Школьный марафон для учащихся начальной школы "В гостях у здоровой пищи"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Помни всюду и всегда:
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие”

Цели:

1. Закрепление знаний о законах здорового питания.

2. Формирование мотивации здорового образа жизни.

3. Обучение выбору самых полезных продуктов для здорового, рационального питания.

4. Развитие артистических, коммуникативных способностей.

5. Воспитание привычки следить за своим здоровьем.

Программа школьного марафона в начальных классах:

Открытие школьного марафона – театрализованное представление “Здоровое питание – отличное настроение”.

Прохождение классов-команд (по параллелям 1-2, 3-4 классы) по станциям “Завтрак”, “Обед”, “Полдник”, “Ужин”.

Итог школьного марафона:

  • презентация блюд здорового питания, их защита классами-командами, дегустация;
  • награждение команд-победителей;
  • вручение каждому участнику марафона памятки “Золотые правила питания”

Место проведения:

Открытие и закрытие марафона – школьная столовая

Прохождение по станциям – кабинеты начальной школы.

Условия прохождения этапов марафона:

Для прохождения марафона необходимо 8 кабинетов, по 4 на параллели 1-2 и 3-4 классов: ЗАВТРАК, ОБЕД, ПОЛДНИК, УЖИН. До игры проводится жеребьёвка очерёдности прохождения станций командами, которая прописывается в маршрутных листах. Например,

Маршрутный лист

Команды 2 А класса.

Название станции № п/п № каб. Баллы Итог
Завтрак 1 9    
Обед 3 11    
Полдник 4 15    
Ужин 2 10    
И Т О Г О  

При выполнении заданий на каждой станции ведущим выставляются баллы: по 1 за каждое верно выполненное задание. Потом подсчитывается общее количество очков, заработанное на данном этапе, и команда переходит на следующую станцию. В заключении подводится итог.

Открытие школьного марафона

Оборудование.

Ведущий. В нашу школу пришло очень странное письмо. Я хочу вам его прочитать.

Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров. Ваш Карлсон.

- А вы верите, что Карлсон будет здоров?

Конечно, нет. И наш школьный марафон накануне Всемирного Дня здоровья (7 апреля) поможет нам разобраться, в чём неправ Карлсон, и как нам убедить его следовать золотому правилу: Помни всюду и всегда: для нашего здоровья

Полноценная еда – важнейшее условие.

Для успешного прохождения марафона понадобятся разные знания. Некоторые из них вы почерпнёте из представления “Здоровое питание – отличное настроение”

Вед.

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.

Мама. Съешь яичко, Юлечка!

Юля. Не хочу, мамулечка!

Мама. Съешь с колбаской бутерброд.

Вед. Юля прикрывает рот.

Мама. Супик?

Юля. Нет

Мама. Котлетку?

Юля. Нет

Вед. Стынет юлечкин обед.

Мама. Что с тобою, Юлечка?

Юля. Не хочу, мамулечка!

Бабушка.

Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти ещё кусочек.
Пожалей нас, Юлечка!

Юля. Не могу, бабулечка!

Вед.

Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах.

Мама берёт градусник.

Вбегает доктор Неболейкин, отнимает его.

Неболейкин.

Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться.
Песни петь и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь!
Голова болит, живот,
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь — на огород.
Овощи и фрукты любят бабушки и дети
И все-все на свете.
Гигиена и здоровье,
Спорт, закаливанье, труд,
Травы, овощи и фрукты
Рука об руку идут.

Юля.

Начинаю понимать,
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.

Ведущий Что ещё в пище есть такого, без чего невозможно жить? Об этом вам расскажет Цветной человечек. (выходит)

Цветной человечек (представляет гостей).

Белый цвет — белки, они — строители.
Чтобы вырасти ребенок мог,
В пище должен быть белок.

Белки.

Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть,
В молоке и в мясе тоже
Есть он.
И тебе поможет.

Цветной человечек.

Оранжевый цвет — углеводы.
Фрукты, овощи и крупы —
Удивительная группа.

Углеводы.

Нам тепло и в непогоду
Поставляют углеводы.
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.

Цветной человечек.

Желтый цвет — жиры.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим.

Жиры.

Сохраняет температуру
И влияет на фигуру,
Защищает от мороза.

Цветной человечек.

Зеленый цвет — витамины.
Их двадцать.

Витамины.

Мы столько радости несем,
От болезни и простуды
Всех детей мы бережем.

Цветной человечек.

Голубой цвет — вода — источник жизни.
В организме путешествует вода.
Она не исчезает никогда!

Юля.

Спасибо.
Я здоровье сберегу,
Сама себе я помогу.

Ведущий. И сказала громко Юля:

Юля. Накорми меня, мамуля!

Ведущий. А как правильно себя накормить, чтобы не попасть в больницу, как Карлсон, вы подробнее узнаете, пройдя по основным станциям нашего школьного марафона. Командирам получить МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ (приложение 1).

Завтрак

Ведущий. Доброе утро! Надеюсь. Что вы уже проснулись, сделали гимнастику, умылись, почистили зубы. Пора … завтракать. Завтрак должен плотным, чтобы зарядиться энергией на целый день. Самым лучшим источником энергии является каша – исконно русское блюдо и очень полезное. Недаром про хилых людей в народе говорят “мало каши ел”. А в старину у русских князей был обычай в знак примирения кашу варить. С тех пор про несговорчивых людей говорят: “С ним каши не сваришь”.

1. Игра “Отгадай-ка” (загадки о крупах)

Черна, мала крошка
Соберут немножко
В воде поварят
Кто съест, похвалит. (Гречиха.)

Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами. (Овес)

В поле метелкой
В мешке жемчугом. ( Пшеница)

Раскололся тесный домик
На две половинки
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох)

2* “Сорока кашу варила” Составить рецепт приготовления каши (любой)

- Какие добавки можно положить в кашу?

3. “Прятки” Определить на ощупь, какие крупы лежат в мешочках.

4. “Угадай сказку” Читается или демонстрируется отрывок из произведения, в названии которого есть слово “каша”. Надо угадать название произведения и автора.

5. “Пословицы запутались” Какая же еда без хлеба. Утром можно и бутерброд съесть, и булочку, и просто ломтик хлеба. Не зря говорят: Хлеб на стол, так и стол – престол. Русская пословица. А вы знаете пословицы? Прочитайте начло пословицы и найдите её конец.

Много снега – калачу дедушка
Ржаной хлебушко – всему голова
Хлеб – много хлеба
Всё приедается, а а хлеб нет
Снег на полях – хлеб в закромах
Есть хлеб – пища наша
Хлеб - это не испортишь
Хлеба край – жизнь
Кашу маслом будет и песня
Щи да каша - так и под елью рай

Подведение итогов этого этапа марафона.

Обед

Ведущий Время идёт вперёд. Всё ближе победа – наступает время обеда. Пора плотно покушать – половину всех су4точных калорий скушать. Проголодались? А с чего лучше всего начинать обед? Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох.
Петрушку и свёклу…

- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? Как всё это назовём одним словом? (ОВОЩИ)

Очень много полезных веществ в овощах. Они как бы “приглашают аппетит”, т.к. в организме начинается выделение желудочного сока. Таким образом, и другие блюда лучше усваиваются.

1. “Весёлый огород” Что выросло на грядках у героя стихотворения Натальи Кончаловской?

Жил один садовод, он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена,
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, на ночь их укрывал
И берёг от прохладной погоды.
Но когда садовод нас позвал а огород,
Мы взглянули и все закричали.
Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде,
Мы таких овощей не встречали.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огорбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, челук и репуста.

2. Конкурс загадок.

Ждут здесь овощи ребят, они загадки загадать хотят!

Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют
Помидоры

На грядке длинный и зелёный.
А в кадке жёлтый и солёный.
Огурец

Скинул с Егорушки золотые пёрышки –
Заставил Егорушка плакать без горюшка.
Лук

Маленький, горький, луку брат.
Чеснок

Щёки розовы, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена, вся на солнышке она.
Редис

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко. Что же это?
Репка

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко, под кустом …
Картошка

Золотая голова велика и тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
Тыква

Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят круглые ребятки.
Осенью пришла беда – треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда круглые ребятки.
Горох

Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
Капуста

Ведущий. Как много овощей вы знаете! Ешьте больше овощей – будете здоровы!

3. Игра “Вершки и корешки” участвует по 5 человек от команды. Количество очков зависит от количества оставшихся в игре игроков, которые не ошибутся ни разу. Если в еду употребляются подземные части растений, надо присесть; если наземные – встать во весь рост.

Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, репа, тыква

4. “Мы – повара” В кастрюлю с надписью “БОРЩ” надо положить карточки с названиями необходимых продуктов для его приготовления: капуста, яблоки, картофель, изюм, лук, рыба, морковь, чернослив, крупа, груша, мясо, арбуз, свёкла, сыр, горох, солёный огурец.

5. Игра “Рыбаки-охотники” Правильно распределить названия блюд по столбикам: если блюдо приготовлено из рыбы – в столбик РЫБАКИ и наоборот.

Азу, бифштекс, заливное из судака, студень, шашлык, котлеты, жаркое.

Подведение итогов этого этапа марафона.

Полдник

Ведущий. После сытного обеда прошло больше трёх часов, можно отведать полдник – “заморить червячка”. Заглянем в словарь С.И. Ожегова: полдник – лёгкая еда между обедом и ужином.

1. “Кроссворд” на доске иллюстрации фруктов из числа подготовленных к кроссворду и игре “Запомни фрукты”

– Догадались, кто главный на столе в полдник? (ФРУКТЫ) Заполните кроссворд (приложение 2) их названиями.

Задания 1, 4, 5, 6, 7 – на картинках (виноград, слива, лимон, апельсин, ананас)

Задания 2, 3 читает ведущий

2. младший брат апельсина (мандарин)

3. маленькая печка с красными угольками (гранат)

8. и называется это всё - … ФРУКТЫ

2. Игра “Запомни фрукты” На доске таблица, в разных клетках которой расположены илл. фруктов. После 30-секундного рассматривания дети закрывают глаза, а ведущий переставляет местами несколько карточек.

3. “Узнай сок” Из овощей и фруктов делают вкусные и очень полезные соки. По вкусу, цвету надо узнать, из чего приготовлен тот или иной сок (4-5 штук)

“Витаминный алфавит” Вернёмся к нашему кроссворду. Какое слово получилось у нас по вертикали?

Во саду ли в огороде вы нас всегда найдёте.

А кто летом в лес пойдёт, тот нас в корзине принесёт. ВИТАМИНЫ

- А знаете ли вы, что такое витамины? (приложение 3)

Задание: распределить названия овощей, ягод, фруктов по содержащимся в них витаминам в нужные колонки.

А – капуста, морковь, помидоры, зелёный лук + молоко

В – свёкла, яблоки, редиска, зелень салата

С – чёрная и красная смородина, лимон, лук, чеснок, капуста

Есть и другие витамины, например, группы Д. Он сохраняет зубы. Без него они становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбы, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д. А вообще витаминов целых 20, самых разных. Но зимой и весной трудно найти овощи и фрукты. Как выйти из положения?

Витамины, витамины детям всем необходимы, - говорят везде у нас.

Где же взять нам их сейчас? Ведь зима идёт, не лето, дайте нам совет и в этом.

!!! Принимать витамины, продаваемые в аптеках.

5. “В гостях у Самовара” Человек на 70% состоит из воды. В сутки потребность человека в жидкости составляет около 2 л без еды человек может прожить больше месяца, а без воды не больше 2-3 дней.

- Назовите самый распространённый напиток у нас на Руси. (чай – приложение 4)

- Давайте вспомним названия лек. трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь.

Презентация. Лекарственные растения.

Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок, белые реснички
Ромашка

И в лесу, и в квасу,
И в конфетке, и в таблетке.
Мята

Есть корень кривой и рогатый.
Целебною силой богатый,
И, может, два века он ждёт человека
В чащобе лесной под кедровой сосной.
Женьшень

Хороша трава – красная голова:
И медку подарит, и чайку заварит.
Иван-чай

Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок – медок, лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.
Липа

В лесу на болоте травку вы найдёте.
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть.
Черника

Есть и украшение, есть и устрашение,
Гляди да любуйся, а руками не суйся.
Шиповник

Подведение итогов этого этапа марафона.

Ужин

Ведущий. Мы прибыли на очередную станцию нашего школьного марафона. Всякому человеку нужен и обед, и ужин. Для правильного питания необходимо выполнять несколько условий. Например, есть умерено и разнообразно. Ещё древние люди сказали, что “Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, что есть”. И надо помнить, что ужин – это последний приём пищи. Не следует его перегружать слишком тяжёлой или жирной пищей. Это должна быть легкоусвояемая пища – желудку тоже необходим перерыв. Ужинать необходимо не позднее, чем за 2 часа до сна.

- А что же подают на ужин? (продукты из сыра, яиц, молока, овощей, фруктов, т.е. разные рагу, запеканки, суфле)

1. “Молочный аукцион”

Загадка:

Чистое небо, да не вода; клейкое, да не смола;
Белое, да не снег; сладкое, да не мёд;
От рогатого берут да малым детям дают.

Конечно, это молоко – такой знакомый продукт. Кстати, вы знаете, как легко запомнить написание этого слова?

Даёт корова молоко, мы разливаем в банки.

Запомни – пишем букву О и закрываем банки. мОлОкО (О – в виде банки)

Задание: перечислить продукты, которые получают из молока.

2. Игра “Угадай-ка”

Вспомнить некоторые продукты, приготовленные из молока, с помощью текстов, записанных на доске:

Если молоко оставить на сутки в тёплом месте, оно прокиснет и образуется … (простокваша)

Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета… (творог)

Если молоко поставить в горячую духовку, то получится … (топлёное молоко)

Если в горячую духовку прокисшее молоко поставить, то получится… (варенец или ряженка)

3. “Народная мудрость” Собрать пословицы.

Не будет молока, и молочка не надоишь.
Коровушку не напоишь, молоко на столе.
Корова в тепле - коли у коровы тощие бока.

4. “Скороговорщики” 5 чел. от команды после минутной тренировки повторяют скороговорку:

Кот молоко лакал, а Боря булку в молоко макал.

5* “Когда так говорят”

Кровь с молоком (о свежем, румяном лице, а также о человеке с таким лицом)

Молоко на губах не обсохло (о ком-либо молодом и совсем неопытном)

Подведение итогов этого этапа марафона.

Закрытие марафона.

1. Подведём итоги.

Ведущий. Вот и подошёл к концу наш марафон. Да и нашего друга Карлсона выписали из больницы. Сейчас он спешит к нам на встречу. А вот, сделал ли он нужные выводы, узнаем от него самого.

Вбегает Карлсон, ищет кнопку на животе, но мотор не заводится.

К.

Мама! Что же такое творится?!
Мотор мой не хочет никак заводиться.

Вед.

Здравствуй, Карлсон!
Что грустишь ты? Дай ответ!

К.

Я обкушался варенья!
А ещё было печенье.
Торт и множество конфет:
Очень вкусным был обед.
А теперь мотор заглох…
Ох, зачем я ел пирог?...

Вед. Где же ты сегодня был?

К.

Слон обедать пригласил.
Отказать ему не смог.
Ох, зачем я ел пирог?

Вед.

Да, друзья, на первый взгляд.
Стал Карлсончик толстоват.
Разве можно столько есть?
На диету нужно сесть!

К.

Чтобы сесть, нужна кровать.
А до дома не достать.
Кто б на крышу влезть помог.
Ох, зачем я ел пирог.

Вед.

А всё жадности микроб.
Если б не было его:
Не случилось б ничего!
Карлсон! Ты не ворчи!
Лучше о еде молчи!
Сам во всём ты виноват:
Ел и ел ты всё подряд!

К.

Я мужчина в цвете лет,
Ну а вам и дела нет!
Всё – настал последний вздох!
Ох, зачем я ел пирог…

Вед.

Ребята, мера нужна в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час
В день понемногу, по несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда!
Надо ещё про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
В питании тоже важен режим.
Тогда от болезней мы убежим!
Плюшки, конфеты, печенье и торты –
В малых количествах детям нужны.
Запомни, Карлсон, наш совет:
Здоровье одно, а второго-то нет!

К.

Спасибо, ребята! Теперь буду знать
И строго питанья режим соблюдать.
Без помощи вашей совсем бы засох.
Ох, зачем же я съел тот огромный пирог?..

2. Киоск здоровой пищи.

Ведущий. Ребята, я думаю, вы многое узнали в ходе нашего марафона о правильном питании.

Приглашайте Карлсона на дегустацию своих блюд и постарайтесь убедить его в их пользе.

3. Подведение итогов и награждение команд-победителей медалями золотой, серебряной и бронзовой витаминки.

4. Вручение памяток “Золотые правила питания” (приложение 5)

Ведущий.

Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать, как здоровым стать.
Приветствуем всех, кто время нашёл
И в школу на праздник здоровья пришёл!

Литература

  1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  2. Фефилова Е.П., Поторчина Е.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ВАКО, 2005.
  3. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. – 2-е изд. доп. – М.: ВАКО, 2005
  4. Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.
  5. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Истомина Ж.Л. Здоровое питание – отличное настроение. Сценарий адаптированной игры “Последний герой”. Журнал “Начальная школа” №1, 2004, с. 93-95.
  7. Тазиева Г.Ш. Здоровье в саду и на грядке. Журнал “Начальная школа” №7, 2005, с. 95-97.
  8. Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2004.- (Приложение к журн. “Начальная школа”).
  9. Газета “Начальная школа” (Приложение к газете “Первое сентября”) № 16/ 2003. Учителю на заметку.