Интегрированный урок в 6-м классе "Определение научного понятия"

Разделы: Русский язык


Тип: закрепление и совершенствование знаний.

Цели:

1) закрепить умения определять стиль речи, доказывая свою точку зрения;

2) дать понятие о научном определении и научить строить его по модели (термин- родовое понятие - видовой признак), используя межпредметные связи русского языка, литературы, географии; расширить и углубить знания детей по темам "Определение научного понятия", "Части слова", "Типы речи", "Формы рельефа земной коры", "Лирика М. Ю. Лермонтова";

3) формировать умение анализировать структуру научных понятий, выделять главное; 4) воспитание чувства уважения к родному языку.

Средства обучения: статьи учебников "Русский язык" под ред. М. М. Разумовской, “Литература” В. П. Полухиной, "Начальный курс географии", опорная схема "Типы речи", иллюстрации к произведениям поэта, индивидуальные карточки, карточки для самопроверки, текст из “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”.

Эпиграф к уроку: "Скажи, чтоб я тебя увидел".

План урока

1. Мотивация, целеполагание.

2. Реализация поставленной цели и задач урока:

Беседа учителя с классом. Работа в группах.

Применение теоретических знаний на практике в процессе работы с терминами.

3. Подведение итогов урока. Ученики выставляют самооценку по данным темам русского языка, литературы и географии и задание на дом.

Логика построения урока Вопросы различных дисциплин чередуются, продолжая и углубляя учебный материал

Ход урока

I. Учитель: Сегодня проводим необычный урок, включающий в себя знания трёх областей науки: русского языка, географии, литературы. - Чем отличается научный стиль от других стилей? (точность, термины). - Я утверждаю, что научные понятия могут иметь несколько значений? Права ли я? Говорить о научных понятиях, не привлекая, например, науку лингвистику и географию, не вспомнив типы речи, виды рельефа, значит не раскрыть суть темы, над которой мы поработаем на уроке. (Запись темы в тетради) Чтобы увидеть свои успехи в конце урока, вы будете заполнять индивидуальный оценочный лист

II. Работа по теме. Задание 1 (группа “Русоведы”). Пользуясь карточкой-подсказкой, установите соответствия между терминами :

1) задача речи – сообщение и объяснение 1) - художественный
2) этим стилем написан учебник географии 2) - научно-деловой
3) в текстах этого стиля встречаются понятия родовые и видовые 3) - научный
4) в текстах этого стиля обилие слов в переносном значении, эмоциональных слов 4) - научный

Карточка-подсказка № 1. Стили речи

Стиль Где? Задача речи Речевая ситуация Языковые средства
Художественный художествен. произведение воздействие нарисовать словами, передать чувства 1 - много

0 / 0

-слова в переносном значении

-эмоциональные слова

- эпитеты, сравнения - глаголы в настоящ. времени - побудит., вопросит., восклиц. предложения - однородные члены

Разговорный беседа со знако -мыми людьми в непринуждённой обстановке общение обмен впечатлениями 1 - 1

н / о

- разговорные слова - эмоциональные слова - с уменьш.–ласкат. суф. - глаголы с прист. ЗА- и ПО- (начало действия) - неполн. предложения - обращения - побуд., вопросит., воскл. предложения
Публицистический газета, журнал      
Научно-деловой в учебниках, документах, объявлениях сообщение 1 - много - термины - однозначные слова

Учитель: Перед вами строки из стихотворений М. Ю. Лермонтова. Прочитаем выразительно их. Какая тема объединяет данные предложения? (Словесное рисование) Какими представляем себе горы благодаря поэту? Как поэт избежал повторения слова “горы”?

Задание 2. (группа “Литераторы”): Какой стиль речи отсутствует при описании гор в строках из стихотворений М.Ю. Лермонтова? Обоснуйте свой ответ. (Научный.)

А) Синие горы КавказаПрестолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи…

Б) … Из-за туманов
На небосклоне голубом
Главы гранитных великанов
Встают, увенчанные льдом…

В) … И подо мной, как остов великана,
В степи обросший мохом и травой,
Лежали горы грудой вековой

Учитель: А что же такое “горы” в научном понятии, мы узнаем из учебника географии с помощью группы “Юные географы”

Задание 3:

1) Найти в учебнике географии (стр. 54) понятие термина “горы” и определить стиль речи.

Отвечая на вопрос, использовали научное определение (обратить внимание на тему урока)

2) В учебнике “Русский язык” на стр. 271 прочитайте материал №1, 2 и на стр. 273 - №3 о научном понятии. Как строится научное определение?

3) Ответьте на вопросы и запишите в таблицу понятия терминов. - Что называется рельефом?

- К какому виду рельефа относятся плоскогорья и впадины?

- Можете ли вы назвать самую глубокую впадину Сибири? ( Байкал – средняя глубина 730 м., максимальная – 1637, на 1181 м. ниже уровня мирового океана) - Каков рельеф нашего посёлка? (равнина, плоскогорье).

Термин широкое родовое понятие видовые отличия
Рельеф - строение земной поверхности, ….
Равнина -

(стр. 57)

…. с ровной или слабоволнистой поверхностью.
Впадина -

(стр. 59)

….. расположенные ниже уровня моря.
Горы -

(стр. 54)

(одна из основных форм рельефа) – обширные участки земной поверхности, ....

Карточка для самопроверки

Термин широкое родовое понятие видовые отличия
Рельеф - строение земной поверхности, соединяющее неровности суши, океанского и морского дна.
Равнина -

(стр. 57)

(одна из основных форм рельефа) – обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.
Впадина -

(стр. 59)

участки суши, расположенные ниже уровня моря.
Горы -

(стр. 54)

(одна из основных форм рельефа) – обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами имеющие большие перепады высот(более 200 м).

Давайте проверим правильность выполненной вами работы с карточками и свяжем это с темой нашего урока.

Вывод: Значение термина раскрывается в логическом определении, которое строится по модели (спишите в справочник) ТЕРМИН - ШИРОКОЕ РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ + ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ВИДОВОЙ ПРИЗНАК ЧТО? - ЧТО ЭТО ТАКОЕ? КАКОЙ? подлежащее - сказуемое определение

Вопрос: - При каком условии мы задаём такие вопросы в предложении? (Когда подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в И. п.) - Зачем необходимо знать признаки понятия и уметь строить эти понятия? Поменяйте местами главное и придаточное предложения. Допустима ли перестановка? Прочитайте материал на стр. 273 и сверьте правильность своего ответа.

Задание 4 (работа в группе). Выполняя упр. 596 (устно), задаём вопрос (что?) к терминам, (это что?) - к родовому понятию и (какой? какая?) - к отличительному признаку.

Вопрос: Какие синтаксические конструкции представляют собой определения научных понятий? (1 предложение – простое, осложнённое причастным оборотом; 2 – сложноподчинённое; 3 - простое ).

Задание 5: Учимся говорить на лингвистическую тему! На стр. 272 даны конструкции:

Что делится на что? Что относится к чему?
Что бывает каким? Что входит в группу чего?
Различают что и что? Что является одним из чего?

Перепишите их в тетради и расскажите, используя эти конструкции в ответах, о термине “РЕЧЬ”. Задание 6: упр. 597 – построить определения научных понятий по модели: “термин - родовое понятие + отличительный видовой признак” Суффикс - … Метафора - … Плоскогорье - …

Задание 7 (работа в парах). Прочитать текст. Указать стиль речи. Какова его задача? Заштриховать слова, на которые опирается текст. Задайте по цепочке вопросы к тексту.

БАЙКАЛ - пресноводное озеро на юг… Восточной Сибир…. Расположено на высоте 456 м и окружено горами. Площадь 31,5 тыс. км2, длина 636 км, средняя ширина 48 км. Самое глубокое (до 1620 м) в мире. Впадает 336 рек (в том числе Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара), вытекает река Ангара. 27 островов (крупнейший Ольхон). Замерза…т в январе, вскрыва…тся в мае. Животный и растительный мир Байкала включает около 1800 видов. Судоходство; сплав леса. На Байкале — города Слюдянка, Байкальск. Байкал входит в состав Баргузинского и Байкальского заповедников. Прибайкальский национальный парк.(из электронной “Большой энциклопедии”)

Объяснить пропущенные и подчёркнутые орфограммы. Найти сложные слова. Объяснить пунктуацию первого предложения.

Задание 8: Игра “Редактор” Найти ошибки, допущенные в построении определений:

1.

А) Пунктуация – это раздел науки о языке.

Б) Пейзаж (в лит.) – картина природы.

В) Остров – часть суши.

2.

А) Стихотворение – это когда в рифму.

Б) Приставка – это если перед корнем.

В) Морское дно – это под водой.

III. Подведение итогов по рассмотренному материалу.

1) Какие проблемы возникают, если не умеешь давать научное определение?

2) Можно ли утверждать, что изученная тема пригодится вам только на уроках русского языка, литературы и географии? Почему?

3) Каковы основные части в модели научного определения?

4) Обоснование эпиграфа, взятого в начале урока.

Дом. зад.: 1 вариант - упр. 599 (получившим на уроке “3-4”); 2 вариант - упр. 596 ( получившим “5”)

Оценочный лист

Зад.№1 Зад.№2 Зад.№3 Зад.№5 Зад.№6 Зад.№7 Зад.№8
память воображение внимание речь сотворчество понимание воспоминание
  • За 31 набранный балл – “5”
  • За 24 – “4”
  • За 14 – “3”
  • За 7 - “2”