Проект урока развития речи по теме "Деревья. Ель, сосна"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • создать условия для ознакомления учащихся с основными особенностями данных деревьев, умения описывать эти деревья, угадывать их среди других;
  • способствовать развитию у учащихся внимания, памяти, речевых способностей;
  • формированию умения учится, т.е. мотивировать свою деятельность, ставить цель, планировать ее достижение; воспитанию положительного отношения к предмету, умению работать в паре.

Оборудование:

  • Таблица “Зимующие и перелетные птицы”.
  • Гербарии лиственных и хвойных деревьев.
  • Трафареты разных деревьев.
  • Ветки сосны и ели, шишки.
  • Грамзапись “Голоса птиц”.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Организационный

момент

- Сядет тот, кто назовёт зимующую или перелетную птицу Учащиеся называют птиц определенной группы Упражнение для развития памяти
2. Речевая гимнастика - Веселый Язычок предлагает звуковую разминку. Прочитайте слоги на одном выдохе с ударением на первый слог:

Па - по – пу – пы – пэ

Пи - пе – пя – пё – пю

Пи - пя – пё – пе – пю

- Предлагаю скороговорку

“Птичья зарядка”

Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться итересней.

Чтение хоровое, групповое, индивидуальное в разном темпе, с разной силой голоса

Учащиеся произносят скороговорку с разной силой голоса (работа в парах)

Работа над развитием и совершенствованием навыков техники чтения.

Оцениванием работу пар.

3.Проверка д/задания - На какие 2 группы можно разделить птиц?(работа по таблице “Зимующие и перелётные птицы”)

Предлагаю игру “Узнай по описанию” (описание снегиря)

Лексические упражнения.

- Подберите прилагательные. Снегирь (какой?)

- Подберите глаголы.

Снегирь ( что делает?)

Предлагаю упражнение на внимание

- В цепочке слов найти лишнее, объяснить, почему

Снегирь, ворона воробей, ласточка;

Кукушка, скворец, синица, грач, дятел, воробей, курица, дрозд, сорока, голубь, белка, снегирь

- Предлагаю повторить цепочку слов по памяти

Памятка “Что я знаю”

- Что есть общего у всех птиц?

- Чем они различаются?

- Как надо относиться к птицам?

Индивидуальное задание на карточках (3 чел.)

Учащиеся подбирают подходящие по смыслу прилагательные и глаголы.

Учащиеся производят классификацию, находя при этом лишние слова

Работа учащихся в парах (обсуждение, ответы на вопросы).

Задания разноуровневые

Развитие внимания, памяти

Формирование и отработка речевых умений

Развитие внимания, памяти, речи

Формирование коммуникативной функции речи

Упражнение на релаксацию

Рефлексия

Упражнение на психологический настрой

Музыка “Голоса птиц”

- Мы на уроке.

Внимание растет.

Память крепка, Голова будет мыслить ясно

Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность товарища в паре Снятие утомления

Создание благоприятной обстановки для работы

Изучение нового материала Предлагаю упражнение на внимание

- Сколько раз встречается буква “Д”?

ХСТДУФМХДГ

АЯБСДУЬГИЕД

ОЕРСДЗПИДГД

МЯЬАЗДБВ

- Придумайте слова, начинающиеся с буквы “Д”

- Какое слово нам понадобится, вы узнаете, отгадав загадку.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает

- О каких деревьях будем сегодня говорить, вы узнаете, покорив вершины этих гор

8 раз

Ответы детей

Слово – “дерево”

Сосредоточение внимания

Идет актуализация опорных знаний

А) Целеполагание

Б) Вводная беседа

В) Рассказ учителя

Г) Выступления детей

Д) Валеологическая минутка

Закрепление изученного

Рефлексия

Игра на внимание

Лексическое упражнение

Работа над пересказом

Оценочно - рефлексивная деятельность

- Сформулируйте тему урока

- Определитесь в цели урока.

- Чему будем учиться?

- Как мы это будем делать?

(План работы на доске).

- Что есть общего у всех деревьев?

- На какие 2 группы можно разделить все деревья?

- Назовите лиственные деревья нашего леса.

(идёт рассматривание гербариев)

- К какой группе деревьев относятся ель и сосна?

- Никто и никогда не видел эти деревья без хвои. Поэтому их называют вечнозелёными (словарь). И многие, наверное, думают, что иголки вырастают один раз, да так и остаются до самой смерти дерева. На самом же деле хвойные деревья в течение нескольких лет полностью “переодеваются” - вместо опавших хвоинок постепенно вырастают новые.

- Послушайте описание данных деревьев и постарайтесь запомнить их особенности

Массаж, гимнастика для глаз

Каждой паре учащихся предлагается несколько трафаретов разных деревьев.

- Среди этих трафаретов деревьев найдите те, которые похожи на ель и сосну

- Подберите к этим деревьям ветки и шишки

- Почему так думаете?

- Внимательно послушайте, о каком дереве я говорю, ответ запишите в тетради

“Это зелёная, пушистая красавица хороша своими ветками, которые она широко раскидывает”.

“Корни этого дерева широко и глубоко залегают в земле и могут удержать это дерево от сильных ураганов и ветров”

- Составьте предложения с вашими ответами.

- Составьте предложение по данной схеме - опоре

~~~~~ - одиноко = на берегу.

“Высокая сосна одиноко росла на берегу”.

- Что дают человеку эти деревья?

- Какую пользу они приносят?

- Предлагаю игру на внимание.

- Я читаю ряд слов, определите, какое встречается чаще других и сколько раз.

Речка, ель, береза, дуб, окно, ружье, дерево, оса, ель, сосна, двери, рука, чайка, ель, рыба, птица, земля, ель.

- Придумайте прилагательное

Ель (какая?)

Чтение текста, ответы на вопросы, пересказ по плану (план на доске)

В случае затруднения даю контрольный экземпляр пересказа.

- Что узнали нового на уроке? (усвоили хорошо, уточнили, вспомнили)

- Какие задания больше всего понравились?

- Какие задания показались трудными?

- Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно на уроке, улыбнитесь мне!

Тема. Деревья. Ель, сосна

Будем учиться описывать эти деревья, узнаем их особенности и научимся угадывать их среди других деревьев

- Корни, ствол, кора, ветки, листья (иголки)

- Лиственные и хвойные

Учащиеся рассматривают гербарии, называют лиственные и хвойные деревья

Дети записывают в словарь слово “вечнозеленые деревья”

Выступления учащихся сопровождается рассматриванием иллюстраций

Идет обсуждение в парах, подбор нужных трафаретов

Учащиеся указывают особенности деревьев

Ель

Сосна (запись в тетрадях)

Учащиеся составляют свои предложения

Оценивание по шкале

Слово ель встречается 4 раза

Пушистая, зелёная, вечнозелёная, колючая, красивая

Индивидуальные пересказы

Ответы учащихся

Запись на доске, в тетрадях

Идет продолжение этапа актуализации знаний

Умение слушать, запоминать, делать выводы

Развитие речевых способностей, внимания

Снятие утомления, настройка организма на работу

Развитие тактильного ощущения

Умение анализировать, находить правильный ответ

По описанию узнать деревья

Развитие устной речи

Обобщение знаний

Обучение реальной самооценке

Развитие слухового внимания

Развитие речевых способностей, выразительности речи

Подводятся итоги урока, оценивание работы учащихся.