Урок литературного чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского;

2. Развивать навыки выразительного, беглого чтения; развивать умение анализировать поступки героев;

3. Работать над развитием чёткости произношения; активизация словарного запаса.

4. Развивать память, мышление, внимание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- С произведением какого автора мы вчера познакомились? Как оно называется?

(Э.Э.Мошковская “Сказка про Твёрдый и Мягкий Знаки”)

- Что мы знаем о твёрдом и мягком знаке? (Эти буквы не обозначают звуков). Зачем они нужны? (Смягчать и разделять). Какие ещё действующие герои встретились в сказке? Что такое вопросительный и восклицательный знаки? (Знаки препинания).

Чтение 1 части по ролям.

- Кого потом встретил Ъ знак? (Ь знак).

- Согласился Ь помочь? (Да).

- Исполнил обещанное? (Нет).

- Прочитайте, как Ь объяснил, почему не выполнил обещание?

- О чём думал Ъ, когда шёл к восклицательному знаку?

- Прочитайте, как встретил его восклицательный знак.

- Почему неправильно повёл себя твёрдый знак? Мягкий знак? (Отказывать надо твёрдо, но не грубо. И нельзя говорить, что сделаешь, если не умеешь).

3. Постановка цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Виктора Юзефовича Драгунского.

Драгунский родился в 1913 году в Нью-Йорке. Он рано потерял отца. Был актёром, играл в театре, снимался в кино. В 1940 году Драгунский начал писать рассказы.

(Рассматривание выставки книг В.Ю.Драгунского).

- Можно по обложкам книг сказать о ком писал автор? (О детях). В своих рассказах он изображал своего сына и отчасти себя самого.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Ю.Драгунского “Заколдованная буква”. Что случилось с буквои и почему она оказалась заколдована вы узнаете после прослушивания.

4. Изучение нового материала.

1. Прослушивание сказки на аудикассете.

- Понравился рассказ? Какой он? (Весёлый, смешной).

- О ком этот рассказ? (О детях).

- От чьего имени написан рассказ? (От имени автора).

- Как зовут детей? (Алёна, Миша, Виктор).

- Какую букву не выговаривали герои рассказа? (Букву “ш”). Какое слово они пытались произнести? (Шишки).

2. Отработка техники чтения.

- Прежде, чем мы начнём читать рассказ, потренируемся в чтении трудных слов, которые встретятся в тексте.

- Прочитать слова на доске, которые нам встретятся в тексте, сначала по слогам, потом целым словом:

  • до-мо-уп-рав-ление (значение)
  • ос-та-но-ви-лись
  • вос-па-ле-ни-е
  • за-ак-ти-ро-вать
  • выс-вис-ты-ва-ет-ся
  • лестница

- Что значит заактировать (подписать акт), становь на попа (ставить прямо), шпиль (верхущка)?

3. Чтение детьми вслух по абзацам.

4. Закрепление нового материала.

- В какое время года происходит действие? (Зимой).

Выборочное чтение:

- Прочитайте, как шофёр с дворником выгружали ёлку?

- Мы сейчас сами превратимся в ёлочки и немного отдохнём.

5. Физкультминутка.

Есть в лесу три полочки –
Ели, ёлки, ёлочки.
Лежат на елях облака.
На ёлках – птицы голосят.
Лежит на ёлочках роса.

Региональный компонент.

- Ель – это хвойное или лиственное дерево? (Хвойное). Почему?

- А какое у нас растёт хвойное дерево? (Лиственница).

Показ картинки с изображением лиственницы летом. (Хвоя у неё мягкая. Это дерево очень устойчиво к морозам. У неё ценная, прочная древесина. Её используют в судостроении, машиностроении, авиа-, автостроении.)

- Что происходит с лиственницей осенью? (хвоинки желтеют и опадают).

Показ картинки лиственницы осенью. Зачитывание стихотворения.

- А ель на зиму сбрасывает хвоинки? (Нет).

- Прочитайте, какая была ёлка?

- Кто первый увидел шишки? (Алёнка).

- Как она их назвала? (Сыски – слово на доске).

- Прочитайте как смеялись мальчики?

- Как объяснила Алёнка, почему она не выговаривает букву? Прочитать.

- Правильно ли поступили мальчики? Почему?

- Как сам Миша назвал шишки? (Хыхки - слово на доске).

- Как автор произнёс это слово? (Фыфки - слово на доске).

- А как правильно? (Слово на доске). Правильно написано? Что нужно изменить? Почему?

- А вы можете эту букву выговорить? (Чтение скороговорки):

Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

6. Игра “Буква заблудилась”.

- Нужно найти заблудившуюся букву и поставить её на нужное место:

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нём!

Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.

На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.

Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).

На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.

На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) скок да скок.

Здесь хорошее местечко –
Целый день журчит здесь печка (речка).

7. Итог урока.

- Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- Почему автор так назвал рассказ?

Оценивание детей.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение этого рассказа.