Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы

Разделы: Преподавание в начальной школе


Организуя ситуацию субъект-субъектных отношений на уроке, я изучала теорию вопроса в рамках самообразования по теме: “Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках литературы, русского языка и спецкурсе”. Проанализировав теоретический материал, я провела исследование в начальной школе “Личность”, при котором детям предлагались для самостоятельной работы разные по степени сложности самоорганизации задания. При оценке результата учащихся в исследовании в первую очередь рассматривался уровень самостоятельности в процессе выполнения. Наиболее высокие результаты отмечены мною при выполнении учащимися самостоятельной работы, направленной на воспроизведение образца (80%). Значительно ниже были результаты тех работ, где деятельность учащихся была направлена на разрешение проблемной ситуации (54%). Таким образом, мною было определено поле экспериментальной деятельности :

  • умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося.

При целенаправленном формировании навыков самостоятельной деятельности все побуждения, связанные в познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными, усиливается их предвосхищающая роль и в учебной деятельности, возрастают активность школьников в перестройке мотивационной сферы, наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними.

Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности обуславливается индивидуально-психологическими особенностями обучающегося как субъекта. Собственно успешность самостоятельной познавательной деятельности субъекта впрямую зависит от степени развитости элементов саморегуляции.

В системах саморегуляции у учащихся должна быть прежде всего сформирована целая система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания.

Учащемуся нужно уметь:

  • понимать предложенные учителем цели,
  • формировать цели самому,
  • удерживать цели до реализации, не позволяя вытеснять их другими, также представляющими интерес,
  • выделять условия, важные для реализации своей цели,
  • применительно к условиям выбирать средства достижения цели,
  • определять последовательность действий,
  • уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной,
  • уметь корректировать свои действия,
  • иметь определенные коммуникационные умения,
  • иметь необходимые практические сформированные навыки работы.

Умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося. При этом развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности, в дальнейшем - социализации.

Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознательности и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Я включила в систему своей практики использование модульной технологии, изучив труды П.И.Третьякова и И.Б.Сенновского “Технология модульного обучения в школе”. Монография предполагала систему модулей для старшеклассников, но рациональное зерно технологии оказалось применимо и в начальной школе. Применение модульной технологии в начальной школе потребовало от меня внесения некоторой переработки.

Апробированная мною в начальной школе модульная технология обеспечивает проблемный подход в обучении и возможность выхода на творческий уровень планомерно и осознанно. Гибкость модульного обучения связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей и возможностей обучаемого, при этом дифференциация проводится в двух направлениях: содержательном и процессуальном.

Положительная роль модульного обучения, связана с осознанностью перспективы обучения каждым учеником и предоставлением доступной возможности усвоения добытого по собственному желанию материала.

Использование модульной технологии в моей практике способствует развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Я понимаю, что малыши, становящиеся школьниками, имеют различный уровень развития произвольной и мотивационной сферы. Нередко мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, т.е. мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Преодоление такой ситуации – трудная, но последовательно достижимая для меня задача.

Используя модульную технологию, я строю работу с опорой на технологические карты (см. приложение 1.), что дает ребенку возможность оценить дозированную достижимую учебную задачу, принять ее и сформулировать собственную конкретную цель на определенный этап деятельности. При создании технологической карты я опиралась на существующий в психологии системно-деятельностный подход, использовала технологию деятельностного метода.

Для организации целеполагания я использую беседу по результатам анализа детьми собственных действий или результатов предыдущего этапа, при этом логика вопросов беседы выстраиваю таким образом, что вывод о значимости и необходимости изучения данного материала дети делают сами, сами пробуют ставить перед собой учебную задачу, собственную цель. Определившись с целью, ребенок заносит ее в технологическую карту – теперь к поставленной цели можно неоднократно возвращаться при организации самоконтроля и самоанализа. Последовательно выстроенные цели обозначают шаги ребенка к достижимому результату, что придает всем действиям осознанный характер. Конечно, это длительная работа, непосильная для первоклассников, постепенно, последовательно становится доступной и привычной при систематической тренировке в анализе собственных результатов и их прогностической оценке.

Для учеников-малышей начальной школы, привыкших от рождения к опеке взрослых и не мыслящих себя вне этого контроля, умение ставить перед собой собственную цель является формирующейся единицей. Для привития этого навыка я использую словесные инструкции (в ходе беседы) или пошаговые письменные инструкции (в виде собственно разработанных технологических или инструкционных карт) для хорошо читающих детей. В технологическую карту мною заложена возможность работы с алгоритмами, что само по себе развивает речь учащихся при проговаривании всей цепочки рассуждений. В 4-м классе технологическая карта предполагает возможность самостоятельного планирования действий. Такая технологическая карта одновременно является элементом контроля для ребёнка, позволяющим отследить порядок действий, их содержание, напоминающим об аналитическом сравнении цели и полученного результата действий. Уровень самоорганизации учеников возрастает, (что подтверждают соответствующие исследования, проведенные мною в начальной школе “Личность”), по мере систематического использования технологических карт. По опыту работы в режиме эксперимента мною установлено, что второклассникам и третьеклассникам технологическую карту лучше планировать на объем одного – двух уроков (см. образцы в приложении 1.1), при этом план работы предельно и детализировано расписан, и ребенок только им руководствуется. Постепенно для детей в технологической карте я оставляю пункты, которые детям необходимо перестроить в логическом порядке или самостоятельно спланировать, схематизировать. Навык планирования своих учебных действий у каждого ребенка формируется согласно его индивидуальным особенностям, кому-то этому будет необходимо ещё учиться и в средней школе.

“Предлог как часть речи.” с опорой учащихся на технологическую карту.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН.

Цели:

1. Познавательный аспект

  • Формирование знаний о предлоге как части речи.
  • Формирование специальных умений

вновь формируемые: умение выделять предлоги в речи.

  • Использовать предлог в правильном значении.
  • Подлежащие развитию: совершенствование навыка чтения, схематезирования.
  • Формирование и развитие общеучебных навыков: умение планировать, осуществлять целенаправленную деятельность, конспектировать, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность,

2. Развивающий аспект:

  • Развитие речи: обогащение словарного запаса, выделение смысловых линий, развитие монологической речи.
  • Развитие мышления: анализ текста – выделение главного, синтез, целеполагание, структурировать, соотносить образ и мысль, обобщать.
  • Развитие сенсорных сфер: соотношение пространственных номинаций,

3. Воспитательный аспект:

  • Воспитание внимательного отношения к слову и своей деятельности,
  • Воспитание внимательного отношения к коллективу при организации групповой деятельности,

Оборудование:

  • Доска, мел.
  • Технологическая карта для каждого ученика.
  • Цветные карандаши.
  • Рабочие тетради.

Схема урока

этап

цель

содержание Формы и методы
Определение темы

Организация целеполагания

По итогам предложенной актуализирующей самостоятельной работы С.Р. – индивидуально

Беседа - фронтально

Изучение нового материала через практическое действие Выполнение движений, составление рисунка.

Организация анализа с опорой на технологическую карту.

Самост.р.

Беседа - фронтально

Подведем промежуточный итог взаимопроверка Самоконтроль, взаимоконтроль – парная работа
Первичное закрепление Использование предлогов

в словосочетании.

Самоконтроль, упражнение, инд.
Закрепление изученного. Использование предлогов

в речи. Коллективное творчество.

Коллективная с.р. группы
Подведем итоги Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед.

Оценка:

Беседа, фронтально, самоанализ.

Образец технологической карты урока. Данная технологическая карта может быть рассчитана на один или два урока (в зависимости от уровня подготовки и темпа работы класса)

_______________ как часть речи

Технологическая карта _______________________________ученика ____класса

этап

цель

содержание результат
Определение темы

Я буду

Прочитай текст, вставь пропущенные слова.

Кружатся снежинки ____ холодном воздухе. Катаются дети ___ коньках ___ гладкому льду. Весело ребятам ____ зимнее время ____ улице.

Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока.

Тема:
Знакомство с темой

Я хочу узнать

(к)морю, (в)поле, (на)поле

побежал ____ класс

побежал ____ класса

  • Нарисуй маленький домик.
  • Поставь стрелки в разных направлениях.
  • Запиши предлоги, соответствующие стрелкам.

(рисунок домика со стрелками)

Узнай дополнительно СП стр. 150

Предлог – это _________________

_________________

_________________

Складывай предлоги в корзину

Подведем итог Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. + или -
Использование предлогов в словосочетании.

Я учусь….

  1. Используй предлоги из корзины
  2. Составляй словосочетания со словом стол

Например: НА – стоял на столе., …

2. Отметь своё задание!

Выполни упражнения 377, 381

(стр.151 – 153)

из справочного пособия

Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно!
Использование предлогов в предложении. 1. Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. Оцени работу своей группы
Подведем итоги Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. Оценка:

Конспект урока

1. Оргмомент.

Цель: обеспечить готовность к уроку.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

У: Я предлагаю записать в качестве чистописания букву В (заглавную и строчную).

Д: прописывают строчку в тетради.

У: Скажите, пожалуйста, а может ли буква быть словом?

Д: могут ответить и ДА, и НЕТ. Смотря какая буква. Например, “Я” – слово.

У: Тогда, давайте проверим. Я предлагаю вам найти в технологической карте в средней колонке текст и вставить недостающие слова.

2. Актуализация изученного материала, подготовка к изучению новой темы – фронтальная организация беседы.

Прочитай текст, вставь пропущенные слова.

Кружатся снежинки ____ холодном воздухе. Катаются дети ___ коньках ___ гладкому льду. Весело ребятам ____ зимнее время ____ улице.

Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока.

Дети выполняют работу самостоятельно, записывают в тетрадь текст и определяют тему урока.

Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках по гладкому льду. Весело ребятам в зимнее время на улице.

У: Давайте посмотрим , какие слова вы вставили и что получилось.

Д: Мы вставили в, на. Это предлоги . Значит, тема урока – предлоги.

У: Впишите, пожалуйста, тему в технологическую карту.

этап

цель

содержание результат
Определение темы

Я буду изучать предлоги.

Прочитай текст, вставь пропущенные слова.

Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках по гладкому льду. Весело ребятам в зимнее время на улице.

Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока.

Тема: “Предлог как часть речи”

У: Я предлагаю вам подняться и встать около парты, встать перед партой, присесть под партой и т.д.

Д.: Выполнили движения.

У.: Я использовала слова “Встать” или “Присесть” со словом “Парта”. Почему же вы меняли место и положение?

Д: Вы говорили слова “за”, “перед” и “под” и др. Это были предлоги!

3. Организация целеполагани