Урок гражданина в 1-м классе "Я живу в Кузбассе"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • вызвать у детей интерес к изучению истории и природы родного края;
  • дать первоначальные представления о родном крае, о Родине;
  • ввести в активный словарь детей понятия: государство, Россия, Москва – столица, Кузбасс, гимн.

Оборудование:

  • запись гимна России и Кузбасса,
  • рисунок флага и герба России,
  • карта России и Кемеровской области,
  • контур карты области разрезанный для игры,
  • рисунки животных, растений,
  • рисунки основных отраслей промышленности и сельского хозяйства,
  • набор открыток “Кемерово”,
  • рисунки солнышка,
  • карандаши.

Учитель:

- Добрый день, дорогие дети и уважаемые родители!

Вы переступили порог чудесной страны Знаний. Путешествуя по ней, вы узнаете много интересного и увлекательного. Сегодня здесь - праздник.

- Кто знает, как называется он? (1 сентября - День знаний)

- 1 сентября - День знаний. Первый урок – урок знаний, на котором вы узнаете все, что необходимо знать каждому ученику.

- Ученик! Это почетное звание носят все жители страны Знаний и его нужно обязательно заслужить. Итак, сейчас я проверю, готовы ли вы стать учениками. Для этого вы должны преодолеть испытания.

- Попробуйте прочитать слова, написанные на доске:

МИР, КУЗБАСС, РОДИНА, МАМА.

  • Родина. Россия. Кузбасс

Учитель:

- Ребята, скажите, как вы понимаете слово “Родина”?

(Выслушиваются мнения детей).

- Родина - это то место, где все родились, живем. Наша малая Родина - это наше село.

- Как оно называется? (Посёлок Калининский)

- Как называется наш район? (Мариинский район)

- Как называется наша область? (Кемеровская область)

- Наш родной край – Кузбасс. А, что вы знаете о своём родном крае?

(Выслушиваются мнения детей).

- Давайте узнаем, как называют нашу родину.

Посмотрите на эти рисунки, всё это частица нашей родины.

- Назовите, что вы видите и выделите первый звук. Из них мы составим название нашей родины.

- Прочитайте, как называют нашу родину. (Россия)

  • Символы России

- У каждой страны есть главный город – столица, а какой город является столицей России? (фотографии Москвы)

- Кто является президентом России. (портрет В. В. Путина)

– У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн.

- Кто знает флаг, герб России?

Из ряда (рисунок) флагов и гербов найти флаг и герб России. Рассматривание флага и герба России.

(ЗВУЧИТ ГИМН РОССИИ, фрагмент)

- Это прозвучал Гимн России. Гимн – это главная мелодия нашей страны. Звучит он в особо важных случаях, и слушать его надо стоя, тихо и внимательно. Мы с вами в будущем будем слушать Гимн и научимся слушать его правильно.

Учитель:

- Как называется главный город нашей страны? (Москва)

- А где он находится на карте, покажите.

- А знаете ли вы где искать на карте ещё одно очень важное для всех нас место?

Место это где вы родились, ходили в садик и вот пришли в школу?

Наша школа находится в крае дорогом для каждого из нас.

- Как его называют?

- Сегодня мы свой первый урок посвятим нашему родному краю – Кузбассу. Вы поможете мне. Я знаю, что многие из вас любят собирать рисунки из кусочков мозаики. Вот и сегодня на этом уроке мы соберём рисунок карты нашей области.

Посмотрите на кусочки картины.

- Здесь рисунки того, что вы знаете или узнаете о нашем крае? Пусть помогут вам ваши верные помощники – родители.

(По ходу урока учитель прикрепляет к контуру Кемеровской области рисунки, отражающие разделы урока, того, о чём пойдёт речь: город Кемерово, угольная промышленность, металлургия, животный и растительный мир, отрасли сельского хозяйства).

  • КЕМЕРОВО – главный город нашего края.

(открытки, фотографии города Кемерово)

- Кто из вас уже побывал в этом городе?

- Что вам особенно понравилось, запомнилось?

- Где вы побывали?

- А кто из вас побывал в цирке? Что там видели?

- Давайте мы сейчас попробуем оказаться на том представлении и немного отдохнём.

Игра “Мы не скажем, а покажем”

(Дети показывают движениями клоуна, жонглёра, фокусника, дрессировщика и его зверей, канатоходца, силача и др.)

  • УГОЛЬ – богатство нашего края.

(рисунок шахтёра)

- Посмотрите на следующий рисунок. Здесь вы видите рабочего-шахтёра и уголь, который он добывает под землёй.

- Наш край известен на всю страну, как место где добывают одно из главных богатств нашей страны – каменный уголь. Миллионы тонн каменного угля залегают глубоко под землёй, а добывают его люди. Это отважные и смелые люди – шахтёры. Совсем недавно был праздник – День Шахтёра. Люди нашей страны благодарили шахтёров за их труд.

- Наш край имеет и ещё одно звучное имя – КУЗБАСС.

- А что означает это имя? Пусть ваши мамы и папы помогут вам.

(ЗВУЧИТ ГИМН КУЗБАССА).

- Послушайте главную мелодию нашего края – гимн Кузбасса.

- О чём была эта мелодия? Понравилась Вам?

  • МЕТАЛЛУРГИЯ.

- Давайте на минуту представим, что произойдёт, если вдруг исчезнет всё то, что сделано из металла? Что случится? (ответы детей)

- Вот видите, как важно в нашей жизни то, что выпускают люди, работающие на металлургических комбинатах. Они дают всем нам то, без чего мы не смогли бы жить без проблем: металл для машин и самолёта, корабля и парохода. Да и простой гвоздь нам тоже необходим. Вот и ещё один рисунок нашёл своё место на карте нашего края.

  • ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ.

- Наш край богат своим животным миром. Вы, конечно, многих из них знаете.

Тогда угадайте о ком эти загадки.

Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (заяц)

С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач. (белка)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (дятел)

За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (муравейник)

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живее, кур крадёт. (лиса)

Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается ото сна. (медведь)

На полянке возле ёлок
Дом построен из иголок.

Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (бобр)

- Всё это лесные жители. Живут они в своём лесу дружно, помогают друг другу.

РАСТЕНИЯ НАШЕГО КРАЯ.

- Да, богат наш край растениями. А какие растения знаете вы?

Игра “Цепочка”

Дети с помощью родителей называют любые виды растений, до тех пор, пока “цепочка слов” не оборвётся.

- Вот как много вы знаете растений. Самые нарядные красивые – это цветы.

Игра “Собери букет”

Ребёнок вместе с мамой (вызывается несколько пар) шагают по классу и на каждый шаг нам называют имя цветка. Чья пара пройдёт дальше, та и победила, собрала самый большой букет.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

- Выращивают в нашем крае и растения, которые нас кормят.

Это пшеница, рожь, овёс, картофель, свёкла, огурцы, помидоры и многие другие.

Игра “Съедобный – несъедобный”

- У меня в руках волшебный мячик – он умеет прыгать, летать, кататься, а главное, он всегда возвращается ко мне. Сейчас мы поиграем, если я называю предмет, который можно съесть, вы ловите мяч, а если – предмет несъедобный – отбиваете мяч, возвращаете его мне.

Мы Россияне

- Все люди любят свою родину.

- Как вы думаете, что значит любить Родину?

Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже.
У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.

На меня Россия ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!

- Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

- Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”
- На территории России живут люди разных национальностей.

- Мы с вами русские и поговорим о русском народе.

У русского народа есть сказки и песни, игрушки и потешки, загадки и танцы, и многое другое.

Проведём конкурс “Россия – родина моя”

1 конкурс. “Угадай русскую народную сказку”.

Педагог читает отрывок, дети угадывают. За правильный ответ команда получает флажок. В конце подсчитываются флажки и определяется победитель.

1. “Посадил дед репку. Выросла репка больша-пребольшая…” (РЕПКА)

2. “Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба. Снесла раз курочка яичко. Да не простое, а золотое” (КУРОЧКА РЯБА)

3. “Жили мужик и баба. И была у них дочка Алёнушка и сыночек Иванушка. Вот поехали они на базар, а дочке велели за братом смотреть. За это обещали привезти подарок. Уехали они, а сестра посадила брата около дома на травку, а сама убежала играть с подружками”. (ГУСИ-ЛЕБЕДИ)

- А какие сказки знаете вы?

2 конкурс. “Угадай мелодию”.

Исполняются отрывки русских народных песен.

Песни: “Во саду ли в огороде”, “Две тетери”, Ах ты, береза”, “Как у наших у ворот”, “Ладушки”, “Ах вы, сени”, “Во поле березка стояла”.

3 конкурс. “Народные игры”: “Летает не летает”, “Весёлый бубен”

  • Мир. Мама.

- Прочтите слова.

Слово МИР такое же важное, как и слово МАМА.

Как вы думаете почему?

- Мамина улыбка как солнышко согревает всё вокруг, успокоит, помирит драчунов, высушит слезинки.

Улыбнитесь своей маме.

И вот в нашем мире наступает покой и радость. Я желаю вам: пусть ваши мамы всегда будут рядом. Пусть их улыбка согревает и охраняет вас.

- На парте у вас лежат маленькие солнышки, нарисуйте на них свою улыбку.

Прикрепим все эти солнышки на доску.

- Вот видите, какое большое и ласковое солнышко поселилось в нашем классе.

Пусть оно светит нам каждый день и согревает своим теплом и любовью.

- Дорогие мамы, в ваших силах сохранить эти улыбки своих детей.

Чтобы тень огорчения не набегала на их личико, пожалуйста, всегда будьте рядом, помогайте и поддерживайте своих детей. Ведь впереди у них интересная, но трудная дорога в страну Знаний. Дети и я будем очень нуждаться в вашем понимании и поддержке.

ИТОГ

- Мы с вами только стали собирать картинку карты нашей области. Многое вы уже знаете.

Но посмотрите на карту, на ней остались белые пятна, незаполненные места. Это говорит о том, что вы ещё знаете не всё. Но это не страшно! Вы пришли в школу, чтобы учиться, узнавать каждый день новое.

Будет идти время, и мы вместе об истории родного края, о его роли в победе над фашисткой Германией, о людях, наших земляках, полетевших в космос, а ещё о самых интересных людях – о художниках и поэтах, героях войны и труда.

Это всё у нас с вами ещё впереди. И сегодня вы только начинаете делать свои первые шаги в страну Знаний.

- Я хочу пожелать вам счастливого пути.

- А что вы хотели бы пожелать друг другу, мамам и папам.

- Что пожелают вам ваши родные.

Слово родителям. Подарки.