Занятия по художественной деятельности детей с использованием коллективного способа обучения

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие по художественной деятельности (рисование) с элементами ТРИЗ в средней группе с использованием коллективного способа обучения в парах постоянного состава “Волшебные цветы для Весны”

Программное содержание:

  • Учить нетрадиционной технике рисования (монотипия, печатанье овощами), сочетая различный материал и технику изображения;
  • Передавать выразительность образа цветов; уметь ориентироваться на листе бумаги.
  • Учить детей работать в парах постоянного состава, пользоваться картой перемещения, используя цветовые эмблемы;
  • Закреплять, привила работы в паре.
  • Проявлять самостоятельность и творческую инициативу.
  • Развивать интерес к изобразительной деятельности.
  • Понимать значимость своей работы; испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
  • Вступать в речевые контакты со сверстниками.
  • Воспитывать стремление оказывать помощь.

Предшествующая работа:

Обучить одного ребенка из пары рисованию техникой – монотипии, а другого – печатаньем; повторять и закреплять правила работы в парах в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Материал к занятию.

Для воспитателя – 2 портрета Весны (грустная и веселая), фигурка солнышка.

Для тетей – карточки-схемы для работы детей в паре (рисунок 1); эмблемы в виде цветов разного цвета для каждого ребенка, вязанные небольшие фрагменты-лоскутки, медальки “солнышко”, эмблемы цветов на столы. Легкие белые платочки по количеству детей для физкультурной паузы; печатки из овощей (моркови и картофеля). Материал для рисования: альбомные листы (по 2 листа на каждого ребенка), кисти, гуашь разного цвета, губка для штамповки, салфетки.

Музыкальное оформление.

Ход занятия

Дети заходят в группу и слышат грустную музыку и “капли – слезы”. Воспитатель предлагает посмотреть детям, кто это может плакать. Дети находят изображение грустной девушки – Весны.

Воспитатель:

- Кто это может быть? На кого она похожа? Какая она?

Дети рассматривают и предполагают, что это Весна. Выслушав ответы детей, воспитатель уточняет: - “Да, это Весна”. Читает четверостишье:

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня,
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.

Воспитатель предлагает подумать и ответить, почему Весна такая грустная, печальная? Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель:

- Весна грустит от того, что солнышко спряталось, и поэтому на ее любимой поляне не могут вырасти цветы, а она так хотела их подарит всем детям. Как ей помочь?

Дети обдумывают создавшееся положение и ищут выходы из этой ситуации.

Воспитатель:

- Давайте позовем солнышко.

Дети вместе произносят слова:

Свет наш, Солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу,
Сводишь зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Выйди, Солнышко, скорей
И всю землю обогрей!

На картине с весной появляется солнышко.

Воспитатель:

- Вот и солнышко вернулось, и давайте ему поможем поскорее растопить снежок на полянке. Превратим снежок в ручейки.

Пальчиковая гимнастика – дети распускают вязаные фрагменты.

Воспитатель:

- Ну а теперь, когда полянка чиста от снега, на ней смогут вырасти цветы. Сейчас мы станем на время волшебниками, и будем создавать цветы, Весне помогать.

Воспитатель:

- Сейчас я дам карточки, которые помогут вам по очереди быть волшебниками и их помощниками. Вы будете работать по двое. Давайте вспомним, как нужно работать?

Повторение правил:

  1. Внимательно слушать задание.
  2. Оказывать помощь друг другу.
  3. Сидеть и говорить, не мешая друг другу.
  4. Работать дружно, не ссориться.
  5. Оценивать себя и товарища.

Воспитатель:

- Посмотрите в карточки-подсказки и найдите свою пару по цветам. У кого под заданием №1 Большой цветок подходите ко мне, сейчас вы будете волшебниками и выберете своих помощников по маленькому цветку.

Дети распределяются по парам.

Воспитатель:

- Теперь, волшебники, проведите своих помощников в свои “мастерские”, ваше место подскажут цветы на столах. Дети в соответствии с цветком на карточке садятся за столы, где стоят подставки с цветами соответствующего цвета, и приступают к заданию № 1.

“Волшебники” учат рисовать своих помощников цветы техникой монотипия. Объясняют алгоритм выполнения рисунка, помогают своему помощнику. После выполнения работы, волшебники награждают своих помощников медалькой “солнышко”.

Воспитатель:

- Посмотрите на задание №2 – отдых на полянке.

Физкультурная пауза “Подснежники”:

Посреди лесной поляны
Встал подснежник утром рано.
Оглянулся, помолчал,
Головою покачал –
“Никого вокруг не видно”
И ему стало обидно.
Но увидел он друзей
И обнялся поскорей.

Дети выполняют действия по тексту, в конце можно покружиться и поплясать.

Воспитатель:

- Дети, а Весна все грустит. Давайте принесем Весне цветы и положим на полянку. Теперь возьмите свои карточки и посмотрите на задание №3. Теперь вы поменяетесь ролью, и волшебниками станут другие дети. Берите своих помощников и проходите в свои “мастерские”.

Дети рассаживаются за другие столы и обучают технике печатанья своих помощников. В конце работы волшебники награждают своих помощников медальками “солнышко”.

Воспитатель:

- Отнесите, дети, цветы на полянку. Смотрите, а Весна перестала грустить, она рада, что вы ей помогли, теперь у нее много красивых цветов. А у каждого из вас появилось по солнышку за вашу доброту и умение.

 Занятие по художественной деятельности (конструирование) старшего дошкольного возраста с использованием КСО (коллективного способа обучения) в парах постоянного состава “Строим мосты”

Программное содержание:

  • Учить детей, подробно рассказывать о способах сооружения построек различных конструкций.
  • Учить создавать варианты построек мостов.
  • Придавать формам устойчивость.
  • Создавать сооружения по схемам.
  • Учить видеть общие типичные признаки предметов.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к другим людям.
  • Учить практическому использованию построек в сюжетно - ролевых играх.

КСО: повторение и закрепление правил в работе детей парами; работа детей в парах постоянного состава; умение пользоваться карточкой для выбора пары; выполнение роли “учителя” и “ученика”.

Предшествующая работа:

Обучить одного ребенка из пары постройке одного варианта моста, а другого – второму варианту постройки. Научить правильно объяснять ход работы.

Материал к занятию:

Наборы мелкого строительного материала; карточки для выбора пары; схемы построек на каждую пару. Образцы построек Л.В. Куцакова “Конструирование и ручной труд” стр. 201. Полоски голубой бумаги (реки), мелкие игрушки, машинки.

Ход занятия

Дети заходят в группу и видят большой красивый город, построенный из крупного строителя.

Воспитатель:

- Посмотрите. Какой красивый кукольный город вырос у нас в группе! Кто же его построил? Как называются те, кто строит города? (Ответы детей)

Небольшая беседа о строителях.

- В этом городе много рек и дорог, а мостов нет. Строители этого города не умеют строить мосты, и игрушечный народ не может ходить в гости друг к другу. Как же нам им помочь? (проходит обсуждение ситуации)

- Мальчики, вы какие умеете строить мосты? (для машин).

- А вы девочки? (для пешеходов)

- помогать нам будут как всегда наши пальчики. Ну, пальчики, приготовились!

Пальчиковая гимнастика: “Эй, вы, братцы за работу”.

Воспитатель:

- Когда работа спориться?

Дети: - Когда работаем дружно вместе!

Воспитатель:

- А работать вы будете вдвоем.

Воспитатель раздает детям карточки с цветовой эмблемой, и они узнают, кто с кем будет работать в паре.

Дети садятся за столы в соответствии со своей цветовой эмблемой, и договариваются, кто из них будет первым “учителем”.

Ребенок достает свою схему постройки моста и объясняет своему товарищу, что им понадобится и, как называются части построек. Затем последовательно объясняет ход строительства.

Физкультурная пауза (под музыку) “Строители на отдыхе”, Дыхательные упражнения “Устали”.

После физкультурной паузы дети меняются ролями и продолжают строить другие варианты мостов.

В конце занятия воспитатель предлагает пригласить игрушечный народ на открытие новых мостов. Дети берут мелкие игрушки и машинки, разворачивают игру в “городе” (обыгрывание построек).