Урок мировой художественной культуры в 11-м классе по теме "Природа в музыке, поэзии, живописи"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель: Создание художественного образа весны.

Задачи:

Обучение - знакомство с выдающимися произведениями искусства, творчеством выдающихся деятелей искусства;

Развитие - развитие познавательного интереса, творческих способностей, формирование у учащихся основ целостного анализа произведений искусства, развитие навыков устной речи;

Воспитание - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, памятникам культуры, шедеврам классического искусства;

Средства обучения:

Учебные: учебник Мировой художественной культуры для 11-х классов;

Наглядные: мульмедийная презентация;

Раздаточный материал: карточки;

ТСО: компьютер, магнитофон, мультимедиапроэктор;

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка

Используема литература:

  1. Детская энциклопедия т.12. Искусство,М.,1977.
  2. Тарасов Л., Музыка в семье муз, С-Пб.,1985.
  3. Трибис Е.Е., Живопись, М., 2003.
  4. Энциклопедия для детей “Аванта +”, т. II, М., 2003.
  5. Школьная хрестоматия по литературе для 5-10 классов, М.,2001.

Учитель: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Давайте вместе подумаем, какое место природа занимает в жизни человека.

Ученики: Природа позволяет человеку выжить: даёт пищу, одежду, кров. Человек – часть природы.

Учитель: В словаре Даля значится: природа – это естество, вселенная, всё мироздание, наш мир, земля, всё созданное на ней.

“Природа не имеет органов речи, но создаёт языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует” - Гёте. Как вы понимаете это высказывание автора?

Ученики: Природа полна звуков, которые нас окружают: шелест листьев, звон капели, пение птиц. Она вдохновляет таланты, которые говорят о ней.

Учитель: Тема сегодняшнего урока “Природа в музыке, поэзии и живописи”.

Давайте прослушаем музыкальный фрагмент, и вы определите, с каким временем года он вызовет ассоциацию.

Звучит музыка С.Рахманинова “Весенние воды”.

Учащиеся: С весной.

Учитель: Действительно. Прозвучала музыка Сергея Рахманинова “Весенние воды”. По каким признакам вы определили, что это именно весна?

Учащиеся: Мелодия напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи.

Учитель: Композитор сумел передать состояние природы с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, быстрого темпа, мажорного лада. Мелодия словно повторяет переливы движущейся воды. Кажется, что мы стоим возле ручья.

Музыка, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков нарисовала в нашем воображении картину пробуждающейся природы, хотя композитор и исполнитель не пользовались кистью художника.

Давайте послушаем ещё одно музыкальное произведение, и постараемся услышать картину природы, которую нарисует нам композитор.

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла Времена года “Весна” Ученики анализируют музыкальный фрагмент.

На доске записывают несколько слов, характеризующие образ весны, созданный в музыкальных произведениях (например: бурлящая, журчит, поёт).

Учитель: И все-таки музыка, этот непосредственный язык души, хоть и может выразить многое, но не обладает конкретностью поэзии. При всей своей эмоциональности музыка лишена подобной описательной точности, досказанности, и чтобы “увидеть” что-то в её звучании, нужно прибегнуть к помощи фантазии.

Слово, прежде всего, воздействует на ум, а потом уже на чувства.

Учащиеся выразительно читают стихи Фёдор Тютчева

Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!”
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

***

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Учитель: О чём автор говорит в этих стихотворениях?

Учащиеся: Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая и очеловеченная.

Учитель: С какими чувствами Тютчев отождествляет весеннюю природу?

Ученики: С рождением чувств, любви.

На доске записывают несколько слов, характеризующие образ весны, раскрытые в поэзии (например: оживляет чувства, долгожданная).

Учитель: А художники? Обращаясь к пейзажной живописи, не стремились ли они показать “музыкальность” красок.

Исаак Ильич Левитан в своей картине “Март” передаёт своё эмоциональное переживание природы. Радостная, овеянная весенней свежестью картина мартовского солнечного дня полна света, воздуха, живого трепета жизни. Всё сверкает на солнце – голубизна неба, жёлтые стены дома, зелень сосен, голубые тени от деревьев на снегу. “Протокольная правда никому не нужна, - говорил И.И. Левитан. – Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку”. Левитана часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительное сердечное выражение.

Левитан был учеником Алексея Кондратьевича Саврасова, воспевшего поэтическую красоту родных пейзажей. С его полотен словно доносится до нас немного грустная, проникающая в душу, мелодия русской песни. Внешне непритязательные уголки приобретают в его картинах значимость, и вместе с тем они бесхитростны и неброски, как бы овеяны дымкой поэзии.

Лучшая картина Саврасова – “Грачи прилетели”. Давайте посмотрим, какое настроение звучит в этой картине

Ученики: На холсте изображён вид русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Сколько звуков в этой картине.

Учитель: Действительно, вы правы.

“Пейзаж не имеет цели, - говорил Саврасов, - если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку ”.

На доске записывают несколько слов, характеризующие образ весны, созданные в картинах (например: рождение новой жизни, свежая, трепетная).

Учитель: Давайте обобщим впечатления от произведений искусства, с которыми мы познакомились на уроке и выразим их несколькими предложениями.

Учащиеся составляют синквейн, используя слова которые записывали в ходе урока.

Пример синквейна

Слова, которые писали на доске.

1. Весна.
2. Бурная, долгожданная.
3. Распускается, бежит, оживает.
4. Прекрасное время года.
5. Жизнь.

Учитель: Сегодня мы смогли увидеть образ весны, который создали в своих художественных произведениях русские поэты, художники и композиторы XIX века. Мы убедились в том, что природа является неисчерпаемым источником вдохновения для творческих личностей.

В суматохе современного мира, мы часто не успеваем оглянуться вокруг, и не замечаем красоты природы, которая нас окружает. Завершить урок хотелось бы словами великого немецкого писателя Гёте.

Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания” - Гёте.

Звучит музыка из цикла “Времена года” Антонио Вивальди.