Арттерапия как условие успешного школьного старта детей группы риска

Разделы: Начальная школа


Первое сентября. Громкая музыка, цветы, незнакомые дети, взрослые, пустые коридоры школы, незнакомый класс. Сквозь радость и удивление первоклассника просвечивают тревога, испуг, чуткое ожидание того, что же будет.

А тут ещё беспокойство взрослых, их воспоминания о школьном детстве, серьезный настрой и уже угрозы. Ребенок теряется в этом противоречивом мире с его праздником, громкими приветствиями и строгим шепотом взрослых.

Дети группы риска, поступая в школу, попадают в особый мир, требующий от них большой психической устойчивости, усидчивости, развития школьно-значимых функций. Низкий уровень внимания, памяти, быстрая утомляемость вызывают у таких детей трудности в адаптации, которая проходит в более длительные сроки, чем у детей нормы.

Помочь таким детям полноценно включиться в учебную деятельность, почувствовать себя школьником, сформировать чувство уверенности в себе, на мой взгляд, важнейшая задача учителя на данном этапе.

Но какие методы и средства для её решения более эффективны?

Одним из вариантов снятия тревоги первых дней и месяцев, смягчения адаптации к школе, к новому детскому коллективу может служить арттерапия и игротерапия. Деятельность в пространстве арттерапии интересна, незатейлива, не требует определенной базы знаний, умений, навыков, а самое главное – она близка и понятна первоклассникам, ещё не отвыкшим от игровой деятельности.

С целью выявления роли методов арттерапии в прохождении адаптации к школе детей группы риска в школе № 18 г.Салават была проведена экспериментальная работа.

Коррекционная программа адаптации учащихся к школьной жизни включала в себя следующие виды арттерапии: сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия.

Для оценки результатов проводилось отслеживание эмоционального состояния детей.

Для диагностики эмоционального состояния детей эффективными являются рисуночные тесты. Каждый день, до и после занятий дети раскрашивают различные атрибуты школьной жизни (портфель, звоночек) в цвета, соответствующие настроению в данный момент.

В работе с детьми использовались следующие приемы:

1. Двигательные игры-разминки на уроках позволяют снизить эмоциональное и физическое напряжение; до занятий – помогают детям собраться, настроиться на работу в классе.

2. С целью развития в детях уверенности в себе, снятия мышечных зажимов, стабилизации психоэмоционального состояния проводилась танцевально-двигательная терапия. Учитывая то, что детям данного возраста нравится перевоплощаться в различные образы, мы предоставили им такую возможность. Незабываем “Танец Цветов и Солнышка”, “Танец маленьких зверят”, “Веселый хоровод зайчат”.

3. Изотерапия ставила своей целью сплочение детей в дружный коллектив – это и изготовление из подручного материала дома, в котором могли бы жить все дети, и рисование на сердечке подарка классу. Кроме того, проанализировав рисунки детей, мы увидели, как меняется отношение к школе за первую неделю пребывания в ней. Если в первый день дети рисовали школу просто как здание, то к концу недели это был уже класс: ученики, парты, доска, учительница.

4. Сформировать позицию ученика, позитивное отношение к учителю, школе помогала куклотерапия и сказкотерапия. Мы разыгрывали сказку о том, как появилась школа, зачем она нужна.

Каждый ребенок в лице куклы - школьной принадлежности, рассказывал о себе, какой он, чем полезен. Задание развивало мышление, речь, творческие способности ребят.

5. Для создания эмоционально- положительного настроя на дальнейшую учебу использовался прием поэтизации и эстетизации обучения: на физкультминутках дети переодевались в зверят, сказочных героев; на внеклассные занятия приходили клоун, эльфы, добрые волшебники; для начала дня был выработан свой ритуал приветствия:

Дети стоят в кругу, приветствие нужно пропеть.

- Доброе утро, Маша! (Называются имена детей по кругу)

- Доброе утро, Альбина Искандаровна!

- Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, затем опускают)

Доброе утро, небо!

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают).

Проведя экспериментальную работу, мы увидели, что у 98% учащихся наблюдается благоприятное течение адаптации: дети активнее работают на уроках, контролируют свои эмоции, позитивно взаимодействуют друг с другом, кроме того, они стали более внимательны, научились связно высказывать свои мысли, развивается привычка к свободному самовыражению.

Следовательно, можно сделать вывод: наша гипотеза о том, что арттерапия является одним из условий успешного школьного старта детей группы риска, подтвердилась.

Представим сказанное в виде рекомендаций учителю в период первых дней ребенка в школе:

- создайте для детей благожелательную атмосферу, ребенок должен почувствовать себя значимым, но в то же время дайте понять, что он стал большим, вступил в новый для него этап жизни и должен соблюдать определенные правила школьной жизни. Сделать это можно, используя методы арттерапии;

- каждый день радуйте своих учеников, пусть немного, но каждый день, хвалите детей даже за незначительные достижения;

-не забывайте учитывать возрастные особенности детей, их потребность в движении, в активной деятельности;

- при подборе упражнений следует обращать внимание на занимательность и коррекционный материал, больше предлагать общих и парных заданий, но не забывать и индивидуальные;

- не бойтесь экспериментировать в интеграции различных видов арттерапии.

Методы арттерапии являются наиболее эффективными помощниками учителю в организации адаптационного периода ребенка в школе. Арттерапия позволяет формировать позитивное отношение ребенка к учебной деятельности, активизирует познавательную, эмоционально – волевую, деятельностную сферы - а это необходимое условие успешного школьного старта ребенка группы риска и его успешной коррекции.

Адаптационное занятие.

Тема: В поисках ключа к знаниям.

Цели: формировать позицию ученика, позитивное отношение к школе, учителю, сплачивать детей в дружный коллектив, способствовать психическому раскрепощению участников в группе, создать эмоционально-положительный настрой на дальнейшую учебу, развивать речь, воображение, мышление, творческие способности детей.

Оборудование: плакат с изображением паровозика, одежда для сказочных героев и детей, рисунок клоуна, кассета с музыкой, воздушные шарики, куклы - школьные принадлежности, рисунок сердца, мягкая игрушка – сердечко, шаблоны в форме сердца, набор заданий для детей.

План.

  1. Загадочное письмо.
  2. Страна эльфов.
  3. Танце-двигательная терапия.
  4. Приход клоуна.
  5. Забавные превращения.
  6. Сказкотерапия “Школа-мой самый лучший друг”.
  7. Игра “Найди ключ к знаниям”.
  8. Волшебное сердце класса.
  9. Изотерапия “Подарок”.

Ведущий: Ребята, посмотрите на эту картинку. Кто на ней нарисован? (Клоун). А на обратной стороне письмо от него, слушайте внимательно:

“Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы теперь уже не маленькие детки, а первоклассники. Я тоже хочу пойти в школу и учиться, но злой волшебник не пускает меня. Он сказал, что пока я не найду ключ к знаниям, я не смогу пойти в школу. Помогите мне, пожалуйста”.

Поможем? Для этого нужно отправиться в путешествие, а поедем мы вот на таком волшебном паровозике (на доске плакат). Правую руку кладем на плечо впередистоящего, левой держимся за веревочку. Поехали!

Ой, ребята, мы попали в страну эльфов. (Входит эльф)

Эльф: Здравствуйте, ребятки!

Все: Здравствуй, эльф! Мы ищем ключ к знаниям! Ты не можешь помочь?

Эльф: Могу, но сначала поиграем в игру. Встаньте парами. Я буду называть части тела, которыми вы должны быстро соприкоснуться. Смотрите, показываю.

Под музыку дети выполняют следующие команды:

-нос к носу;
-рука к руке;
-нога к ноге;
-ухо к уху;
-спина к спине;
-шея к шее;
-бровь к брови; и т.п.

Эльф: Ребята, со мной пришли мои друзья. Давайте их позовем.

(Входят Цветочек, Зайка, Пчелка)

Пчелка: Раз вы попали в нашу страну, станцуйте с нами танец.

(Под музыку дети, переодевшись в зайчиков, пчелок и цветочки, танцуют вместе с героями).

(Приходит клоун, он грустит и плачет).

Вед: Ребята, да это же наш знакомый, клоун. Почему ты грустишь, клоун таким быть не должен.

Клоун: Злой волшебник не пускает меня в школу, потому что я о ней ничего не знаю.

Вед: Да это же ерунда! Сейчас наши ребята тебе помогут. Вы должны представить себя на месте этих предметов и рассказать, для чего они нужны. Потом вы расскажете это клоуну. Студенты вам помогут.

(Детям раздаются куклы, студенты помогают детям придумать рассказ).

Вед: Выходите к доске и по очереди рассказывайте о себе.

  1. Я школа. Я большая и важная. Во мне учатся ребята.
  2. Я учитель. Я очень люблю моих учеников и хочу, чтобы они выросли красивыми и умными.
  3. Я дневник. В меня ставят оценки. Я люблю, когда во мне стоят “5”, и плачу, когда меня марают “2”.
  4. Я учебник – очень важный господин. Пользоваться мною надо аккуратно, во мне много интересного и важного.
  5. Я ручка. Мною пишут в тетрадях.
  6. Я карандаш. Я бываю разных цветов. Умею рисовать.
  7. Я тетрадка. Во мне пишут ручкой и карандашами.
  8. Я клей. Склеиваю прочно бумагу и картон. На уроках труда я самый главный.
  9. Я альбом. Во мне можно рисовать картинки.
  10. Я портфель. В меня складывают школьные принадлежности. Я для ученика -самый лучший друг.
  11. Я ученик. Я хочу много знать и получать “5”. Поэтому я беру портфель и иду в школу.

Вед: Молодцы!

Клоун: Да, теперь я много важного узнал о школе.

Вед: Сейчас мы сыграем с вами в сказку. Я буду читать сказку, а вы, как только услышите свое название, выходите и показываете свою картинку.

Сказка.

Жила-была школа. Но в ней было пусто. Она была одна-одинешенька. И школа заскучала (ребенок выражает мимикой все эмоции) и решила пригласить к себе в гости: дневник, учебник, ручку, карандаш, тетрадку, клей, альбом, портфель.

Школа думала, что с ними ей будет веселей. Но все эти предметы не могли развеселить школу, потому что ими нужно управлять – линейкой кто-то должен чертить, ручкой - писать в тетрадке и т.д. Долго думали они все вместе, что же делать. И решили позвать в школу мальчика, пусть он поможет. Пришел мальчик, но и он не смог помочь, потому что не умел писать ручкой, рисовать карандашом, не мог прочесть учебник. И вдруг появилась добрая волшебница. Она стала учить мальчика. Так появились в школе учительница и ученик. Ученик пригласил в школу своих друзей, и школа наполнилась детьми, которые пришли учиться, чтобы стать умными и красивыми людьми. И школа уже никогда больше не скучала (все улыбаются).

Вед: Понравилась сказка?

О чем эта сказка?

Почему школа скучала?

Когда она перестала грустить?

Как в сказке называют учительницу? Как вы думаете, почему?

Клоун: Ну, ребята, спасибо. Я вам дарю шарики, в них спрятаны задания для каждого. Выполнив их, мы получим ключ к знаниям.

Задания:

  1. Пропой своё имя.
  2. Расскажи стишок.
  3. Станцуй танец маленьких утят.
  4. Нарисуй локтем солнышко.
  5. Промяукай песню “в лесу родилась ёлочка”.
  6. Подари улыбку каждому.
  7. Покружись как бабочка над цветочком.
  8. Изобрази кузнечика.
  9. Спой песенку.
  10. Сделай комплимент кому-нибудь.
  11. Изобрази ученика, который учит уроки.

Клоун: Мы забыли еще про один шарик, лопнем его (ключ к знаниям там, где обычно пишут мелом)

Что это? (Доска) (На доске – рисунок сердца)

Вед: Ключ к знаниям – это сердце. Пусть каждый дотронется до него (дети гладят мягкое сердечко). Мы все с вами – теперь одно целое, один класс, одно вот такое большое сердце. Каждому из вас в нем есть место. Вы это сейчас увидите. Каждому я раздам маленькое сердечко. Нарисуйте на нем подарок для ребят класса. Это могут быть цветы, игрушки, красивая природа, узоры, можно просто его красиво раскрасить. Наклеим ваши сердечки на большое сердце. В большом сердце нашлось место каждому из вас.

Внеклассное занятие с использованием методов арттерапии

Тема: Веселое путешествие

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта.

Задачи:

Образовательная: продемонстрировать варианты знакомства, научить детей правильно выражать свою эмоциональную сферу, научить различать предметы по форме.

Коррекционно-развивающие: развивать пространственные представления, мелкую моторику, развивать навыки конструктивного взаимодействия.

Воспитательная: выработать приветствие в группе, воспитать товарищество и дружелюбие.

Оборудование: плакат “Веселое путешествие”, плакат с паровозиком, воздушные шарики, цветные мелки, заготовки для аппликации “Домик”, клей, куклы, “веселые мордочки”, кассета с детскими песенками, бумажные “речка”, “камешки”.

План

I. Организационное начало.

1. Знакомство

II. Основная часть:

1. Игра “Паровозик”.
2. Страна “Музыка”
3. Игра “Тропинка”
4. Страна волшебных человечков
а) Знакомство с человечками.
б) Кукольный театр.
5. Собери домик.
6. Танец “Буги-вуги”.
7. Упражнение “Улыбка”

III. Заключительная часть:

1. Подведение итогов.
2. Призы от волшебных человечков.

Ход классного часа.

I. 1. Здравствуйте, ребята! Как у вас дела?
Долго ли нас ждали,
Дети-детвора?
Мы хотим вам рассказать,
Как мы любим отдыхать:
Миша любит порыбачить,
А Альбина почитать,
А Гульназ танцы любит,
Ну, не может устоять!

Запомнили, ребята, как нас зовут? (Хором повторяем).

II. 1. Сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие. А поедем мы вот на таком паровозике. Сначала паровозиком буду я. Я буду ездить по кругу и громко говорить: “Чух-чух-чух!”. А потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке и скажет: “Паровозик, чух-чух-чух, меня зовут Альбина. А как зовут тебя?”. Вы должны назвать свое имя и встать за мной. Вы будете вагончиками. Едем дальше: “Чух-чух-чух”…. и т.д.

3. Молодцы! Садитесь за парты. Слушаем песенку (“Какой чудесный день”).

Ребята, мы с вами попали в страну, где нельзя говорить, а можно только петь. Представим, что нам нужно познакомиться. Поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из нас споет свое имя, а следом за вами ваше имя споют все дети.

4. Погостили в стране Музыки, пора домой возвращаться. А пойдем мы с вами по узенькой тропинке. Встаньте друг за другом. Внимание! Отправляемся в путь!

Сначала идем по болоту. Наступать можно только на эти камешки, не то утонешь.

Вот мы зашли в темный лес. Ветки мешают нам идти, нужно наклониться.

Тихо! Здесь недалеко спит великан. Тихо-тихо идем на носочках, не будим великана.

Перед нами река. Перепрыгнем через неё.

Молодцы! Садитесь на свои места.

5. Но мы снова попали в чужую страну. Здесь живут кукольные человечки.

а) Познакомимся с ними.

“Здравствуй, меня зовут Бетти! Я очень люблю петь и танцевать, а ещё люблю слушать добрые и интересные сказки. Умею шить, вышивать, ухаживать за цветами мне тоже нравится. А как зовут тебя и что ты любишь? Что умеешь?”

(Дети рассказывают о себе через куклу).

Улыбнемся друг другу. За вашу улыбку кукла дарит вам свою улыбку.

б) Девочка-кукла: Мама, папа, помогите мне решить задачку.

Папа: Какую задачку?

Д: Нам в школе задали построить домик из разных фигурок, у меня никак не получается.

Мама: Давай попросим ребят. Я уверена, они нам помогут.

Поможем кукольным человечкам?

У вас есть разные фигурки, из них надо составить домик. Найдем самый большой квадрат. Какой бывает квадрат? Посмотрите. Найдите такой же у себя.

Покажите все. Хором повторим: “Это квадрат”.

Приклеим его к белому листу посередине. Теперь найдем треугольник. Это крыша. У домика должно быть окошко. Найдем маленький квадрат. У нас осталась одна фигура. Это прямоугольник. Прямоугольной формы будет труба. Что же получилось?

Куклы благодарят вас за помощь.

6. Чтобы вернуться домой, станцуем танец “Буги-вуги”. Для этого надо знать, где у нас правая рука. Подняли все правую руку (чтобы вы не путали, возьмите в правую руку эти палочки). Повторяйте за нами движения.

7. Ну, вот мы и дома. (Песня “От улыбки”). Вам понравилась песенка? Посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу, улыбнемся солнышку. Пусть у нас всегда будет хорошее, веселое настроение.

III. Наше веселое путешествие подошло к концу. Вам понравилось?

Все были активны, все были молодцы. За это наши куклы дарят вам гостинцы.

До свидания!