Программа дополнительного урока физической культуры в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Обоснование программы.

В соответствии с постановлением Правительства РФ в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса. Одно из направлений в решении данной проблемы – введение дополнительного урока физкультуры, что в сочетании с активной физкультурно-массовой работой обеспечивает оптимизацию эффективности двигательной активности учащихся.

Данная программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни младших школьников.

Нормативно-правовые основания для разработки программы.

  • Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.).
  • Конституция РФ
  • Закон РФ “ Об образовании” (10 июля 1992 г. № 3266-1)
  • Распоряжение Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. “Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”
  • Комплексная программа “Развитие образования ЯНАО до 2005 г.”
  • “План мероприятий по улучшению здоровья детей” департамента образования ЯНАО от 21.01.2004 г.
  • Устав МОШИ “Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования ”.
  • Программа “Здоровье” МОШИ “Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования ”.
  • Комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М: “Просвещение”, 2005 год.

Паспорт программы.

Цель: эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, совершенствование системы физического воспитания.

Задачи программы:

образовательные:

  • обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;
  • формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является долгом перед обществом;
  • формирование необходимых знаний в области физической культуры;

воспитательные:

  • воспитание у детей высоких нравственных качеств;
  • воспитание потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
  • организация режима дня учащихся;

развивающие:

  • сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие детей;
  • помочь каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал;
  • развивать творческую активность учащихся.

Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей, в зависимости от пола, возраста, времени года и местных особенностей.

Программа рассчитана на учеников 1-4 классов и предусматривает 4 года обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 135 часов (1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа), 1 час в неделю. Практические занятия составляют основу программы. Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:

- подготовительная (ходьба, бег, ОРУ),

- основная (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, подвижных и спортивных игр).

- заключительная (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов, домашнее задание).

В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала. При подборе средств и методов для проведения практических занятий, предполагается использование упражнений из различных видов спорта, что обеспечивает повышение эмоциональной окраски занятий. Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

По завершению каждого учебного года проводятся контрольно-переводные испытания “Президентские тесты”. В течение учебного года проводятся соревнования по изученным видам спорта.

Содержание программы 1 года обучения.

1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все уроки).

Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

2. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все уроки).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.

3. Легкая атлетика (9 часов).

Разные виды ходьбы: обычная, на носках, на пятках, прогнувшись, с высоким подниманием бедра, на внутренней и наружной стороне стопы, в полу- и полном приседе, спиной вперед, приставным шагом, с изменением направления, с преодолением препятствий.

Упражнения в равновесии: ходьба по скамейке с различными положениями рук, ходьба с предметами и с заданиями, ходьба по наклонной доске, повороты в полуприседе, продвижение вперед с закрытыми глазами.

Бег: обычный, широким шагом. С высоким подниманием коленей, с захлестыванием голеней назад, с выбрасыванием прямых ног вперед, спиной вперед, с изменением направлений, в разных построениях, с дополнительными заданиями, с изменениями направления, челночный бег, равномерный бег на выносливость в сочетании с ходьбой. Старт высокий, низкий. Разгон.

Лазанье: по гимнастической скамейке, подползание под шнур, лазание по гимнастической стенке, перелезание через предметы, подлезание и пролезание в приседе без помощи рук вперед, боком.

Прыжки: на месте, с движением, на одной ноге, в высоту, многоскоки, в длину, через скакалку.

Метание: с места, на дальность, в цель, из-за головы, в корзину, перебрасывание, одной рукой, ловля мяча, удары мяча о землю.

Подвижные игры:

  • ходьба, бег – “Стоп”, “Ловушки”, “Перемени предмет”, “К своим флажкам”, “Цвета”, “Запрещенное движение”, “Два мороза”, “Зайцы в огороде”, “Хитрая лиса”, “Коршун и наседка”, “Перемена мест”;
  • равновесие - “Канатоходец”, “Переправа”, “Разойдись – не упади”, “С кочки – на кочку”, “Через ручей”, “Не оставайся на полу”;
  • лазанье – “Проползи – не урони”, “С мячом под дугой”, “Перелет птиц”, “Пожарные на учении”, “Ловля обезьян”;
  • прыжки - “Попрыгунчики-воробушки”, “Охотники и зайцы”, “Пингвины”, “Лягушка и цапля”, “Прыгни - повернись”, “Попрыгунчики”, “Лягушки в болоте”;
  • метание – “Охотники и зайцы”, “Кто самый меткий”, “Ловишки с мячом”, “Мяч через сетку”, “Метко в цель”, “Кто дальше бросит”.

4. Гимнастика (7 часов).

Строевые упражнения: расширение представлений о пространстве – слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом, друг за другом, через одного; построение в колонну, шеренгу, в круг, размыкание и смыкание, повороты, расчет на месте.

Общеразвивающие упражнения без предметов: основные положения туловища (стоя, сидя, лежа), рук и ног, сочетание движений ног, туловища с движениями рук, комплексы ОРУ различной координационной сложности.

Общеразвивающие упражнения с предметами: с мячами, гимнастическими палками, обручем, скакалкой, на гимнастической скамейке и т.д.

Акробатические упражнения: кувырки, стойка на лопатках,

Силовые упражнения: подтягивание, отжимание, с сопротивлением, висы на руках.

Подвижные игры: эстафеты по методу круговой тренировки.

5. Спортивные игры.

Баскетбол (10 часов).

Стойка баскетболиста. Передвижение приставными шагами (лицом вперед, влево, вправо). Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками. Передачи мяча двумя руками от груди. Броски мяча с места в кольцо. Ведение мяча на месте.

Подвижные игры: “За мячом”, “Поймай мяч”, “Борьба за мяч”, “У кого меньше мячей”, “Мяч - водящему”, “Мяч в воздухе”, “Передал - садись”, “Перестрелка”, “Ловец я мячом”, “Мяч - ловцу”, “Ведение мяча парами”, эстафеты с мячом.

Футбол (8 часов).

Техника передвижения. Бег по прямой, изменяя скорость и направление. Повороты во время бега налево и направо. Удары по мячу ногой. Отбор мяча. Перехват мяча.

Подвижные игры: “Защита крепости”, “Перекати мяч”, “Передал - садись”, “Быстро по кругу”, “Отбей мяч”, “Футбол на льду”, “Защити ворота”.

Содержание программы 2 года обучения.

1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все уроки).

Определение ЗОЖ, забота о собственном здоровье и здоровье окружающих. Формирование полезных привычек на основе сознательного отношения детей к здоровью. Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой. Двигательный режим дня.

2. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все уроки).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.

3. Легкая атлетика (9 часов).

Ходьба: с изменением направления, длины и широты шагов, широким свободным шагом с сохранением осанки, с различным положением и движением рук, в полуприседе и приседе, с остановками по сигналу, различная по технике, построению и темпу.

Равновесие: ходьба на носках по гимнастической скамейке с различным положением рук, с предметами, приставными шагами вперед, с высоким подниманием коленей, с перешагиванием через предметы, повороты на носках, стоя.

Бег: различный по технике, направлению и построению, коротким средним и длинным шагом, равномерный по выносливости до 6 минут, челночный бег, с преодолением препятствий, на скорость, в чередовании с ходьбой.

Лазанье: ранее изученными способами, по гимнастической стенке с перелезанием с пролета на пролет, по скамейке, лестнице.

Прыжки: с продвижением, с поворотами на 90 и 180 градусов, многоскоки, спрыгивание, впрыгивание, через препятствие, опорный прыжок, через короткую скакалку на обеих ногах с промежуточным прыжком на месте.

Метание: передача мяча по кругу, в колонне, в шеренге сверху, снизу, сбоку, перебрасывание мяча в парах, через сетку, метание на дальность, в цель, в узкие вертикальные цели.

Подвижные игры:

  • ходьба, бег – “Великаны и карлики”, “Ходьба гуськом”, “Летчики”, “Наступление”, “Ястребы и утки”, “Кто лишний”, “Перемени предмет”, “Коршун и наседка”, “Гуси - лебеди;
  • равновесие - повторение игр, рекомендованных для 1 года обучения: “Канатоходец”, “Переправа”, “Разойдись – не упади”, “С кочки – на кочку”, “Через ручей”, “Не оставайся на полу”;
  • лазанье – “Медведь и пчелы”, “Раки”, “Смелые верхолазы”, “Кто скорей через обручи к флажку”;
  • прыжки - “Скакуны”, “Челнок”, “Кто выше”, “Прыжки по кочкам”, “Парашютисты”, “Волк во вру”, “Удочка”;
  • метание – “Без промаха”, “Метко в круг”, “Мяч - соседу”, “Не давай мяч водящему”, “Мяч капитану”.

4. Гимнастика (7 часов).

Строевые упражнения: ориентировка самих обучающихся – слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом, друг за другом, через одного; построение в колонну, шеренгу, в круг, равнение в затылок, равнение по носкам, повороты на месте переступанием, повороты на 180, 270 и 360 градусов прыжком, расчет по порядку, перестроение из одной колонны в две, три, на месте и в движении.

Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения на разные группы мышц на месте и в движении, комплексы ОРУ различной координационной сложности.

Общеразвивающие упражнения с предметами: с большими и малыми мячами, гимнастическими палками, обручем, скакалкой, на гимнастической скамейке из ранее изученных исходных положений.

Акробатические упражнения: группировка в приседе, сидя, группировка лежа на спине, перекаты назад-вперед, сочетание кувырка вперед со стойкой на лопатках.

Силовые упражнения: висы из разных положений, упражнения с отягощением, подтягивание, отжимание, с сопротивлением.

Подвижные игры: эстафеты по методу круговой тренировки, “Бабочка”, “Деревья качаются”, “Дровосек”, “Гусиный шаг”, “Обезьянка”, “Хоровод”, “Шире круг”, “К своим флажкам”.

5. Спортивные игры.

Баскетбол (6 часов).

Ловля и передача мяча на месте и в движении: в кругу, тройках; броски, передача, ведение мяча после ловли, ведение, остановка, поворот, передача или бросок в кольцо или партнеру.

Подвижные игры: “Послушный мяч”, “Передал - садись”, “Гонка мячей”, “Мяч - водящему”, “Кого назвали – тот ловит мяч”, эстафеты с мячом.

Пионербол (6 часов).

Действия с мячом. Бросок мяча двумя руками из-за головы через сетку. Передача мяча партнеру. Ловля мяча двумя руками, от игрока, от сетки. Групповые действия.

Подача мяча через сетку.

Подвижные игры: “Перекати мяч”, “Передал - беги”, “Перебрось мяч”, “Мяч - соседу”, “Поймай мяч”.

Футбол (6 часов).

Ведение мяча ногой в разных направлениях и с изменением скорости, остановка катящегося мяча ногой, обводка кеглей, удары по мячу, по воротам.

Подвижные игры: “Сильный удар”, “Передай соседу”, “Кузнечики”, “У кого больше мячей”.

Содержание программы 3 года обучения.

1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все уроки).

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности. Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений, правильное дыхание во время выполнения упражнений.

2. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все уроки).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.

3. Легкая атлетика (9 часов).

Ходьба: с преодолением препятствий с перешагиванием и наступанием на них, приставным шагом вперед, боком и назад, скрестным шагом вперед - назад, в разных построением.

Равновесие: стойка, закрыв глаза с различным положением стоп на месте, продвижением вперед с закрытыми глазами.

Бег: быстрый бег парами, группами на расстояние до 30 м, бег в медленном темпе, бег на перегонки.

Лазанье: по гимнастической скамейке на четвереньках под углом 20 градусов, подлезание и пролезание в группировке в приседе вперед и боком.

Прыжки: прыжки в длину с разбега, толчком одной ноги и приземлением на обе ноги, многоскоки с мягким приземлением.

Метание: метание малого мяча на дальность, набивного мяча двумя руками из-за головы на расстояние 3-4 м.

Подвижные игры:

  • ходьба, бег – “Поезд”, “Самолеты”, “Принеси предмет;
  • равновесие - “Фигуры”, “Не оставайся на полу”, “Стоп”, “Переправа”, “Совушка”;
  • лазанье – закрепление игр, изученных во 2 классе: “Медведь и пчелы”, “Раки”, “Смелые верхолазы”, “Кто скорей через обручи к флажку”;
  • прыжки – “Поймай комара”, “С кочки на кочку”, “Скакуны”, “Челнок”, “Кто выше”, “Прыжки по кочкам”, “Парашютисты”, “Волк во вру”, “Удочка”;
  • метание – “Охотники и утки”, “Медведь и пчелы”, “Меткий снайпер”, “Метко в цель”, “Мяч через веревку”, “Мяч в кругу”.

4. Гимнастика (7 часов).

Строевые упражнения: повороты на месте направо и налево прыжком и переступанием, движение в колонне в обход, по кругу, на указанные ориентиры, выполнение специальных команд.

Общеразвивающие упражнения без предметов: основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги на ширине плеч, комплексы упражнений гигиенической гимнастики.

Общеразвивающие упражнения с предметами: с мячами разных размеров, гимнастической палкой, обручем, скакалкой, с использованием лестницы и скамейки.

Акробатические упражнения: перекаты, переворот через голову в положение сед ноги врозь, из упора присев кувырок вперед в группировку сидя.

Силовые упражнения: висы с движением ног.

Подвижные игры: эстафеты по методу круговой тренировки, “У ребят порядок строгий”, “По тропинке”, “Кто тише”, “Дуэт”, “Кто самый быстрый”, “Не задень”.

5. Спортивные игры.

Баскетбол (6 часов).

Ознакомление с элементарными правилами игры и соревнований.

Подвижные игры: “Слушай сигнал”, “Передал - садись”, “Гонка мячей”, “Мяч - водящему”, “Кого назвали – тот ловит мяч”, эстафеты с мячом.

Пионербол (6 часов).

Ознакомление с элементарными правилами игры и соревнований.

Подвижные игры: “Вперед - назад”, “Назад по колонне и по кругу”, “Быстро из круга”, “Кто точнее”, “Навстречу через сетку”.

Футбол (6 часов).

Ознакомление с элементарными правилами игры и соревнований.

Подвижные игры: “Летящий мяч”, “Сильный удар”, “Передай соседу”, “Кузнечики”.

Содержание программы 4 года обучения.

1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все уроки).

Понимание ответственности каждого за свое здоровье. Правильное дыхание при длительных физических нагрузках. Значение и важность регулярных физических нагрузок. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.

2. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все уроки).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.

3. Легкая атлетика (9 часов).

Ходьба: с замедлением и ускорением, крадучись с высоким подниманием бедра, с изменением направления, в разных построениях.

Равновесие: ходьба по гимнастической скамейке прямо и боковыми приставными шагами с перешагиванием через предметы, повороты на скамейке, приседание.

Бег: высокий старт, бег на 30 м на скорость в парах, бег в умеренном темпе до 3 мин, в сочетании с ходьбой до 5 мин, с широким шагом.

Лазанье: на четвереньках по наклонной плоскости до 30 градусов, перелезание через предметы и лазанье по гимнастической скамейке разными способами.

Прыжки: прыжки ноги скрестно, ноги врозь, прыжки в длину с места на результат, в длину с разбега, в высоту с мягким приземлением.

Метание: метание малого мяча из-за головы в цель, в ориентир с расстояния 6 м.

Подвижные игры:

  • ходьба, бег – “Мышеловка”, “Мы – веселые ребята”, “Поезд”;
  • равновесие - “Переправа”, “Через ручей”, “Повернись – не упади”;
  • лазанье – “Ловля обезьян”, “Медведь и пчелы”, “Раки”, “Смелые верхолазы”, “Кто скорей через обручи к флажку”;
  • прыжки – “Кто лучше прыгнет”, “Лиса и куры”, “Зайцы в огороде”, эстафеты с прыжками;
  • метание – “Передача мячей”, “Кто дольше не уронит”, “По наземной мишени”, “Сбей булаву”, “Вертикальная мишень”, “Переброска мячей”.

4. Гимнастика (7 часов).

Строевые упражнения: ориентировка относительно самих обучающихся и по ориентирам, перестроение в круг из колонны по одному, выполнение специальных команд.

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами: упражнения с движениями рук, ног, туловища с использованием стандартного и нестандартного оборудования и инвентаря.

Акробатические упражнения: стойка на лопатках перекатом назад из упора присев, из упора присев кувырок назад до упора присев.

Силовые упражнения: висы с движением ног.

Подвижные игры: эстафеты по методу круговой тренировки, “Быстро в круг”, “Слушай командира”, “Слушай сигнал”.

5. Спортивные игры.

Баскетбол (6 часов).

Знание и выполнение элементарных правил игры и соревнований.

Подвижные игры: “Быстрая передача”, “Мяч - ловцу”, “Мяч в корзину”, эстафеты с мячом.

Пионербол (6 часов).

Знание и выполнение элементарных правил игры и соревнований.

Подвижные игры: “Точный пас”, “Борьба за мяч”, “Кто точнее”, “Навстречу через сетку”, эстафеты с мячом.

Футбол (6 часов).

Знание и выполнение элементарных правил игры и соревнований.

Подвижные игры: “Порази цель”, “Послушный мяч”, “Кто больше”, “Мяч в ворота”, эстафеты с мячом.

Ожидаемые результаты программы.

  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровью, воспитанию и развитию личности.
  • Формирование гармонически развитой личности, обладающей высоким уровнем резерва здоровья.
  • Развитие физических, психических, когнитивных, социальных способностей.
  • Создание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни на основе учебной деятельности и педагогического контроля.
  • Выработка у учащихся должны формы поведения, помогающей избежать опасностей для жизни и здоровья.
  • Создание познавательно–развивающей учебной деятельности учащихся на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подходов.
  • Снижение заболеваемости среди учащихся.