Музыкальный карнавал животных. Открытый урок в 1-м классе по теме "Как можно услышать музыку"

Разделы: Музыка


Предварительная работа

Дети:

  • знакомятся с разнохарактерными музыкальными “портретами” животных;
  • работают над домашним заданием: рисуют портреты животных, делают из бумаги фигурки птиц для дыхательных упражнений.

Учитель:

  • готовит рисунки животных:
  1. Львёнок и Черепаха.
  2. Слон.
  3. Петушки.
  4. Учёный кузнечик.
  5. Козлик.
  • маски для песни “Дудочка”.
  • готовит карточки с ритмическим заданием.

Оборудование:

  • магнитофон;
  • музыкальный инструмент: скрипка;
  • фонохрестоматия к урокам музыки (1 класс).

Цели урока:

1. Обучающие:

  • научиться определять настроение и характер музыки;
  • научить слушать музыку, понимать её настроение, рисовать её в своём воображении;
  • познакомить учащихся с музыкальными инструментами симфонического оркестра;
  • закрепить умение различать долгие и короткие звуки;
  • организовать процесс анализа знакомой музыки;
  • в процессе вокально-хоровой работы формировать навыки кантиленного исполнения;
  • учить детей петь в ансамбле с товарищами, под аккомпанемент учителя.

2. Развивающие:

  • развивать навыки музыкального восприятия путём обогащения разнохарактерными интонациями;
  • в процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развить у детей ощущение тоники (основного звука);
  • в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся и метроритмическое чувство;
  • развивать творческие способности, творческую инициативу и самостоятельность детей.

3. Воспитательные:

  • на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
  • прививать любовь к животным;
  • формировать положительные привычки;
  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
  • обогащать духовный мир детей.

Ход урока

Построение перед классом, входят в класс под музыку и поют музыкальное приветствие “Добрый день”.

Учитель: Кто такие друзья? Могут ли быть друзьями звери, птицы?

Ответы детей.

Учитель: Мы с вами, ребята, разучили много песен о друзьях. Наш с вами урок сегодня будет не совсем обычным: мы побываем на “Музыкальном карнавале животных”. Карнавал – это весёлое народное гулянье с праздничным шествием, в котором участвуют, одетые в красочные костюмы, герои сказок, известных историй и приключений, цирковые артисты. Многие из них в карнавальных масках своих персонажей.

В нашем карнавале будут участвовать разные птицы, звери, насекомые, с которыми вас познакомила музыка.

* Мы отправляемся на карнавал с песенкой-попевкой “Зоосад”.

Едем, едем в зоосад,
Приглашаем всех ребят.
Мы посмотрим всех зверей –
Своих маленьких друзей.

* Учитель: Ребята, слышите, кто это там поёт свою песенку?

Ребята слушают вступление к песне “Львёнок и Черепаха”, на доске находят рисунок.

Учитель: Жил в Африке Львёнок. Его звали Рр-Мяу. Вот вышел он однажды погулять по пустыне и встретил Большую Черепаху. Черепаха лежала на солнышке и мурлыкала себе под нос весёлую песенку.

Исполнение песни “Львёнок и Черепаха”.

Учитель: Понравились вам, ребята, Львёнок и Черепаха? Каких по характеру героев нам “нарисовала” музыка?

Ответы детей.

Учитель: Какие есть у Львёнка и Черепахи качества, которые вам нравятся, и вы хотели бы видеть эти качества в вас самих, у ваших друзей, одноклассников, родителей, людей, которые вас окружают?

Ответы детей.

* Проводится Дыхательная зарядка “Птичка”. У каждого в руке лёгкая маленькая яркая бумажная птичка, прикреплённая к нитке в 15-20 см. Другая рука на животе.

Птичка, птичка,
Полетай, полетай!
С нами, с нами
Поиграй, поиграй!

*Учитель: Вот учёный кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз.

Пение слов “прыг” сопровождается движением руки.

*Учитель: А мы сейчас остановимся у Слона.

Прочитать стихотворение о слоне.

Я сказал горе: - Гора,
Будь, пожалуйста, добра,
Покатай меня чуть-чуть! –
И гора пустилась в путь.

Обошла по кругу круг,
А потом устало:
Извини, - сказала, - друг! –
И под пальмой встала.

Отдыхать уже пора:
Третий век пошёл с утра!..

Ребята, какого слона вы представляете?

Ответы детей.

Учитель: Действительно, слон - очень большое животное. А в нашей песенке “Слон и скрипочка” слон очень хотел научиться играть на скрипочке.

Скрипка – королева оркестра. Самый маленький инструмент семейства струнных смычковых. Корпус её очень изящен. У скрипки 4 струны. Смычок – это тоже важная деталь, если им провести по струне, то услышишь звук.

Ребята, споём песню и послушаем, как звучит скрипка. Помните, в песне встречается нисходящее движение звуков по основным ступеням V – III – I.

Исполнение песни “Слон и скрипочка” с аккомпанементом скрипки. На звукоряде отметить ступени.

Учитель: Ребята, как вам кажется, сможет ли слон научиться играть на скрипке?

Ответы детей.

Учитель: Один французский композитор написал несколько музыкальных пьес под общим названием “Карнавал животных”. Мы сегодня послушаем пьесу под названием “Слоны”. Эту пьесу исполняет симфонический оркестр. Композитор поручил отдельным инструментам изобразить животных и птиц, о которых написана музыка. Для нашего Слона композитор предложил большой инструмент, который называется контрабас. Послушаем эту пьесу.

Звучит пьеса К.Сен-Санса “Слоны”.

Учитель: Ребята, каких слонов вы услышали в музыке? Что делают слоны в этой музыкальной пьесе?

Ответы детей.

Учитель: И в песне “Слон и скрипочка”, и в пьесе “Слоны” нам показаны слоны. А есть отличия между ними? Какие?

Ответы детей.

Учитель: Молодцы, ребята! Мне тоже представились большие слоны, танцующие свой весёлый танец.

*Учитель: А сейчас мы немножко отдохнём. Споём и покажем животных пальчиками в нашей песне “Топ-топ”.

Проводится игра “Топ-топ”.

* Учитель: Посмотрите, ребята, как много животных представлено на нашем музыкальном карнавале! Глаза разбегаются! Вот и Козлик потерял свою маму. Ему нужна наша помощь. Поможем найти маму Козлика?

Показать рисунок Козлика.

Ответы детей.

Учитель: Обо всех приключениях Козлика мы расскажем в песне “Про Козлика”.

Ребята, какие чувства Козлика передаются в музыке?

Ответы детей.

Учитель: Голоса, каких животных мы должны изобразить и как?

Ответы детей.

Учитель: Правильно, молодцы! Поём песню и помним, о выразительно-изобразительных приёмах, которые использованы в этой песне.

Исполнение песни “Про Козлика”. Поместить рисунок на место.

Учитель: Молодцы! Нашли для Козлика маму.

*Проводится Ритмическая игра.

Учитель: Вы знаете, ребята, что звуки бывают не только высокие и низкие, но они при этом бывают долгие и короткие. Вспомним наши колокольчики. И в песнях бывают долгие и короткие звуки. Ребята, вам сейчас нужно угадать музыкальную загадку. Задание такое: послушайте фразу из песни “Про козлика”. Выложите на лото ритмический рисунок этой фразы “Ой, ой, ой, ой, ой, ой”.

Учитель поёт и показывает жестом – восьмые ноты коротким движением правой руки, а четверти – более длинным движением.

В помощь детям уже знакомая попевка и рисунок “Петушки”, дети поют песню и показывают шаг маленьких петушков коротким движением руки, а шаг большого петушка, шагающего широко – длинным движением. Раскладывают на лото ритмический рисунок песни.

Учитель: Ребята, проверим, правильно или нет, мы отгадали ритмическую загадку?

Молодцы, правильно справились со сложным заданием.

*Игра “Передача платочка”

Проводится игра на соответствие движений характеру музыки.

Учитель: Ребята, дома надо было найти стихотворения про животных и нарисовать их. Все потрудились над домашним заданием, ваши лучшие работы мы видим. А кто хочет рассказать стихотворения о наших друзьях животных?

Дети по очереди читают стихи, которые подготовили дома.

*Инсценирование песни “Дудочка”

Учитель: Ребята, давайте поиграем в музыкальную игру и споём песню “Дудочка”.

Выбранные для исполнения дети импровизируют движения героев песни “Дудочка”.

*Учитель: Наш карнавал подходит к концу. Ребята, о ком мы слушали сегодня музыку, пели песни?

Ответы детей.

Учитель: Мы пели песни о весёлом Львёнке, мудрой Черепахе, умном Слоне, но о многом нам предстоит ещё узнать на следующих уроках. А поможет нам в этом МУЗЫКА.

И закончим мы карнавал его с песенкой-попевкой “Зоосад”.

Исполнение песни-попевки “Зоосад”

Посетили зоосад,
Каждый, каждый очень рад.
Посмотрели всех зверей,
Своих маленьких друзей.

Учитель: Всем спасибо за работу. Ребята, вам понравилось, как вы сегодня работали?

Ответы детей.

Учитель: Молодцы, ребята. Сегодня вы поработали очень хорошо. А сейчас мы с вами, специально для гостей, приготовили песню и споём её.

*Исполнение песни “К нам гости пришли”.

Выход детей под музыку.