Урок русского языка по теме "Знаю или не знаю? Пишу или?.." (2-й класс, УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Учить находить орфограммы в словах.
  • Закреплять умение писать с “окошками”.
  • Решать орфографические проблемы с помощью словаря.
  • Развивать орфографическую зоркость, речевые умения.
  • Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи, ответственности.

Оборудование:

  • Доска с записью числа, темы урока;
  • Рисунки к сказке Л. Гераскиной “В стране невыученных уроков”.
  • Словарные слова на карточках и картинки к ним.
  • Учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко “Русский язык, 2 класс, ч. 1”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы и сообщение цели урока.

Учитель. Ребята, на уроках русского языка мы помогали герою сказки Л. Гераскиной “В стране невыученных уроков” Вите решать орфографические задачи. Посмотрите на рисунок. Почему Витя и его кот Кузя ели лук?

Дети. Он не мог правильно написать слова: хлеб, колбаса.

Учитель: Почему?

Дети. Не знал, что писать с ошибками стыдно и, что не всем согласным и гласным можно доверять.

Учитель.

Гласные и согласные.
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится.
А буква другая пишется!

И вот, чтобы не писать, как Витя, с ошибками мы будем учиться находить в словах опасные места и писать по памятке “Точно знаешь написание пиши, не знаешь или не уверен - оставляй “окошко”.

3. Упражнения по теме урока.

Словарная работа. Работа в тетради.

Учитель. Ребята, а вы сможете написать слова: хлеб и колбаса?

Какие опасности встречаются в слове хлеб?

Запишем в тетрадь: хлеб.

Колбаса. Что это за слово?

Дети. Это словарное слово.

Учитель. Запишем правильно слово колбаса

Прочитайте и проверьте, правильно вы их написали слова: хлеб, колбаса (карточки со словами на доске). Кто догадается, что получится, если соединить хлеб и колбасу? Чтобы мог Витя съесть вместо лука?

Дети. Бутерброд.

Учитель. Что же такое бутерброд? Где можно узнать лексическое значение слова?

Дети. В толковом словаре.

Работа с толковым словарем.

Учитель. Откройте с. 128 учебника и прочитайте .

Слово бутерброд новое для вас. Как нам написать его без ошибок?

Дети. Найдем в слове орфограммы.

Учитель. Скажем хором по слогам бу-те-рброд.

Есть ли в слове орфограммы гласных? В каком слоге?

Есть ли в слове орфограммы согласных?

Какую из этих орфографических задач мы можем решить?

Дети. Один - бутерброд, много – бутерброды. Значит, на конце слова будем писать “д”.

Учитель. А вот во втором слоге безударная гласная “е” непроверяемая, ее нужно запомнить. Это новое словарное слово. Запишите его и выделите орфограммы.

4. Минутка чистописания.

Учитель. Посмотрите на записанные слова, выберите и подчеркните красиво написанную букву. Найдите букву, написание которой вам не нравиться, напишите ее 6 раз на новой строчке. Одну красивее другой.

5. Самостоятельная работа в паре.

Учитель. Слово бутерброд немецкого происхождения и означает буквально хлеб с маслом. Послушайте стихотворение Г. Сапгира:

Чудак математик
В Германии жил
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил!
Затем результат
Положил себе в рот
Вот так человек
Изобрел бутерброд.

Текст этого стихотворения в учебнике с. 71 упр. 158 и напечатан на карточке у каждого из вас. В некоторых словах пропущены буквы. Вы будете работать в паре, советуясь друг с другом и там, где выбор букв вы можете объяснить, вы пишете букву и подчеркиваете орфограмму, где не знаете какую букву нужно написать, оставляете “окошко”.

Проверка. В каких словах вы сумели решить орфографические задачи?

В каких словах оставили “окошки”?

Физминутка. А сейчас отдохнем.

Где ваши ладошки?
Тут, тут, тут.
А в ладошках пальчики живут
Пальчики трудились, не ленились
Писали, старались
А потом, а потом?
Устали!
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку
Руки в сторону согнули
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их
Оглянулись через правое плечо
Через левое еще
Дружно присели, пяточки задели
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз и сели.

6. Работа с орфографическим словарем.

Учитель. Ребята, а дома вам мама готовит бутерброд?

Кто сам умеет делать бутерброд?

А вот чтобы бутерброд был красивым, его можно украсить

А чем, вы узнаете, отгадав загадки.

Летом в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой – в бочке
Крепкие, соленые. (огурец)
Кудрява, зелена
Нарядом скромна
Мужским именем зовется
Да нежной пряности полна. (петрушка)
Я похож на лист капустный
С овощами заодно
Я кудрявый, нежный, вкусный
Стол украсить мне дано. (салат)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
На грядке нет сочнее.…(помидора)

Запишем в тетрадь названия этих овощей. А чтобы правильно их написать, где можно посмотреть правописание слов

Дети. В орфографическом словаре

Запись слов с комментированием: огурец, помидор, петрушка, салат.

Взаимопроверка.

Учитель: Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Все ли правильно выполнил ваш сосед. Если все правильно, поставьте на полях “+”, нет “-”.

7. Работа с учебником.

Учитель. Откроем с. 71, найдем упражнение №157

Прочитаем и узнаем, как можно украсить бутерброд

Прочитайте первое задание, спишите первое предложение по правилам списывания, Во втором предложении пропущены слова, мы их сейчас научились писать. Запишем это предложение с комментированием. Не забываем о нашей памятке “Точно знаешь написание – пиши, не знаешь или не уверен – оставляй “окошко”.

8. Итог урока.

Учитель. Сегодня многое узнали о бутерброде. Думаю маме на ужин вы сами

Сможете приготовить бутерброд.

Как вы понимаете название темы: “Знаю или не знаю? Пишу или…? ”, с которой мы заканчиваем работу?

Какие слова там недосказаны?

Какой способ письма без ошибок вам теперь знаком?

9. Оценивание учащихся. Задание на дом с. 71, упр. 158.