Урок русского языка в 3-м классе "Мягкий знак в конце слов, называющих действия"

Разделы: Начальная школа


I. Рефлексия.

- Ребята, однажды мы с вами решили, что каждый урок русского языкадля нас - это увлекательное путешествие по великой стране “Речь”.

- Чем последнее время нам приходилось заниматься на уроках русского языка?

- Что начали изучать, какие секреты открыли? (начали изучать слова, называющие действия, открыли два набора личных окончаний, узнали их работу...)

- Расскажите то, что вы узнали об этой категории слов.

II. Орфографическая пятиминутка.

-Данные словосочетания замените одним словом-действием: (один ученик - у доски)

—Подберите синоним к этому слову. воин , , ед.ч., м.р.,'1зоинственно. - Что приходится защищать солдату?

Родину, , ед.ч., ж.р., В.п., словарное. 1—

- Подберите пару синонимов к этому слову Отечество, Отчизна - , отчий.

- Какие это слова?

- Какое чувство испытывает солдат, защищая Отечество? любовь- , ед.ч., ж.р., любовью.

солдат Прочитайте предложенные слова. Что получится, если
воин собрать воедино, в определенной последовательности
Отчизна первые буквы этих слов?
Отечество
любовь слово

- Родина, Отчизна, Отечество, любовь - это слова, несущие для любого человека, важное значение. Они значимы в жизни.

III. Постановка учетной задачи. Работа в группах.

- На каждом столе лежат тексты, надо их выразительно прочитать.

В.Шефнер. Сила слова.

(читает ученица)

- Какие слова использовал автор, чтобы воспеть “силу слова”?

(слова-действия неопределенной формы).

- Что вам известно об этих словах-действиях?

- Посовещавшись в группах, выпишите инфинитив в два столбика:

слова, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?

Проверка, (зачитывают, дополняют)

- Все ли слова-действия из этого текста вы назвали? (написал, не смею, берегу)

-Что можете о них сказать? (отвечают устно)

- На что указывают личные окончания слов-действий в настоящем времени? (на число, лицо)

- Какую работу выполняют слова-действия в прошедшем времени? (на число и род)

- Образуйте инфинитив от слова берегу (беречь)

- Как надо правильно писать это слово? Почему? (это инфинитив, отвечает на вопрос что (с) делать? На до писать с мягким знаком)

- Как можно это изобразить схемой-моделью?

- Образуйте инфинитив от следующих слов-действий (работают в парах)

Проверка и вывод.

Физминутка (под музыку)

Учитель называет две группы слов: слова-действия, слова-признаки, при этом чередуя их, дети реагируют на слова-действия потягиванием с прогибом спины, сидя за партой, а на слова-признаки тихо ложатся на парту, на руки.

- Слово: убедительное, живое, трепетное, волнующее, занимательное, уместное, искреннее.

- Слово может: обогатить, растревожить, озадачить, успокоить, излечить, ранить.

- Продолжение работы в группах.

- Что вы узнали о написании слов-действий неопределенной формы с нулевым окончанием?

- А нет ли ещё слов-действий , в личных окончаниях которых тоже пишется мягкий знак?

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Без чего речь не молвится?”

- Предлагается игра “Собери пословицу”. На столах карточки с различными словосочетаниями из пословиц.

- Поработайте дружно, и, объединив правильно словосочетания, получите мудрое изречение-пословицу.

- Подумайте над пропущенными орфограммами, впишите их, объяснив написание.

  • Слово скаж_ш? (1), как узлом завяж_ш? (1).
  • Слова не сдерж_ш? (2)-честь потеря_ш? (1).
  • Слово-не воробей, вылетит-не пойма_ш? (1).
  • Скаж_ш? (1)-не ворот_ш? (2),
  • Запиш_ш? (1)-не сотрет?,
  • Отруб_ш? (2)-не пристав_ш? (2).
  • Не посмотр_ш? (2)-не,увид_ш? (2),
  • Не<расспрос_ш? (2)-не узна_ш? (1).
  • Толоч? ... в ступе.
  • Береч? как . . . ока.

- Что за слова-действия использованы в пословицах? (2 лица, ед. ч.)

- В чем особенность личных окончаний действий 2 лица, ед. числа?

(после шипящих пишется мягкий знак)

- Чем является мягкий знак для этих слов-действий? (показатель формы 2 лица, ед. числа).

- А что ещё за орфограммы вы вписывали? (безударные гласные в личных окончаниях).

- Как вы определяли, какую гласную надо писать? (по типу спряжения: 1 спряжение-е, 2 спряжение-и).

- Как мы схематично можем сделать вывод о написании мягкого знака в словах-действиях?

- У всех ли детей была работа с пословицами? (у одной группы-фразеологизмы)

- Что это за устойчивые выражения? (фразеологизмы). -Можете ли объяснить их смысл? (работают по словарю). -Объясните написание слов толочь, беречь.

IV. Вывод-итог по моделям.

- Когда в словах, называющих действия, надо писать букву мягкий знак?

V. Итог. Самооценка.

- Как вы поняли тему урока, оцените себя по шкале знаний (Зажги свою звездочку!)

(В группах-общие шкалы и дети фломастером ставят себе оценку, “зажигают звездочку”. Старшие групп это демонстрируют)

VI. Д.з. упр.226.

- Дома вы продолжите знакомство с народной мудростью-пословицами, закрепляя полученные сегодня зания.

Заключение

- Как вы думаете, все ли секреты написания мягкого знака в словах, называющих действия, мы открыли?

- Значит увлекательное путешествие по великой стране “Речь” продолжается.

(чтение хором четверостишия А.Ахматовой) ...

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим и от плена спасем. ;