Урок развития речи в 1-м классе "Составление вопроса и ответа" (2 часа)

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжать учить строить предложения, сравнивать вопрос и ответ, находить их отличительные свойства; формировать умение делать связные высказывания, составлять вопросы, давать на них полные ответы; развивать устную речь, коммуникативные умения, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать уважительное, внимательное отношение к окружающим.

Ход урока

I. Речевая разминка.

- С чего начинается каждый наш урок развития речи? (со скороговорки)

Сегодня мы будем делать речевую разминку таким же способом, как работали со скороговоркой, но проговаривать будем стихотворение:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- Как вы думаете, почему некоторые слова написаны другим цветом?

- Зачем я так написала?

- Почему именно эти слова были выделены?

- Прочитайте только выделенные слова. Что получается? Как вы их понимаете?

II. Составление предложений.

1. Беседа

- В предложении слова могут стоять в любом месте? (нет, предложения строятся по определённым законам)

- Какое слово мы должны искать сначала? (главное слово, которое называет, того о ком или о чём говорится в предложении)

- К каким словам мы ставим вопрос что?, а к каким - вопрос кто?

- Какое слово мы ищем далее? (слово, которое называет действие, которое совершает главное слово)

- На каком месте в предложении могут стоять слова, обозначающие место и время действия?

Надо помнить, что предложение строится по определённым законам, каждое слово в предложении имеет своё место, все слова в предложении связаны друг с другом по смыслу, предложение должно выражать законченную мысль.

2. Составление предложения из отдельных слов:

искала, мышиные, на, норки, лисица, полях

в, стриж, гнездо, сел, влетел

3. Составление схемы построения предложения

Схема построения предложения.

4. Самостоятельная работа: составить предложение.

в, медведь, сладко, берлоге, спит

Вывод:

  • предложение строится по определённым законам, каждое слово в предложении имеет своё место,
  • все слова в предложении связаны друг с другом по смыслу,
  • предложение должно выражать законченную мысль.

III. Физкультминутка

5. Продолжение работы над составлением предложений.

- Сейчас мы попробуем составить предложения, которые содержат глубокий смысл и заставляют нас задуматься о своём поведении, учат нас, как надо вести себя с окружающими людьми. В них не всегда есть главное слово.

добром, платят, добро, за (За добро платят добром)

пожалей ,тебя, ты, пожалеют, и (Ты пожалей – и тебя пожалеют).

человек, по, всякий, дел, познаётся (Всякий человек по делу познаётся)

(После составления каждого предложения проводится работа над содержанием).

Вывод:

- Чему учат нас эти пословицы? Как надо вести себя с окружающими людьми?

IV. Изучение нового материала.

1. Объявление темы и задач.

- Сегодня мы с вами будем учиться строить предложение-ответ на вопрос.

- Какой может быть ответ на вопрос? (полный или краткий)

- Каким из них вы чаще пользуетесь?

- Сегодня мы будем учиться давать полный ответ на вопрос.

2. Сравнение вопроса и ответа.

- Сначала нам необходимо выяснить, чем похожи и чем отличаются вопрос и ответ? Прочитайте вопрос и ответ на него.

Что нарисовал Миша?

Миша нарисовал берёзу.

Вывод: в ответе повторяются слова вопроса; начало ответа строится из последних слов вопроса.

3. Наблюдение за порядком слов в вопросе и ответе.

- Прочитайте вопросы. Что вы заметили? (В начале стоит слово, которое содержит сам вопрос)

Где зимует белка?

На что похоже её гнездо?

Как оно называется?

- Где стоят слова-вопросы?

- Какие ещё слова-вопросы вы знаете?

- Найдите правильный ответ на каждый вопрос.

Оно называется гайно.

Белка зимует в гнезде.

Гнездо белки похоже на шар.

- Где стоят слова-ответы?

- Есть ли в них слова из вопроса?

- Как построен ответ?

Вывод: слово-вопрос стоит в начале предложения, а слово-ответ – в конце; при составлении ответа используются слова вопроса.

V. Физкультминутка.

Игра “Пожалуйста”. Правила: учащиеся выполняют приказ учителя только тогда, когда он сказал волшебное слово “пожалуйста”.

VI. Работа над составлением вопроса и ответа.

1. Беседа о диалоге.

- Когда чаще всего человек задает вопросы? (во время разговора с другими людьми).

- Когда вы читали азбуку, то знакомились со словом, которое обозначает разговор двух и более человек. (диалог)

- Как называются слова каждого из участников диалога? (реплики)

- Реплики надо читать по очереди.

Чтение шуточного диалога учащимися в парах (на карточках). Учитель напоминает о соблюдении интонации вопроса и ответа при чтении.

1.

- Пылесос, пылесос,
Ты куда суёшь свой нос?
- Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я порядок навожу.

2.

Ира просит:
- Ёжик, ёж, ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под ёлки:
- Ниток нет – одни иголки.

3.

- Воробей, чего ты ждёшь?
Хлебных крошек не клюёшь?
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.

4.

- Ручеёк, куда спешишь?
- К речке, к речке, мой малыш!
- Ручеёк, когда ты спишь?
- Никогда не сплю малыш.

2. Составление ответа на вопрос.

- Коллективная работа:

Что наступает после зимы?

Как зовут друга Чебурашки?

Что любит кушать Вини Пух?

3. Работа с дидактическим материалом

ПРОЧТИ, СПРОСИ, ОТВЕТЬ.

Жора нашёл под пнём норку ежа.

Там лежали пять ежат.

Они ждали маму.

Жора только погладил ежат и ушёл.

Ежихе это не понравилось, и она увела ежат.

Когда Жора опять прибежал к старому пню, там ежат уже не было.

Кто…? Чью …?

Кто …? Что делали …? Кого …?

Кто …? Кого…? Что сделал …?

Кому …? Кого …?

Кто …? Кого …? Когда …?

У Вити много книжек.

Они лежат на этажерке.

Витя бережёт книжки.

Иногда он даже меняет на них пожелтевшие обложки.

У кого …? Чего …?

Где …?

Кто …? Что …?

Что …?

У Жени плюшевый медвежонок.

Женя никогда не обижает его.

У кого …? Что есть …?

Кто …? Как относится …?

4.Самостоятельная работа в парах:

Письменно задать вопрос соседу по парте, и ответить на вопрос соседа.

V. Итог урока.

- Чему мы научились сегодня?

- Как надо строить предложение?

- Как правильно дать полный ответ на вопрос?