Урок математики "Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление знаний нумерации чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Познакомить обучающихся с приёмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

2. Закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа.

3. Способствовать расширению кругозора, развитию внимания, мышления.

Оборудование: наглядность, запись чисел.

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём сейчас урок.

Объявление темы и целей урока.

2. Математическая разминка.

а) На доске записаны многозначные числа.

Необходимо числа расставить в порядке возрастания.

98, 4295, 3 846, 20 000, 34 295, 45 348, 1 309 400, 923 527, 500 004

(98, 3846, 4 295, 20 000, 34 295, 45 348, 500 004, 923 527, 1 309 400)

В С Е Л Е Н Н А Я

- Назовите семизначное число.

- Назовите число, которое стоит после числа 20 000.

- Назовите число, в котором 295 единиц первого класса.

- Назовите число, в котором 3 единицы класса тысяч.

- Назовите соседей числа 923 527.

- Назовите чётные числа.

- Что нужно сделать, чтобы легче прочитать многозначное число? (Его надо разбить на классы, начиная, справа налево. А затем прочитать слева направо, называя количество единиц и название класса.)

- Перевернув цифры, мы получим слово. (Вселенная)

- Что такое Вселенная? (Космическое пространство, и всё, что его заполняет)

б) Числа записаны в виде суммы разрядных слагаемых. Необходимо определить, какие это числа, и мы узнаем диаметры некоторых планет Вселенной.

6 000+700+90=6790 км - диаметр Марса

10 000+2 000 +100=12 100 км - диаметр Венеры

10 000+2 000+700+40+2= 12 742 км - диаметр Земли

50 000+4 000= 54 000 км - диаметр Урана

40 000+9 000+ 500= 49 500 км – диаметр Нептуна

- Диаметр, какой планеты больше?

- Диаметр, какой планеты меньше?

- Как сравнивать многозначные число?

- На какой планете мы живём? (Земля)

12 742

- Запишите цифру, которая обозначает разряд сотен 1 класса.

- Запишите цифру, которая обозначает, если какой-либо разряд в числе отсутствует.

- Запишите цифру, которая обозначает разряд единиц 2 класса.

- Запишите цифру, которая обозначает разряд десятков 1 класса.

7, 0, 2, 4.

1 в. Составьте из этих цифр самое большое четырёхзначное число, чтобы цифры не повторялись. (7 420)

2 в. Составьте из этих цифр самое маленькое четырёхзначное число, чтобы цифры не повторялись. (2 047)

-Составьте из этих цифр любое шестизначное число. Задайте вопросы.

3. Работа в тетради. Закрепление вопросов нумерации.

Математический диктант.

Выписать многозначные числа.

  • Расстояние от Земли до Луны 40 700 километров.
  • Возраст нашего Солнца около 5 000 000 000 лет.
  • Расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 километров.
  • Толщина слоя воздуха над поверхностью Земли составляет 1 000 километров.
  • Длина Земли по экватору 40 075 километров.
  • Космическая станция США “Скайл” облетела вокруг Земли 34 981 раз.

(40 700, 5 000 000 000, 150 000 000, 1 000, 40 075, 34 981)

Подчеркните одной чертой самое маленькое число, подчеркните двумя чертами самое большое число)

- Увеличьте числа на 100.

- Представьте число 34 981 в виде суммы разрядных слагаемых.

4. Изучение нового материала.

- Сегодня мы узнаем, как складывать и вычитать многозначные числа.

- Какие у вас предложения по поводу того, как выполнять сложение и вычитание многозначных чисел?

Найдите сумму числа, в котором 981 единица 1 класса и 34 единицы класса тысяч и числа, в котором 40 единиц класса тысяч и 75 единиц 1 класса.

34 981+40 075=75 056

Найдите разность этих же чисел.

40 075-34 981 =5 094

Чтение вывода на странице 68.

5. Закрепление пройденного.

Учебник “Математика” Автор – Л.Г. Петерсон, 1 часть

№ 4, стр. 68 (9 937, 117 918, 332 954)

6. Решение задачи.

Древние учёные в Греции рассчитали длину окружности Земли, которая составила 39 690 километров. Измерения в наше время дали другую цифру- 40 075. На сколько километров ошиблись древние учёные?

  • Анализ задачи, решение самостоятельное.
  • Проверка:

40 075- 39 690=385 (км)

7. Самостоятельная работа.

Тест. (Детям даётся тест на листочках)

1. Укажи правильную запись числа: девять тысяч пятнадцать.

а) 9 015
б) 90 015
в) 9 150
г) 915

2. Какое число следует за числом 24 567?

а) 24 667
б) 24 568
в) 25 567
г) 24 566

3. Какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых:

40 000+5 000+ 600+50+4

а) 405 654
б) 4 565
в) 45 654
г) 54 654

4. Какая цифра стоит в разряде сотен в записи числа 432 567?

а) 4
б) 3
в) 2
г) 5

5. Какое число содержит 572 единицы первого класса и 400 единиц второго класса.

а) 572 400
б) 572
в) 400
г) не знаю
д) 400 572

Проверка.

а) Математика
б) -
в) царица
г) всех
д) наук

На ответах с обратной стороны написана фраза “Математика – царица всех наук

- Почему так называют математику? Где ещё люди используют многозначные числа?

8. Итог урока.

- Какие знания закрепляли сегодня на уроке?

- Вызвал ли алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел у вас затруднения?

- А в чём отличие сложения и вычитания трёхзначных чисел от многозначных?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (выставление отметок)