Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы

Разделы: Преподавание в начальной школе


Организуя ситуацию субъект-субъектных отношений на уроке, я изучала теорию вопроса в рамках самообразования по теме: “Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках литературы, русского языка и спецкурсе”. Проанализировав теоретический материал, я провела исследование в начальной школе “Личность”, при котором детям предлагались для самостоятельной работы разные по степени сложности самоорганизации задания. При оценке результата учащихся в исследовании в первую очередь рассматривался уровень самостоятельности в процессе выполнения. Наиболее высокие результаты отмечены мною при выполнении учащимися самостоятельной работы, направленной на воспроизведение образца (80%). Значительно ниже были результаты тех работ, где деятельность учащихся была направлена на разрешение проблемной ситуации (54%). Таким образом, мною было определено поле экспериментальной деятельности :

  • умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося.

При целенаправленном формировании навыков самостоятельной деятельности все побуждения, связанные в познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными, усиливается их предвосхищающая роль и в учебной деятельности, возрастают активность школьников в перестройке мотивационной сферы, наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними.

Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности обуславливается индивидуально-психологическими особенностями обучающегося как субъекта. Собственно успешность самостоятельной познавательной деятельности субъекта впрямую зависит от степени развитости элементов саморегуляции.

В системах саморегуляции у учащихся должна быть прежде всего сформирована целая система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания.

Учащемуся нужно уметь:

  • понимать предложенные учителем цели,
  • формировать цели самому,
  • удерживать цели до реализации, не позволяя вытеснять их другими, также представляющими интерес,
  • выделять условия, важные для реализации своей цели,
  • применительно к условиям выбирать средства достижения цели,
  • определять последовательность действий,
  • уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной,
  • уметь корректировать свои действия,
  • иметь определенные коммуникационные умения,
  • иметь необходимые практические сформированные навыки работы.

Умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося. При этом развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности, в дальнейшем - социализации.

Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознательности и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Я включила в систему своей практики использование модульной технологии, изучив труды П.И.Третьякова и И.Б.Сенновского “Технология модульного обучения в школе”. Монография предполагала систему модулей для старшеклассников, но рациональное зерно технологии оказалось применимо и в начальной школе. Применение модульной технологии в начальной школе потребовало от меня внесения некоторой переработки.

Апробированная мною в начальной школе модульная технология обеспечивает проблемный подход в обучении и возможность выхода на творческий уровень планомерно и осознанно. Гибкость модульного обучения связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей и возможностей обучаемого, при этом дифференциация проводится в двух направлениях: содержательном и процессуальном.

Положительная роль модульного обучения, связана с осознанностью перспективы обучения каждым учеником и предоставлением доступной возможности усвоения добытого по собственному желанию материала.

Использование модульной технологии в моей практике способствует развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Я понимаю, что малыши, становящиеся школьниками, имеют различный уровень развития произвольной и мотивационной сферы. Нередко мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, т.е. мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Преодоление такой ситуации – трудная, но последовательно достижимая для меня задача.

Используя модульную технологию, я строю работу с опорой на технологические карты (см. приложение 1.), что дает ребенку возможность оценить дозированную достижимую учебную задачу, принять ее и сформулировать собственную конкретную цель на определенный этап деятельности. При создании технологической карты я опиралась на существующий в психологии системно-деятельностный подход, использовала технологию деятельностного метода.

Для организации целеполагания я использую беседу по результатам анализа детьми собственных действий или результатов предыдущего этапа, при этом логика вопросов беседы выстраиваю таким образом, что вывод о значимости и необходимости изучения данного материала дети делают сами, сами пробуют ставить перед собой учебную задачу, собственную цель. Определившись с целью, ребенок заносит ее в технологическую карту – теперь к поставленной цели можно неоднократно возвращаться при организации самоконтроля и самоанализа. Последовательно выстроенные цели обозначают шаги ребенка к достижимому результату, что придает всем действиям осознанный характер. Конечно, это длительная работа, непосильная для первоклассников, постепенно, последовательно становится доступной и привычной при систематической тренировке в анализе собственных результатов и их прогностической оценке.

Для учеников-малышей начальной школы, привыкших от рождения к опеке взрослых и не мыслящих себя вне этого контроля, умение ставить перед собой собственную цель является формирующейся единицей. Для привития этого навыка я использую словесные инструкции (в ходе беседы) или пошаговые письменные инструкции (в виде собственно разработанных технологических или инструкционных карт) для хорошо читающих детей. В технологическую карту мною заложена возможность работы с алгоритмами, что само по себе развивает речь учащихся при проговаривании всей цепочки рассуждений. В 4-м классе технологическая карта предполагает возможность самостоятельного планирования действий. Такая технологическая карта одновременно является элементом контроля для ребёнка, позволяющим отследить порядок действий, их содержание, напоминающим об аналитическом сравнении цели и полученного результата действий. Уровень самоорганизации учеников возрастает, (что подтверждают соответствующие исследования, проведенные мною в начальной школе “Личность”), по мере систематического использования технологических карт. По опыту работы в режиме эксперимента мною установлено, что второклассникам и третьеклассникам технологическую карту лучше планировать на объем одного – двух уроков (см. образцы в приложении 1.1), при этом план работы предельно и детализировано расписан, и ребенок только им руководствуется. Постепенно для детей в технологической карте я оставляю пункты, которые детям необходимо перестроить в логическом порядке или самостоятельно спланировать, схематизировать. Навык планирования своих учебных действий у каждого ребенка формируется согласно его индивидуальным особенностям, кому-то этому будет необходимо ещё учиться и в средней школе.

“Предлог как часть речи.” с опорой учащихся на технологическую карту.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН.

Цели:

1. Познавательный аспект

  • Формирование знаний о предлоге как части речи.
  • Формирование специальных умений

вновь формируемые: умение выделять предлоги в речи.

  • Использовать предлог в правильном значении.
  • Подлежащие развитию: совершенствование навыка чтения, схематезирования.
  • Формирование и развитие общеучебных навыков: умение планировать, осуществлять целенаправленную деятельность, конспектировать, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность,

2. Развивающий аспект:

  • Развитие речи: обогащение словарного запаса, выделение смысловых линий, развитие монологической речи.
  • Развитие мышления: анализ текста – выделение главного, синтез, целеполагание, структурировать, соотносить образ и мысль, обобщать.
  • Развитие сенсорных сфер: соотношение пространственных номинаций,

3. Воспитательный аспект:

  • Воспитание внимательного отношения к слову и своей деятельности,
  • Воспитание внимательного отношения к коллективу при организации групповой деятельности,

Оборудование:

  • Доска, мел.
  • Технологическая карта для каждого ученика.
  • Цветные карандаши.
  • Рабочие тетради.

Схема урока

этап

цель

содержание Формы и методы
Определение темы

Организация целеполагания

По итогам предложенной актуализирующей самостоятельной работы С.Р. – индивидуально

Беседа - фронтально

Изучение нового материала через практическое действие Выполнение движений, составление рисунка.

Организация анализа с опорой на технологическую карту.

Самост.р.

Беседа - фронтально

Подведем промежуточный итог взаимопроверка Самоконтроль, взаимоконтроль – парная работа
Первичное закрепление Использование предлогов

в словосочетании.

Самоконтроль, упражнение, инд.
Закрепление изученного. Использование предлогов

в речи. Коллективное творчество.

Коллективная с.р. группы
Подведем итоги Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед.

Оценка:

Беседа, фронтально, самоанализ.

Образец технологической карты урока. Данная технологическая карта может быть рассчитана на один или два урока (в зависимости от уровня подготовки и темпа работы класса)

_______________ как часть речи

Технологическая карта _______________________________ученика ____класса

этап

цель

содержание результат
Определение темы

Я буду

Прочитай текст, вставь пропущенные слова.

Кружатся снежинки ____ холодном воздухе. Катаются дети ___ коньках ___ гладкому льду. Весело ребятам ____ зимнее время ____ улице.

Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока.

Тема:
Знакомство с темой

Я хочу узнать

(к)морю, (в)поле, (на)поле

побежал ____ класс

побежал ____ класса

  • Нарисуй маленький домик.
  • Поставь стрелки в разных направлениях.
  • Запиши предлоги, соответствующие стрелкам.

(рисунок домика со стрелками)

Узнай дополнительно СП стр. 150

Предлог – это _________________

_________________

_________________

Складывай предлоги в корзину

Подведем итог Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. + или -
Использование предлогов в словосочетании.

Я учусь….

  1. Используй предлоги из корзины
  2. Составляй словосочетания со словом стол

Например: НА – стоял на столе., …

2. Отметь своё задание!

Выполни упражнения 377, 381

(стр.151 – 153)

из справочного пособия

Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно!
Использование предлогов в предложении. 1. Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. Оцени работу своей группы
Подведем итоги Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. Оценка:

Конспект урока

1. Оргмомент.

Цель: обеспечить готовность к уроку.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

У: Я предлагаю записать в качестве чистописания букву В (заглавную и строчную).

Д: прописывают строчку в тетради.

У: Скажите, пожалуйста, а может ли буква быть словом?

Д: могут ответить и ДА, и НЕТ. Смотря какая буква. Например, “Я” – слово.

У: Тогда, давайте проверим. Я предлагаю вам найти в технологической карте в средней колонке текст и вставить недостающие слова.

2. Актуализация изученного материала, подготовка к изучению новой темы – фронтальная организация беседы.

Прочитай текст, вставь пропущенные слова.

Кружатся снежинки ____ холодном воздухе. Катаются дети ___ коньках ___ гладкому льду. Весело ребятам ____ зимнее время ____ улице.

Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока.

Дети выполняют работу самостоятельно, записывают в тетрадь текст и определяют тему урока.

Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках по гладкому льду. Весело ребятам в зимнее время на улице.

У: Давайте посмотрим , какие слова вы вставили и что получилось.

Д: Мы вставили в, на. Это предлоги . Значит, тема урока – предлоги.

У: Впишите, пожалуйста, тему в технологическую карту.

этап

цель

содержание результат
Определение темы

Я буду изучать предлоги.

Прочитай текст, вставь пропущенные слова.

Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках по гладкому льду. Весело ребятам в зимнее время на улице.

Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока.

Тема: “Предлог как часть речи”

У: Я предлагаю вам подняться и встать около парты, встать перед партой, присесть под партой и т.д.

Д.: Выполнили движения.

У.: Я использовала слова “Встать” или “Присесть” со словом “Парта”. Почему же вы меняли место и положение?

Д: Вы говорили слова “за”, “перед” и “под” и др. Это были предлоги!

3. Организация целеполагания.

У: Я предлагаю подумать, какие вопросы вам интересны или важны в этой теме, что вы хотите узнать. Задание во втором столбике вам поможет. Впишите их в первый столбик.

Знакомство с темой

Я хочу узнать

узнать, что такое предлог? Какие у него особенности?

Какие правила связаны с предлогами?

Что может предлог?

Как писать предлог?

(к)морю, (в)поле, (на)поле

побежал ____ класс

побежал ____ класса

Предлог – это _________________

_________________

_________________

Складывай предлоги в корзину

Учащиеся записывают свои вопросы или цели.

Учитель спрашивает учеников о поставленных вопросах и систематезирует вопросы, фиксирует их на доске.

У: На этом уроке мы найдем ответы на эти вопросы:

Что такое предлог? Какие у него особенности?

Какие правила связаны с предлогами?

3. Изучение нового материала.

У: Давайте за ответом обратимся к технологической карте. Она поможет нам во всем разобраться.

Знакомство с темой

Я хочу узнать

узнать, что такое предлог? Какие у него особенности?

Какие правила связаны с предлогами?

Что может предлог?

Как писать предлог?

  • Нарисуй маленький домик.
  • Поставь стрелки в разных направлениях.
  • Запиши предлоги, соответствующие стрелкам.

Используй слово “ШЁЛ” и “ДОМ”

Предлог – это _________________

_________________

_________________

Складывай предлоги в корзину

Дети выполняют работу в технологической карте.

У: Какие словосочетания получаются?

Д: шел к дому, вошел в дом, вышел из-за дома и др.

У: Что же такое предлог?

Д: Предлог – это слово, которое обозначает направление. Это часть речи. Это слово, которое помогает связать слова между собой, как слова “вышел” и “дом”.

У: Давайте посмотрим, насколько верны наши выводы.

Технологическая карта предлагает “Узнай дополнительно в СП стр. 150”

Примечание: в данном уроке может быть использован любой справочный материал: учебник, справочник школьника, демонстрационные таблицы, медиа-слайд и др.

Д: читают определение *по “Справочному пособию по русскому языку – 1-2 класс(1-4)” О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой.

“Предлог – это часть речи, это самостоятельное слово, к ним нельзя поставить вопросы и они не изменяются…”

У: На какие из поставленных вопросов мы нашли ответ?

Д: Мы узнали, что такое предлог, какие у него особенности.

У: Впишите свои ответы в технологическую карту. Учащиеся заполняют строки.

Знакомство с темой

Я хочу узнать

узнать, что такое предлог? Какие у него особенности?

Какие правила связаны с предлогами?

Что может предлог?

Как писать предлог?

  • Нарисуй маленький домик.
  • Поставь стрелки в разных направлениях.
  • Запиши предлоги, соответствующие стрелкам.

img2.gif (1234 bytes)

Используй слово “ШЁЛ” и “ДОМ”

Предлог – это (далее пишут дети) самостоятельное слово, часть речи, которое служит для связи слов, указывает направление.

Складывай предлоги в корзину

Учитель предлагает зачитать свои варианты, корректируем записи.

У: А какое задание вас удивило?

Д: Как же складывать предлоги в корзину?

У: Мы пользуемся предлогами часто, на уроке создадим свой банк предлогов. Это наша помощница-корзина. Я предлагаю вам нарисовать корзину в тетради и поместить в неё знакомые нам предлоги.

Д: Рисуют корзину и записывают на ней предлоги, встретившиеся на уроке.

Проверяем выполнение работы, организуя взаимопроверку в парах, обращаясь к технологической карте.

Проведение физминутки можно организовать с использованием предлогов в словосочетаниях.

Подведем итог Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. + или -

4. Первичное закрепление.

У: Что же теперь нам предстоит? Какой вопрос остался без ответа?

Д: Какие правила связаны с предлогами? Как писать предлог?

Д: Мы же читали, что предлог – это отдельное слово, пишется раздельно.

У: Да, но мы попробовали сами это сделать? ( Д: - Нет!)

Я предлагаю воспользоваться нашей корзиной и на практике отработать умение правильно писать предлоги со словами. Дети вписывают цель в тех.карту.

Использование предлогов в словосочетании.

Цель: я учусь грамотно писать предлоги с другими словами.

  1. Используй предлоги из корзины
  2. Составляй словосочетания со словом стол

Например: НА – стоял на столе., …

2. или отметь своё задание!

Выполни упражнения 377, 381

(стр.151 – 153) из справочного пособия

(или другие упражнения, необходимые учителю для закрепления)

Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно!

Примечание: На данном этапе урока технологическая карта может решить вопрос дифференциации по уровню сложности задания.

В технологическую карту можно индивидуально каждому вписать его путь приобретения опыта на доступном практическом уровне.

Д: самостоятельно выполняют письменное задание.

У: консультирует и оказывает дозированную помощь тем, кому это необходимо.

Примечание: включение предлога в текст и развитие речи – необходимый элемент изучения темы, но в представленном уроке класс со средним темпом работы это сделать не успеет. Следовательно, по нижеприведенному плану можно начать следующий урок по теме, а домашнее задание нацелить на подготовку к сочинению этюда.

У: Подчеркните предлоги в выполненной работе, проверьте, чтобы они были написаны раздельно.

В заданиях, которые вы выполняли, предлоги встречались в словосочетании, а из чего состоит наша речь?

Д: Речь состоит из предложений.

У: Значит и нам пора перейти к предложению и тексту.

Использование предлогов в предложении. 1. Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. Оцени работу своей группы

Выполняя работу в группе, каждый ребенок должен составить по одному предложению. У всей группы должен получиться целый текст.

Пример текста, составленного в группе: Ветер сорвал листок с ветки. Лист понесло по воздуху. Он опустился на крышу. С крыши его сдуло ветром. Листок упал в лужу. Теперь он, как кораблик, плавает по воде. ( 6 предлогов)

Во время представление работы группы класс считает, сколько предлогов использовали ребята.

Анализируем работу групп, выделяем самые удачные творческие решения.

У: Какие вопросы стояли перед нами? Что мы узнали?

Д: Мы узнали, что такое предлог. Что это слово, отвечает за направление движения. Узнали, что предлог пишется раздельно.

У: Что было интересно?

Д: Было интересно составлять банк предлогов и использовать их с разными словами.

У: Это и будет вашим домашним заданием. С любым словом, используя предлоги из корзины, составить словосочетания, записать их в тетради.

Оценивание работ по системе, используемой в практике учителя.

Урок можно закончить составлением синквейна:

ПРЕДЛОГ

маленький, служебный,

не изменяется, направляет, связывает,

раздельно пишется со словами,

ПОМОЩНИК

Приложение