Конспект итогового логопедического занятия с элементами фольклора "Дружба и труд — все перетрут" для детей подготовительной группы детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Народ без народности – тело без души.

К. Д. Ушинский

Актуальность.

Нарушение речи – достаточно распространённое явление не только у детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Одной из основных является дефицит живого общения в мире, где достижения новых технологий вытесняют взаимоотношения между людьми. Порой дети предоставлены сами себе, а общение с родителями часто заменяется компьютерными играми, сотовыми телефонами, безнравственным телевидением.

Культура либо разрушает психику человека, либо созидает её. Внимательному родителю достаточно взглянуть на ребёнка после просмотра фильма, прочтения книги, чтобы понять, какое воздействие позитивное или негативное) оказали они на малыша, подростка или юношу.

Если ребёнок после просмотра мультфильмов становится более уравновешенным, ласковым, спокойным, иногда даже более застенчивым, ясно, что это в душе ребёнка отозвалось добром. А если после иных телеинформационных воздействий наблюдается непослушание, крики, хитрость, обман – значит, ребёнок получил не те плоды.

Поэтому задача современных родителей сохранить психику ребёнка целомудренной, нетронутой, неразвращённой, что собственно и делали наши прадеды, что было изначально заложено в народной педагогике.

Так на Руси ещё с младенчества колыбельными песнями, пестушками и потешками воспитывалось нравственное начало. Мудрый народ сумел вложить в потешку слова ободряющие, развивающие ребёнка. Пестушки развивают мелкую моторику и речь ребёнка, активизируют чувства, и эмоции.

Современные психологи доказали, что усвоение ребёнком тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне эмоциональной отзывчивости.

Фольклорное наследие несёт в себе огромный нравственный потенциал, оказывает положительное психотерапевтическое воздействие на ребёнка.

Проблема.

В логопедической практике специалистами используются различные методические разработки, но недостаточно применяется уникальный фольклорный материал, который способствует более лёгкому, естественному усвоению программных задач:

  • автоматизации звуков,
  • развитию фонематического слуха, темпа речи,
  • развитию мелкой моторики,
  • формированию грамматического строя речи.

Это явилось основанием для разработки конспектов логопедических занятий на фольклорном материале.

Цель:

Формирование монологической речи, фонематического восприятия через приобщение к народному творчеству.

Задачи:

  • продолжать развивать сенсорные и моторные функции;
  • закреплять артикуляционные движения;
  • автоматизировать звуки в связной речи;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать мимическую мускулатуру лица;
  • обогащать словарь и активизировать речь детей;
  • закреплять знания о предметах русского быта (ковш, кочерга);
  • развивать мышление, память, воображение, внимание, ориентировку в пространстве;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к Родине.

Новизна:

На основе комплексного использования элементов фольклора отработаны формы, способы, приёмы коррекционной работы с детьми-логопатами.

Для развития сенсорно-моторных функций использован приём “пальчиковая живопись”.

Предварительная работа:

  • рассматривание репродукции В. Васнецова “Богатыри”;
  • чтение былин, героических сказок, разучивание пословиц;
  • обогащение речи новыми словами (кочерга, гонец, ярмарка);
  • знакомство с песенным, танцевальным фольклором русского народа;
  • знакомство с народно-прикладным искусством (русская матрёшка).

Оборудование:

  • аудиокассета с записями народной музыки.
  • иллюстрации старинной домашней утвари; ковш, кочерга, самовар, вёдра, загадки о домашней утвари.
  • русские народные костюмы для детей, взрослых: скоморох, купец, ремесленник, богатырь, соловей разбойник, матрёшка.
  • свиток, пазлы с пословицами о дружбе, о Родине.
  • ребусы с именами.
  • картинки: дом, рак, уши, жук, бобр, арбуз.
  • ватман, маркер.
  • трафареты матрёшек, гуашь, тряпочки для каждого ребёнка.
  • “ярмарочные ворота”.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Комплексная программа “Детство”. Логинова В.И. - С-П., 2000г.
  2. Программа развития МДОУ д./с “Теремок” “Возрождение”. Авторский коллектив - Муравленко, 2000г.
  3. Махавеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С-П., 1998г.
  4. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М., 1997г.
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов”. – М., 1999г.
  6. Добросоцких А. Как защитить вашего ребёнка? – М., 2002г.
  7. Пословицы русского народа из сборника В. Даля – М., 1995г.
  8. Ларина Т.И., Елкина Н.В. Сказки, сказания, былины, предания. – Ярославль, 1997г.
  9. Детский православный журнал “Купель”. №3 – М., 1997г.
  10. Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории. – М., 2000г.
  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М., 2004г.

Ход занятия

Организационный момент

Фонематическое восприятие.

(Звучит народная музыка. Дети в русских народных костюмах заходят в зал)

Учитель-логопед: Какие инструменты вы слышите?

(ответы детей)

Учитель логопед: Какие русские народные инструменты вы ещё знаете?

(ответы детей)

Учитель логопед:

Они доносятся с ярмарки!

Что такое ярмарка?

Когда они проводились?

(ответы детей)

Объявление темы

(Учитель логопед предлагает детям пройти на ярмарку.)

Учитель логопед: Сегодня мы с вами отправимся на старинную русскую ярмарку. Пойдем, посмотрим на людей, да и себя покажем.

(На центр зала выставляются “ярмарочные ворота”.)

Развитие сенсорных и моторных функций

Скоморох:

Почтенные господа!
Пожалуйте все сюда!
Народ собирается
Ярмарка открывается.
Собрались тут игры разные, разнообразные,
Из русской старины,
Из Российской страны.
Подходи, выбирай в любую играй!

Игра: “Перетяжки”

Описание: дети становятся парами. Берутся пальцами и тянут каждый на себя, побеждает тот, кто перетянет.

Игра: “Бумага, ножницы, камень”

Описание: скоморох называет предмет. Дети показывают “бумага” - ладонь прямая, “ножницы” - указательный и средний пальцы рук на крест, “камень” - кулак.

Артикуляционная гимнастика

Учитель-логопед: А у нас есть игры для язычка.

(Предлагает скомороху поиграть с детьми.)

Артикуляционные упражнения:

- толстячок;

- худышка;

- лягушка;

- заборчик;

- лопаточка;

- чашечка;

- качели;

Скоморох: Вы мне и нужны. Беда у нас приключилась. Соловей-разбойник повадился, всех ссорит между собой, войны хочет. Утихомирить его может только богатырь Илья Муромец.

Учитель-логопед: Ребята, кто такой богатырь?

(ответы детей)

Вспомните, в каких произведениях русский народ рассказывает о богатырях?

(ответы детей)

(Скоморох предлагает детям карту-схему для поиска Ильи Муромца, и передачи ему свитка.)

Введение нового слова

Учитель-логопед: Что такое свиток?

(ответы детей)

(Скоморох даёт объяснение значения слова свиток. Дети отправляются в путь, следуя по карте.)

Произношение звуков в словах, развитие воображения

Игра: “Чего не хватает”

Описание: Дети отгадывают загадки о домашней утвари и называют, чего не хватает.

Образование прилагательных от существительных

Учитель-логопед: Кто такой ремесленник?

(ответы детей)

Учитель-логопед: Каких ремесленников вы знаете?

(ответы детей)

Учитель-логопед:

Матрёшка из дерева, значит она какая?

Лапти из бересты, значит они какие?

Свистульки из глины, значит они какие?

(ответы детей)

Учитель-логопед: Наш ремесленник делает матрёшек.

Каких матрёшек вы знаете?

(ответы детей)

(Учитель-логопед обращает внимание детей на печальную матрёшку.)

Развитие мелкой моторики

(Детям раздаются трафареты матрёшек. Предлагается расписать матрёшки Семёновской, Полхов-Майданской, Загорской росписью, приёмом “пальчиковая живопись”.)

Динамическая пауза

(Выполнив задание, дети танцуют под музыку танец “Мы матрёшки”.

Продолжают путь к Илье Муромцу по карте.)

Составление слова “Дружба”

Игра: “Назови слово по первым звукам”

Описание: Соловей- разбойник разбрасывает картинки с изображением предметов. Дети должны по первым звукам картинок составить слово.

Звукобуквенный анализ слова.

(Дети делают звукобуквенный анализ слова “Дружба”)

Составление предложений со словом “Дружба”

Учитель-логопед: Как мы можем перебраться на другой берег?

(ответы детей)

(Учитель-логопед предлагает детей составить предложения со словом

“Дружба” и записать схемой.)

Развитие мышления

разгадывание ребусов.

(Звучит торжественная музыка, выходит Илья Муромец. Он предлагает детям разгадать ребусы и узнать имена героев.)

Обогащение словарного запаса

Игра: “Собери пазлы”

Описание: детям нужно составить пословицы о дружбе, и о Родине из пазлов, которые записаны в свитке.

Дети повторяют составленные пословицы несколько раз.

Илья Муромец: Какие пословицы вы ещё знаете о дружбе, о Родине?

(ответы детей)

Илья Муромец:

Молодцы! Постарались вы на славу,
Все препятствия прошли,
Соловья-разбойника вы одолели,
Свиток вы мне донесли.
За отвагу и за храбрость
Награждаю вас друзья!

(Илья Муромец награждает детей медалями.)

Итог занятия

Учитель-логопед: Нам пора возвращаться.

Где мы с вами были?

(ответы детей)

Что больше всего понравилось?

(ответы детей)

Как вы думаете, почему удалось победить Соловья-разбойника?

(ответы детей)

Учитель-логопед: Да, победили мы с вами потому, что дружба и труд - всё перетрут!

- психогимнастика: (Детям предлагается показать мимикой героев: весёлого скомороха, грустного купца, удивлённого ремесленника, злого Соловья-разбойника, доброго Илью Муромца)