Открытый урок по теме: "Невидимые нити в зимнем лесу". Окружающий мир. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: закреплять понятие “живая” и “неживая” природа.
Систематизировать и расширить представление учащихся о животных, растениях, их образе жизни, об экологических связях.
Познакомить учащихся с природными связями в зимнем лесу.
Развивать правильное выразительное чтение; умение анализировать, сравнивать, рассуждать, устанавливать логические взаимосвязи, работать с таблицей, кроссвордом, оценивать свой вклад в общий результат.
Продолжить работу по совершенствованию умения пользоваться компьютерной программой.
Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Оборудование: иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, детские минирефераты, шишки, лупы, рисунки учащихся, сочинения, презентации “Живая и неживая природа”, “Невидимые нити в природе”, “Региональный компонент с голосами птиц”, кроссворд в электронном виде, мультимедиапроекторе, загадки, народные приметы, памятки по технике безопасности.

Ход урока

I. Правила техники безопасности.

Памятка

  1. Работать на закрепленных местах.
  2. Соблюдать правильное рабочее положение.
  3. Не загромождай рабочее место посторонними вещами.
  4. Не клади тетради, книги и т.д. на клавиатуру и монитор.
  5. Не прикасаться к экрану, задним панелям, проводам ПЭВМ.
  6. Работать на клавиатуре чистыми, сухими руками; не допускать ударов по клавиатуре и другим устройствам.
  7. Не вставать с места, во время работы за компьютером, когда входят посетители в кабинет.
  8. Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера.
  9. При неполадках и сбоях немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.

II. Рефлексия

Настрой и тренинг.

“Мы внимательны. Нам нравится сравнивать и обобщать.
Улыбнитесь друг другу. Пожелаем всем удачи – за работу!
В добрый час!”

III. Введение в тему урока. Постановка проблемной ситуации и формирование задач совместно с учащимися.

Открыть на мультимедиа тему урока.

  • А как вы думаете, что нового мы можем сегодня узнать на уроке.
  • Давайте сформулируем задачи урока по аналогии с предыдущими уроками по этой теме.
  • Что значит по аналогии?

Открыть на мультимедиа задачи урока.

  1. Неживая природа зимой.
  2. Живая природа зимой.
  3. Какие между ними связи.
  4. Есть ли невидимые нити в природе зимой?

IV. Актуализация опорных знаний учащихся.

  • Давайте вспомним…
  • В некотором царстве, в некотором государстве жили – были… Нет-нет, не царь с царицей… Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас. Это царства живой природы.
  • Какие? (ответы учащихся)

Открыть на мультимедиа.

Приложение 1.

  • Какие основные царства неживой природы вы знаете?
  • Ответы учащихся.

Открыть на мультимедиа.

Приложение 2.

  • Повторение о связях в природе.

Открыть на мультимедиа.

Невидимые нити – связи в природе

Связаны между собой различные животные. Связаны между собой растения и животные, а человек с ними. Связь живой и неживой природы.
  • Подумайте, как человек может нарушить эти связи?
  • Загадки:
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок.

(дуб)

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдешь гулять и встретишь
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

(ель)

Цепи питания 

  • Давайте вспомним о невидимых нитях в летнем лесу.
  • Назовите какую–нибудь цепь питания, изображенную на рисунке.
  • Приведите примеры природных связей.
  • Вывод (делают дети) – в природе все взаимосвязано.
  • Человек не должен нарушать природное равновесие.

V. Физкультминутка. Инсценировка “Дети в роще” (ученики в костюмах).

Открыть на мультимедиа.

Правила друзей природы и экологические знаки

Приложение 3.

VI. Совместное открытие знаний.

  • Загадка.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Открыть на мультимедиа.
Зима – покой природы.
Декабрь, январь, февраль.
Народные приметы зимы на доске.

  • Чтение детьми текста из учебника стр.138.

Открыть на мультимедиа.

  • И тогда папа показал им вот такую картинку.

Приложение 4.

  • Как зимой животные связаны с елью?
  • Каким птицам и зверям дает ель пищу?
  • А кому дает укрытие?

Приложение 5.

Открыть на мультимедиа.

  • А что произойдет с животными леса, если люди вырубят ели на Новый год?
  • Минирефераты учащихся о сойке, белке, клесте.
  • Вывод: (делают учащиеся) Ради нескольких дней на Новый год лучше нарядить искусственную елку.

VII. Первичное закрепление знаний.

  • Практическая работа №1
  • Рассмотрите шишку ели, под чешуйками семена (лупы).
  • Нарисуйте их.

VIII. Релаксация.

  • Выходят дети в костюмах птиц.
  • Не забывайте, что природа – наш дом. Бережно обращайтесь с природой, и тогда она отблагодарит вас чистым воздухом, вкусными ягодами, грибами, песнями птиц.

Показ презентации “Региональный компонент”.

  • Человек, не нарушай природное равновесие.

IX. Работа по группам.

  • 1 группа на компьютере заполняет кроссворд “Круговорот веществ в природе” 2 группа работает в рабочей тетради стр.54.
  • Напишите в клеточках названия животных, которые кормятся семенами ели.
  • Группы меняются.

X. Итоги урока.

Открыть на мультимедиа (задачи урока)

  • Справились мы с ними?
  • Существуют ли невидимые связи зимой в природе.
  • Вывод: Невидимые нити есть повсюду и всегда.
  • Стих: Б. Заходер “Про всех на свете”.

Открыть на мультимедиа (вывод).

В природе все взаимосвязано. Человек не должен нарушать природное равновесие.

XI. Рефлексия.

  • Что вас заинтересовало на уроке?
  • Кто был самым внимательным и организованным?
  • Где испытывали трудность?

Домашнее задание.

  • В рабочей тетради стр.53 дорисуйте цепочки следов животных, птиц.
  • Стр.138-139 в учебнике стрелками показать связь животных с елью.