цепи спрятаны местоимения:

1 лицо.ед. ч., 1 лицо,мн.ч., 2лицо, ед.ч., 2лицо,мн.ч., 3лицо ед.ч., 3лицомн.ч.

Местоимение.

Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их.

Я ты он она мы

На лица, числа, рода.

Местоимения бывают 1 лица, 2 лица, 3 лица, единственного и множественного числа.

Местоимения 3 лица ед.ч. изменяются по родам.

 

4. Физкультминутка. (упражнения для глаз )

5. Работа со словосочетаниями.

- Посмотрите внимательно на доску. Что написано на доске?

- Правильно ли они написаны?

Подошёл (она)

Посмотрел (они)

Позвонил (она)

Возвратился (он)

Поздравляю (он)

Отвечал (они)

- При выполнении этого задания, какое правило вы должны вспомнить?

Вывод: Местоимения изменяются по падежам и с предлогами пишутся отдельно.

6. Работа по учебнику.

- Задание: выписать местоимения с предлогами и определить падеж.

- Как же определили падеж у местоимения?

7. Редактирование текста.

- Перед вами листок с текстом. Прочитайте его про себя.

- Понравился вам текст? Что вы заметили в нём?

- Задание: там, где считаете нужным замените существительное местоимением.

(чтение текста 2 уч-ся)

- Почему с Алёшей хочется дружить?

Прочитайте последнее предложение. Разберите его по членам предложения.

- Какой делаем вывод?

8. Работа с пословицами.

- Составьте пословицы из двух частей. Скажи мне, кто твой друг советуйся с ним.

С кем поведёшься,

Если у тебя есть друг,

и я скажу, кто ты.

от того и наберёшься.

- Объясните первую пословицу.

- У вас есть друзья?

- Вот о них я узнаю из ваших домашних сочинениях, которые вы напишете к завтрашнему дню 5-6 предложений о своём друге, подруге.

9. Итог урока.

- Что же мы с вами вспомнили о местоимении?

Словосочетания: глагол с местоимением.

Нет. Местоимения нужно изменить и поставить в нужный падеж.

Местоимения с глаголами пишутся отдельно. После предлогов у местоимения 3 лица вначале пишется буква н.

У тебя ( Р.п.), с тобой ( Т.п.). для тебя (Р.п.).

Так же как и у существительного. По предлогу, вопросу.

Мой друг.

Мой самый лучший друг - Алёша. Мы с Алёшей учимся в одном классе. У Алёши много увлекательных книг. Я часто обращаюсь к Алёше за помощью. Алёша хороший, отзывчивый мальчик. Я думаю, Алёша никогда не бросит своего друга в беде. Мне хочется дружить с Алёшей всю жизнь. Я горжусь Алёшей.

Да. Повторы имени Алёша.

(учащиеся пишут текст)

Алёша настоящий друг. Он поможет в трудную минуту. Не бросит друга в беде.

Я горжусь им.

Местоимение в предложении может быть и подлежащим и дополнением.

Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, и количество, но не называет их. Местоимение бывает 1, 2,3 лица, единственного и множественного числа. Местоимение 3 л. ед. ч. изменяются по родам. Местоимение изменяется по падежам, с предлогами пишутся отдельно. В предложении местоимения могут быть и подлежащим и дополнением.