Урок природоведения "Форма Земли. Глобус — модель Земли"

Разделы: География, Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать у детей первоначальное представление о форме Земли и глобусе;
  • развивать пространственные представления детей; воспитывать самостоятельность во время работы.

Тип урока: Комбинированный урок.

Оборудование: глобус, атлас, человек, яблоко, спица.

Литература:

  1. А.А.Плешаков “Природоведение” 4 кл. Москва “Просвещение” 1992;
  2. Л.Ф.Мельчаков “Уроки природоведения в 3 классе” Москва “Просвещение” 1976;
  3. А.Ф.Некрыловой “Круглый год” Москва издательство “Правда” 1986;
  4. “Всемирная география в школе и дома” Москва “Росмэн” 1997;
  5. Детская энциклопедия Москва “Росмэн;
  6. Разработка урока “Земля планета. Форма Земли”;
  7. Л.Ф.Мельчаков, М.И.Скаткин “Природоведение 3,5 кл.”

Ход урока

1. Организация класса.

1.1. Приветствие.

1.2. Гигиенические требования.

2. Проверка домашнего задания.

2.1. Беседа по наблюдению.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте и скажите, о каком времени года это стихотворение.

А.Фет

Ласточки пропали,
а вчера зарей
все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
вон над той горой.
С вечера все спится,
на дворе темно,
лист сухой валится,
ночью ветер злится
да стучит в окно.
Лучше снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Осень)

- Перечислите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Какой сейчас месяц? (Октябрь.)

2.2. Работа в тетрадях.

- А теперь давайте проверим ваши наблюдения. Вы ведете дневники наблюдений.

- Какая температура воздуха была в эти дни? Какие осадки наблюдались?

- Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны!

- Наблюдая за погодой, вы, наверное, заметили какие-либо изменения.

- Какие изменения произошли в неживой природе?

- Как изменилась температура воздуха по сравнению с летом? (Стало холоднее, температура понизилась).

- Почему? (Солнце поднимается все ниже над горизонтом, и лучи отражаются от поверхности).

- Как изменилась продолжительность дня и ночи?

- Какие осенние изменения вы наблюдаете сейчас в живой природе?

- Какие птицы улетели в теплые края? Какие остались у нас зимовать?

- Как изменился внешний вид растений?

- Какие деревья и кустарники стоят еще зеленые?

Период с 1 октября по 24 октября называется листопадником. Он характеризуется массовым перелетом журавлей, диких гусей и первыми морозами, которые начинаются 1-2 сентября. Температура понижается с +10 до +5. в лесах наступает золотая осень. Поля однотипные. На полях собирают кукурузу на зерно, на огородах заканчивается уборка капусты. В конце листопадника часто стоят теплые солнечные дни. Почти 9 дней стоит такая погода. Везде летает паутина.

- Вы знаете, как называется этот период?

Эта часть листопадника называется “бабьим летом”. Вода становится холоднее. Водные растения некоторые отмирают, некоторые готовятся к зимовке, сбрасывая на дно водоемов свои почки. Характерные явления – массовый листопад, морозы в первый и второй день периода, массовый отлет журавлей, серых гусей и уток. Главное событие в жизни зверей – это линька меха. Продолжается линька у лисиц, волков, куниц и зайцев. У зайца – русака появляются последние в этом году зайчата “листопаднички”.

- Продолжайте наблюдать за изменениями в природе.

2.3. Фронтальный опрос.

- Итак, ребята, вы выучили тему “План и карта”. Что же такое план?

- Что такое карта?

- В чем сходство?

- Чем отличается план от карты?

- Что такое масштаб?

- Как работать с картой?

- Молодцы. Вы все активно работаете.

3. Актуализация опорных знаний.

3.1. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, а вы никогда не задавали себе вопрос, какую Форму имеет Земля?

- Как вы думаете, кто такие космонавты?

- Каких космонавтов вы знаете?

- Кто был первым космонавтом?

- Как вы думаете, какую форму имеет Земля?

- Ответить на этот вопрос вам поможет сегодняшний урок.

4. Объявление темы и цели урока.

- Тема сегодняшнего урока “Форма Земли”, Глобус – модель Земли. Сегодня на уроке вы узнаете, что глобус – это модель Земли, что отображает форму Земли и ее поверхность.

5. Восприятие и усвоение нового материала.

- Ребята, мы живем на планете, имя которой Земля.

Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. Шар этот не совсем круглый, а слегка приплюснутый сверху и снизу.

- Земля образовалась 4600 млн. лет из газа и пыли. Она была настолько раскалена, что возник шар из жидкого камня. С течением времени его поверхность остыла и покрылась твердой коркой. Ученые считают, что за миллионы лет форма суши и климат на Земле менялись. Некоторые животные вымирали и появлялись другие, способные выжить в новых условиях.

- Вы, наверное, слышали, что и до сих пор находят останки больших животных мамонтов, которые жили миллионы лет назад.

- Земля имеет около 40000 км по экватору. Понадобится целый месяц, чтобы объехать ее кругом со скоростью 55 км\ч.

- Весит Земля приблизительно 6000 млн. млн. млн. тонн.

- Земля, на которой мы живем, имеет форму шара. Но заметить это трудно. Поэтому люди долгое время считали, что Земля плоская, а сверху покрыта, как колпаком, небесным сводом.

- В дальних путешествиях по морю и суше люди замечали, что, где бы они не находились, линия горизонта представляется им в форме окружности. А когда они поднимаются на возвышенность, линия горизонта как будто отодвигается от них.

Задумывались люди, как это объяснить? Наконец поняли, что так получается, потому что Земля имеет форму шара.

- Вот посмотрите, если человечка поставим на экваторе, то у него будет небольшое поле зрения, а если мы его поднимаем, то и поле зрения увеличивается. Это объясняется тем, что Земля имеет форму шара.

- В дальнейшем люди получили много доказательств шарообразности Земли. Особенно убедительны наблюдения и фотографии, сделанные из космоса. Космонавты сфотографировали Землю с космических кораблей и даже с Луны. С большой высоты отчетливо видно, что Земля – шар.

5.1. Работа с атласом.

- Посмотрите в атласе на фотографию Земли, сфотографированную из космоса.

- Перед вами фотоснимок Земли, сделанный из космоса. На нем видно, что Земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке – вода, светлые – суша, самые светлые – облака.

Земля – единственная планете солнечной системы, на которой есть и суша и вода. Единственная планета, на которой есть жизнь.

- Посмотрите, какой красивый вид сверху.

- А кто был первым космонавтом? (Ю.Гагарин)

- Вот послушайте, что сказал Ю.Гагарин, оказавшись в космосе.

“Очутившись в космосе, я увидел планеты, звезды, ослепительно-яркий диск солнца на черном небе, и выпуклую сторону Земли, покрытую облаками. Земной шар был рядом со мной, поворачивался на глазах, как глобус”.

- Сколько впечатлений получил Ю.Гагарин, увидев Землю с космического корабля.

- А знаете ли вы, что много лет тому назад впервые было осуществлено кругосветное путешествие?

В морское путешествие из Испании отправилось 5 небольших кораблей. Вел эту эскадру мореплаватель адмирал Магеллан. Это длилось почти 3 года. Оно было очень тяжелым, и назад вернулся только один корабль. На его палубе было 18 человек. Экспедиция Магеллана, обойдя вокруг Земли, подтвердила, что Земля – шар.

- Итак, все ученые, космонавты доказали, что Земля имеет форму шара.

- Давным-давно люди думали, что Земля плоский или выпуклый круг. Индейцы представляли себе Землю в виде плоскости, которая лежит на спинах слонов.

- Вавилоняне, люди которые жили в Вавилоне, предполагали, что Земля имеет вид горы, западный склон которой занимает Вавилон.

- Грецкий философ Фалес предполагал Вселенную массой, в середине которой находится большой пузырь, который имеет форму полушарий. Выгнутая поверхность этого пузыря – небо, на нижней плоской поверхности плавает Земля.

Последователи другого стародавнего ученого Пифагора – пришли к выводу, что округлую форму имеет не только Земля, а и все планеты.

- Ребята, а вы знаете, что наша планета серьезно заболела. Ее нужно охранять.

- А как это сделать?

- Наша планета заболела по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает здоровью и жизни самого человека.

- В жарких странах исчезают замечательные леса – джунгли. Эти леса одно из чудес природы. Здесь обитает большая часть всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле. Густая, пушная растительность джунглей выделяет в воздух особенно много кислорода. Именно эти леса чаще всего называют “легкими нашей планеты”. И вот люди уничтожают их – ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и для сельскохозяйственных посевов.

Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение океана, уничтожение джунглей, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора – все это признаки серьезной опасности. Только сообща люди могут вылечить свою планету.

- Чтобы жить на Земле и дышать свежим воздухом, нужно вылечить нашу планету.

- А теперь я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать ее.

Одноногий, но стою
Знаю службу я свою
На моей ноге одной
Шар удержится земной.

- Что это? (глобус)

- Как вы думаете, что такое глобус?

- Давайте посмотрим на примере. Возьмем яблоко. Прокалываем его спицей. Получили воображаемую ось земли. Посередине в самой широкой части Земли находится экватор. Экватор делит шар на две равные части. Верхняя часть называется северным полушарием, а нижняя половина – южным полушарием. Земля вращается вокруг своей оси.

- Глобус изображает форму Земли и ее поверхность. На нем, как и на карте, вода изображена синим цветом, а суша – зеленым, желтым и коричневым.

5.2. Работа с глобусом.

- Посмотрите на глобус. Посередине, в самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия – экватор, который делит глобус на 2 части – Северный и Южный полюса.

- Почти 3\4 земной поверхности покрыто водой. 4 океана соединены друг с другом. Так что можно проплыть вокруг земного шара, ни разу не увидев землю.

- И только около четверти поверхности занимает суша. Есть 6 участков суши, которые называются материками.

6. Осмысление, обобщение и систематизация учебной деятельности.

- Давайте откроем книгу и прочитаем статью “Форма Земли”.

(Выборочное чтение).

- Подумайте, как можно доказать, что Земля имеет форму шара?

- Как вы думаете, если Земля имеет форму шара, то почему местность вокруг себя мы видим плоской?

- Прочитайте, какой Землю представляли люди в древности?

- Найдите в тексте доказательство, что Земля имеет форму шара.

- Представь, что ты стоишь на берегу моря. Вдали появился корабль. Сначала ты видишь его мачты, а потом корпус. Объясните, почему это так.

- Итак, мы с вами убедились, что Земля имеет форму шара.

- А теперь давайте прочитаем статью “Глобус”.

- Подумайте, почему глобус имеет круглую форму?

- Что изображено на глобусе?

- Найдите в тексте, что такое глобус?

- Почему он так называется?

- Что изображено на глобусе?

- Что такое экватор?

- На какие полушария делит экватор Землю?

7. Итоговая беседа.

- Сегодня мы познакомились с темой “Форма Земли. Глобус – модель Земли”. Убедились в том, что Земля имеет форму шара, узнали, почему нашу планету надо охранять. Выяснили, что для лучшего познания земной поверхности ученые создали модель Земли – глобус.

- Молодцы, ребята, вы все сегодня хорошо работали.

(Оценивание детей).

8. Домашнее задание.