Урок-обобщение по предмету "Окружающий мир", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Формирование и систематизация знаний о животных леса. Заложить первоначальные навыки экологической культуры.
  2. Формирование предпосылки научного мировоззрения.
  3. Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир.

Оборудование:

  • выставка книг о животных (научного и художественного жанров);
  • мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Оргмомент. Проверка рабочего места ученика, настрой на работу.

II. Сообщение темы и цели урока.

(см. Приложение 1.) На экране появляется заставка 1 с названием темы урока и целей урока).

- Тема нашего урока “Животные леса”. Вы, конечно, уже много читали и знаете о жизни и повадках обитателей леса. Сегодня мы с вами еще раз побываем у них в гостях. На уроке мы будем сравнивать, обобщать и даже учиться обращаться с некоторыми жителями леса, если они встретятся нам на пути.

- Любите ли вы путешествовать?

- На чем можно путешествовать?

- Для чего люди отправляются в путешествие?

(Pассказ детей)

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие на “ковре-самолете” в гости к обитателям леса. И так, сели поудобнее, расслабились. Закрыли глаза и представили, как мы оказались в зимнем лесу.

Звучит спокойная музыка.

- Все покрыто снегом: деревья в сказочных белых шубах, на елях и соснах огромные шапки снега. Солнце выглядывает из-за тучки и снег переливается всеми цветами радуги. Открываем глаза.

(Приложение 1, заставка 2, где изображен зимний лес).

Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как зимний терем,
Полный сказок и чудес.

- Все это, конечно, сказочно красиво, но я здесь не заметила ни одного лесного жителя. Куда это они все спрятались? Как вы думаете?

III. Обобщение знаний и дополнение новыми.

(Ребята рассказывают, как в лесу зимуют звери).

Учитель дополняет рассказ детей о каждом животном из серии “Это интересно знать”.

- А знаете ли вы, что?..

  • Медведь – может мчаться со скоростью скаковой лошади ни один километр. Лижет лапу зимой, потому что сходит кожа со ступней.
  • Барсук – очень чистоплотное животное, возле его норы везде чисто, нет следов и остатков еды. В нескольких метрах от норы он роет ямку, куда и зарывает свои отходы.
  • Еж – отличный мышелов. У ежей необыкновенное обоняние, он чувствует жука или мышку за несколько метров под землей.
  • Волк – санитар леса. Он съедает только слабых и больных животных, не позволяя распространяться заболеваниям на здоровых животных.
  • Заяц – может развивать скорость до 50 км в час. В гору бежать легче, чем с горы (задние ноги длиннее передних).
  • Лиса – есть отчество – Патрикеевна.
  • Лось – тоже, что и олень, только очень крупный. Очень ценное молоко (хранится без холодильника до семи дней), 100 грамм мяса заменяет суточную норму витаминов.

- В какое время года наиболее активны жители леса? Почему?

- Летом и весной, потому, что много корма и в этот период рождаются детеныши.

(Приложение 1, заставка 3с изображением всех обитателей леса)

- Не всегда человек бережно относится к животным, поэтому некоторых из них мало осталось на земле, и они занесены в “Красную книгу”.

- Почему книга называется “Красной”? Что символизирует красный цвет?

(Oтветы детей). Учитель показывает “Красную книгу” Смоленской области и кратко рассказывает о животных, занесенных в эту книгу, сопровождая рассказ слайдами ).

IV. Задание на дом.

Найти интересные моменты из жизни обитателей леса.

- Где можно найти такой материал?

- В энциклопедиях, в художественной литературе и др.

Учитель обращает внимание на выставку книг, из которых можно познать новое и интересное об обитателях леса.

V. Путешествие в прошлое.

- А кто жил в наших лесах миллионы лет назад?

Чтобы ответить на этот вопрос. Предлагаю отправиться в прошлое на “машине времени”.

Физкультминутка.

Встали,
Обхватили себя обеими руками.
Закрыли глаза и повернулись вокруг себя три раза. (звучит музыка)
Открыли глаза и тихо сели.

На экране высвечивается заставка 4 с изображением динозавров.

- Много лет назад, когда еще не было на Земле человека, леса населяли вот такие жители.

Приложение 1, заставки 5, 6, 7.

- Вес одного динозавра достигал веса 10 слонов, высота ноги – два роста человека, мозг – 500 грамм.

(Учитель обращает внимание на выставку книг, где дополнительно можно прочитать об этих обитателях планеты).

- Интересно, когда жили динозавры, человека не было на Земле. Как человек узнал об их существовании?

(Ответы детей)

VI. Физкультминутка.

Возвращаемся в настоящее.

Руки ставим мы в разлет –
Появился самолет.
Мах крылом туда – сюда –
Делай раз и делай два.

На экране заставка 3.

VII. Работа с книгой.

- В наше время некоторые виды животных похожи на динозавров.

На экране заставка 8 с изображением ящерицы.

- Что вы знаете об этих животных?

Рассказ детей.

Обобщение: чтение текста учебника стр. 110.

- Ящерицы бывают разные, в зависимости от места обитания.

На экране заставки 9, 10, 12, 12, 13.

Учитель обращает внимание на выставку книг с этой тематикой.

- Они относятся к пресмыкающимся ( ползают, извиваются).

- В лесу можно встретить еще одних пресмыкающихся – змей.

На экране заставка 14 с изображением гадюки и заставка 15, с изображением ужа.

- Одна из них ядовита, а другая – нет. Что это за змеи?

- Как отличить гадюку от ужа?

Рассказ детей.

Обобщение по тексту учебника стр. 111: как поступить, если в лесу встретил змею?

VIII. Обобщение знаний, подведение итогов.

1. - Назовите, какие правила поведения в лесу следует соблюдать, если повстречал одного из обитателей леса?

2. - На какие группы можно разделить жителей леса по способу питания?

Схема изображена на доске.

  • Травоядные
  • Хищники
  • Всеядные

3. - Какое животное лишнее?

Даны картинки с животными: коза, медведь, волк, тигр, лиса, заяц, лось.

(коза – не относится к жителям леса, тигр – не обитает в наших лесах)

4. Игра “Кто он?”

Правила игры: Учитель берет карточку с изображением животного, не показывая ребятам. Ученики задают вопрос, на который учитель может ответить только “да” или “нет”. Вопросы задают, пока не отгадают изображенного на картинке жителя леса. В качестве поощрения картинку учитель отдает тому ученику, кто отгадал животное, изображенное на ней.

Например:

- Он колючий?

- Нет.

- Он маленький?

- Да.

- У него хвост короткий?

- Да.

- У него уши длинные?

- Да.

- Заяц?

- Да. (Получает картинку с изображением зайца).