Открытый урок по русскому языку во 2-м классе "Обобщение знаний об имени существительном. Части речи"

Разделы: Начальная школа


Образовательные задачи:

  • обобщить знания об имени существительном,
  • тренироваться в определении частей речи,
  • упражняться в разборе предложения по членам предложения и нахождению словосочетаний,
  • тренироваться находить и проверять безударные гласные в корне слова.

Развивающие задачи:

  • развивать речь детей,
  • расширять словарный запас учеников.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать внимание к слову,
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

  • 4 паровозика,
  • 12 вагончиков,
  • 3 больших листа и 3 маркера,
  • магниты, плакаты.

3 человека выполняют задания на карточках.

Вставить пропущенные буквы.Определить части речи.

Прол_вной, ч_рнеет, с_сулька, с_сна, зв_нит, закр_чал, л_нейка, см_льчаки, сп_ртивный, пом_рились, к_рмушка.

I. Чистописание

1. Показываю на доске написание сочетания ОЛО с последующим верхним и нижним соединением.

2. Показываю написание слов ЗОЛОТОЙ, МОЛОДЕЕТ, СОЛОВЕЙ.

3. – На какое правило эти слова?

- Как проверить?

- Определите части речи данных слов.

Тема урока: “Обобщение знаний об имени существительном. Части речи.”

- Что называется именем существительным? Именем прилагательным? Глаголом?

II. Словарная работа.

- Записать слова в три столбика: сущ., прил., глагол. Три человека выполняют это задание на листах формата А-3.

Сиять, салют, готовый, нашел, рисовать, осина, облака, весенний, гореть, ромашка, метро, прекрасный, интересный.

Проверка проводится с листов.

- Найдите среди этих слов слова с безударными проверяемыми гласными и подберите проверочные слова. Выставляются отметки за работу на листах.

III. Обобщение знаний о частях речи.

1. - Повторим, что знаем об имени существительном.

2. – Прочитайте слова, записанные на доске.

Гнездо, ледоход, капель, лягушка, солнце, скворец, сосулька, бабочка, ручьи, кораблик, грач, проталины, птенец, новоселье, облако.

- Объясните значение слов проталины, ледоход, капель

- Найдите слова с безударной проверяемой гласной

- Ученики первого ряда выписывают существительные женского рода, ученики второго ряда - мужского рода, третьего ряда - среднего рода.

Проверка. Читаем слова по рядам.

- Какие слова не выписали? Почему? (Во множественном числе род не определяется.)

Физминутка.

- Сейчас немножко отдохнем и подвигаемся.

- На столе у каждого лежит “ слово- вагончик”.

- Прочитайте.

- В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе.

- Распределите вагончики по составам.

Далее приведены слова, записанные на вагончиках:

прятки, клещи, сутки, каникулы, сливки, дрожжи, шахматы, шашки, брюки, ножницы, чернила.

3.- Прочитайте еще раз слова, записанные в тетради. Определите тему. Составьте предложения. Рассказ.

4. - А теперь прочитаем еще один текст на тему “Весна”.

- Откройте учебник на странице 185 упр.351 (Т. Г. Рамзаева “Русский язык. Учебник для 2-ого класса четырехлетней начальной школы” Москва 2002 г.

- О каком событии говорится в тексте?

- Прочитайте первое предложение.

Весной лес ожил.

- Правила?

- Спишите в тетради. Подчеркните основу предложения, надпишите части речи, выпишите словосочетания (один ученик выполняет задание на доске).

- Остальные 3 предложения разбираются самостоятельно с последующей проверкой.

IV. – Какова была тема урока? Что мы повторили?

V. – Д/з: стр. 186 упр. 352.

Приложение