Разработка урока для 8-го класса по географии "Моря, омывающие берега России"

Разделы: География


Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и выделить экономические проблемы морей.

Задачи урока:

  • научить сравнивать географические объекты
  • изучить по картам моря, проливы, заливы у берегов России
  • научить характеризовать моря
  • учить выделять главное в характеристике объектов
  • развивать коммуникативную культуру учащихся
  • продолжить экологическое воспитание на примере Черного моря.

Материально-техническое обеспечение урока: Физическая карта России, мира. Атласы и контурные карты. Демонстрационные картины “Обитатели морей”, фотографии пейзажей морей и репродукции о море. Фрагменты из видеофильма “Богатства морей и океанов”. Презентационные слайды выполненные в программе Power Point.

Основные этапы урока:

  1. Актуализация знаний
  2. Получение новых знаний.
  3. Индивидуальная и коллективная работа
  4. Разноуровневое задание
  5. Закрепление полученных знаний
  6. Творческое задание на основе регионального компонента.

Ход урока

Вводная часть: учитель озвучивает тему и задачи, которые будут решаться на уроке.

Учитель--Задание:

(Вариант 1)Человек никогда не видел море. Как вы ему объясните, что такое море.

(Вариант 2) Или учитель обращается к художественному полотну, демонстрируя репродукции И.К.Айвазовского или фотографии (выполненные учащимися гимназии) с пейзажами морей (можно использовать слайды)

См. приложение 1

См. приложение 2

См. приложение 3

Или

См. презентацию слайдов

Учитель Задание: Каким вы представляете или видите море?

Сравните море на любых двух картинах или фотографиях.

Ребята должны сказать как можно больше эпитетов, характеризующих море.

Примерный вариант ответов --(теплое, ласковое, холодное, штормовое, бушующие, прозрачность воды, безбрежные просторы, зеленое, синее, рыжеватое, полный штиль, мягкое и гладкое, спокойное с синеватым отливом, золотистое, чистое, тревожное, темные глубины, раскатистое, перебирающее гальку, густая пучина моря, волна как пасть разъяренного тигра, страшное, угрожающее, волны-горы, величие и мощь морской пучины, сказочно-волшебное)

Можно так же учителю в начале самому дать описание, каких -то фотографий или картин при их демонстрации, либо поставить учащимся вопросы по картине или фото. В первом случае учащиеся получают знания в готовом виде со слов учителя, во втором же случае вопросы учителя направляют учащихся на анализ картины или фотографии и подводят их к самостоятельной характеристике.

Все эти фотографии, выполненные самими гимназистами имеют воспитательное значение: они должны вызвать у учащихся впечатления эстетического и морального порядка. Можно дать задание по фото или картинам на дом, чтобы учащиеся придумали по нему географический рассказ или описание, допуская включение элементов воображаемых встреч с морем, своих наблюдений и переживаний.

Учитель - Почему моря бывают такие и причины их разнообразия мы сегодня рассмотрим на уроке.

Учитель - Мы с вами совершим путешествие по всем морям России выйдя из порта Сочи , а конечным нашем пунктом будет порт Владивосток.

Учащиеся по желанию выходят к доске и по карте проходят моря, заливы, проливы, о-ва и п-ова называя их и показывая по карте.

Ученики с места (работая с атласами) помогают и определяют по просьбе учителя к бассейну какого океана относится та или иная группа морей. (актуализация знаний).

Учитель - Вспомните из прошедших курсов географии - на какие группы делятся моря по положению относительно океана

Каждый из учеников, кроме устного ответа и обоснования своей точки зрения, будет учиться ориентироваться по атласу и по большой карте. На задание следует потратить не более 3 мин.

Далее урок необходимо строить по плану параграфа учебника.

Задание: Пользуясь текстом учебника ,составьте план параграфа учебника и кратко изложите о чем ,как вы думаете, пойдет речь в каждой главе. Это нужно для того, чтобы детям при выполнении домашнего задания проще было вспомнить пройденный на уроке материал и лучше закрепить новые знания. Таким образом, этот прием использования текста, в котором предоставляется та или иная информация, дает возможность формирования умения выделять главное.

Итак, моря Северного Ледовитого океана. (актуализация знаний).

Учитель - Вспомните, как образовались моря у северного побережья Евразии, учитывая и применяя при этом знания о движении земной коры.

Учитель - Вспомните или найдите в тетради план по которому мы можем дать хар-ку любого моря.(У учащихся в конце тетради имеются приложения, которые собираются из года в год)

При помощи атласа, ученики должны рассказать о природе морей этого океана. Ответ должен включать описание местоположения, природы, климата, животного мира этих морей.

Опережающее задание (готовит один из учащихся, которого раннее назначает учитель) –Характеристика Северного морского пути. Необходимо также задать учащемуся вопрос по ходу его рассказа:

Учитель - Какое из морей океана зимой не покрывается льдом и почему?

Учитель - Чем интересен порт Мурманск?

Задание: Вспомните ранее изученный материал и самостоятельно определите особенность морей Тихого океана. Учащиеся самостоятельно отвечают , работая с атласом и находят на карте максимальные глубины морей; объясняют, с чем связаны большие глубины морей Тихого океана; рассказывают о природе этих морей. Очень важно уделить внимание вопросу о зарождении цунами в данном районе. Можно попросить учеников раскрыть понятие “цунами”, рассказать об опасности и последствиях этого природного явления.

Далее учащимся предлагается работать в группах (2 группы). Такая форма работы в группе дает хорошие результаты. В групповой работе у каждого ребенка есть возможность выразить свое мнение, выявить причинно-следственные связи. У учащихся развиваются речь и умение выразить свои мысли, формируются навыки публичных выступлений.

В группах учащимся предстоит:

Дать сравнительную характеристику Балтийскому и Черному морям, а др. группе Азовскому и Белому морям.

А оставшиеся ученики (слабоуспевающие) наносят на контурную карту на оценку моря России, указывая принадлежность к бассейну.

При ответах учащихся, работающих в группах, учителю необходимо акцентировать внимание на экологическом загрязнении вод. Гимназисты должны сформулировать причины загрязнений, подумать и сказать, каковы последствия. Также они могут предложить свои варианты решения данной проблемы. С помощью этого задания можно будет реализовать ещё одну не только образовательную, но и воспитательную задачу, связанную с экологическим воспитанием школьников. Кроме того, ребята будут мыслить аналитически, высказывать своё мнение, что очень важно для развития речевых способностей и логического мышления.

Отдельно нужно рассмотреть Каспийское море-озеро, спросить у учеников, почему оно так называется. Чем отличается море от озера? Также ученики должны рассказать, какие природные богатства известны в Каспии и какие проблемы появляются при добыче этих богатств. Очень важно отметить, что в Каспии находится 80% мировых запасов осетровых рыб. Можно спросить у учеников, какие виды осетровых они знают.

После ознакомления с особенностями морей, омывающих берега России, необходимо рассмотреть вопрос о ресурсах морей, просмотрев и проанализировав видеофильм. При этом желательно, чтобы ребята сами назвали основные виды ресурсов. При затруднении в ответе учитель может задавать наводящие вопросы, с помощью которых ребята придут к правильному ответу.

Можно также задавать интересные вопросы, требующие развёрнутого ответа.

Например:

  • Перечислите морских обитателей, которые любят холодные, прозрачные воды с невысокими температурами. И назовите моря, где они обитают.
  • Перечислите морских обитателей, которые любят прозрачные теплые воды не ниже +20?. И назовите моря, где они обитают
  • “Почему промысловый лов ведётся не во всех морях?”
  • “Какие моря наиболее богаты нефтью и газом?”
  • “На берегах каких морей вы построили бы лечебный санаторий? Почему?”
  • “Как с помощью моря можно получить электроэнергию?”
  • “Почему все государства всегда боролись за выход к морю?” и т.д.

Т.ж. можно (работая парами) показывать картинки морских обитателей, а учащиеся должны их называть и показывать море по карте, где они обитают.

В конце урока следует сделать небольшое обобщение по всему материалу: ещё раз озвучить тему урока, назвать и показать моря России, отметить, что наша страна является великой морской державой мира с большим флотом.

ИЛИ

В конце урока (используя материал регионального компонента) предлагается учащимся зачитать самостоятельно сказку сочиненную ученицей гимназии и ответить на вопрос (эффективнее использовать слайд):

См. приложение 3или См. презентацию слайдов

Текст слайда: - Найдите ошибки (или неточности) в данном тексте и объясните их.

Дайте правильный ответ

Анцитрус (сказка)

Жил - был в Черном море конек, которого звали Анцитрус. Он был весельчаком и выдумщиком. “Фантазер!” -так его называла мама. Жил он в красивых коралловых рифах, где ему было очень удобно.

Однажды Анцитрус поплыл погулять. Особенно любил кататься в водах течения Гольфстрим, которое само несло его вперед. А еще любил опускаться на большую глубину. Вот плывет он, рассматривает скалистое дно моря, по сторонам поглядывает. Чисто, свежо и светло, хорошо!

Конек и не заметил, что оказался в очень темном месте. Ему стало очень страшно. Анцитрус задрожал всем своим небольшим тельцем, когда вдруг увидел впереди себя огромного осьминога. Вирус - так его называли морские жители между собой - славился очень дурным характером.

Осьминог стал медленно приближаться к коньку, который успел спрятаться в густых зарослях морских водорослей и зажмурил от страха глаза. Вирус нагнулся над Анцитрусом и вдруг произнес очень вежливым голосом: “Пожалуйста, морской конек, вытащи из моей ноги-щупальца морского ежа”. Анцитрус ему помог. Осьминог поблагодарил и заплыл к себе в нору.

А конек вернулся домой. Кому бы он ни рассказывал, что с ним приключилось, ему никто не верил. А его соседи, морской омар и хозяин местных вод –рапана так и сказали ему: “Врун!”

Примерные ответы учащихся:

  • Коралловых рифов в Черном море нет, т.к. они живут при температуре воды не ниже +25 ?
  • Течение Гольфстрим находится в Северной части Атлантического океана, проходит вдоль берегов Северной Америки.
  • Скалистое дно –это не верно т. к. дно Черного моря увидеть нельзя, т. к. оно покрыто мощным слоем донных отложений
  • На большую глубину опуститься он не мог т. к. на глубине 200м сероводород и жизни практически нет..
  • “Густых зарослях морских саргассовых водорослей” –Саргассовы водоросли характерны для Саргассового моря у берегов С. Америки в Атлантическом океане. Это ареал распространения этих водорослей. (Можно спросить учащихся--Вспомните, кто первый встретился и описал это море и обитающие в нем водоросли)
  • Морской омар- не обитает в Черном море, т.к. это теплолюбивое животное. (Можно попросить учащихся вспомнить распространение тепловых поясов на планете). И еще одна причина- в Черном море слой сероводорода, при котором невозможна жизнь.
  • Рапана-не может быть хозяином местных вод т. к. этот моллюск был случайно завезен в Черное море на днищах судов из Японского моря и со временем размножился.

В заключение урока необходимо еще раз сконцентрировать внимание учащихся на величии России, как крупнейшей великой морской державы и попросить учащихся сделать вывод, что это дает России.

Домашнее задание: нанести на к/карту все моря России, заливы и проливы. Параграф…..

Для домашнего задания учащимся по желанию на оценку предлагается письменно выполнить творческое задание, направленное на отработку регионального компонента.

Творческое задание для домашнего выполнения

Почему лет 10 назад прибрежные буны и волнорезы на побережье города Сочи были усеяны мидиями, сегодня их количество резко сократилось и на тех же волнорезах мидии практически отсутствуют.

(Предполагаемые ответы)

Есть три объяснения

  • Экология моря с каждым годом ухудшается, из-за сильного его загрязнения.
  • Местное население уничтожает мидии, для ловли рыб, на сувениры. Да и туристы тоже срывают мидии с бун.
  • В Черном море был завезен моллюск --рапана он уничтожает мидии, питается ими.

Как вы думаете, можно ли в городе Сочи отдыхающим предложить экскурсии по морским глубинам Черного моря на батискафе, как это делают для туристов в Красном море.

(Предполагаемые ответы)

- Нельзя предложить туристам глубоководную экскурсию в Черном море, хотя глубина Черного моря это позволяет, т.к. она более 2000м. Но жизнь в море имеется только на глубине 200м, а далее находится сероводород и нет никакой жизни и человек не может туда спуститься. Там могут жить лишь некоторые виды серобактерий. Дно покрыто сплошным черным илом и мне кажется ничего интересного (для туристов) в этом нет.

Почему мы не видим, что Черное море замерзает?

(Предполагаемые ответы)

Я считаю, что Черное море не замерзает по двум причинам:

–Потому, что оно очень теплое, зимой температура воды в его центральной части 6-8?, а у побережья выше.

–Черное море соленое, (у берегов г. Сочи-17‰, г. Одесса-14‰, у берегов Турции-19‰,) а температура замерзания воды тем ниже, чем выше соленость, и вода в Черном море может превратиться в лед лишь при температуре—1 градус, а у берегов г. Сочи температура воды -1? никогда не бывает.