Особенности функциональной межполушарной асимметрии

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: выработать стратегию решения психолого-педагогических проблем обучения детей с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга.
Задачи:

  • актуализировать знания учителей об особенностях функциональной межполушарной асимметрии;
  • определить собственные особенности функциональной межполушарной асимметрии;
  • выработать рекомендации по применению на практике знаний об особенностях межполушарной асимметрии головного мозга (в группах).

Условия проведения: стулья необходимо расставить таким образом, чтобы у участников была возможность выбрать место, где они будут себя чувствовать комфортнее во время занятия: сесть в полукруг или за парты.
Оборудование и материалы:

  • компьютер и мультимедиапроектор;
  • материалы презентации "Особенности функциональной межполушарной асимметрии";
  • раздаточный материал для работы в группах (Приложение 1);
  • раздаточный материал "Примерные комплексы упражнений, направленных на развитие согласованной деятельности полушарий головного мозга" (Приложение 3),"Практические рекомендации для учителей и родителей" (Приложение 4), диагностика особенностей межполушарного взаимодействия (Приложение 2)

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Мотивационный этап

Стулья для преподавателей расставлены полукругом и за партами. Учителям предлагается занять наиболее комфортное для себя место.

– Как Вы думаете, чем обусловлено то, что Вы заняли именно это место?
– Какой слайд вам комфортнее воспринимать –  № 1 или № 2?
– Кто из вас предпочёл бы общаться без музыкального сопровождения? (Слайд №1 – 4  –  звучит мелодия В.А.Моцарта).
– С чем это связано? Да, мы отличаемся друг от друга по многим параметрам: внешние данные, темперамент, характер, способности и многое другое. Отличаемся мы и особенностями межполушарной асимметрии.

Сообщение темы семинарского занятия (слайды №1, №2).

– Насколько вам знаком материал по данной теме?
– Каковы ожидания от семинара?

Сообщение цели и задач семинара (слайды № 3, №4).

II. Операционный этап

1. Лекция

Функциональная межполушарная асимметрия является единственной уникальной особенностью деятельности мозга человека, отличающей её от деятельности мозга животных (слайд № 5).

В осуществлении любого вида сложной психической деятельности принимают участие оба полушария, не дублируя друг друга, а обеспечивая разные (и всегда необходимые) стороны этой деятельности. Правое полушарие с раннего детства связывает человека с внешним миром. Левое полушарие обеспечивает человеку быстрое вхождение в общество, где он живёт, обусловливает те культурно исторические программы поведения, которое общество водит в человека и которые человек сам активно усваивает.
Правое полушарие оперирует иконическими, иероглифическими знаками или образами, берущими своё начало в естественных, природных знаковых системах. Левое полушарие оперирует словами и символическими искуственно созданными человеком знаковыми системами. Мысль возникает в правом полушарии в виде интуиции, догадки, т.е. образа. Но, только пройдя путь из правого полушария к левому, мысль переводится в слова, формулы, приобретает логизированный характер. Раскрываясь для самого индивида и становясь пригодной для сообщения другим людям.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: (слайд № 6)

1) доминирование левого полушария –  словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
2) доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение;
3) отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий.

К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей (результаты исследования межполушарной асимметрии детей 2-х классов).

2. Анализ художественных произведений. (Слайд №7, звучит музыка Шостаковича)

Роль правого полушария в организации творческого мышления. (Для ведущего) Правополушарные художники: Ван Гог, Суриков, Рембранд; левополушарные художники: Пикассо, Кент, Леже.
Правополушарные композиторы: Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шуман. Левополушарные композиторы: Бах, Мендельсон, Гендель, Прокофьев, Стравинский, Шостакович.

– Отличаются ли картины друг от друга? Чем?
– Как вы думаете, какие из них написаны правополушарными художниками, а какие левополушарными?
– Какая, по-вашему, звучит музыка: право- или левополушарного композитора? Почему?

3. Работа в подгруппах

Группа учителей делится на две подгруппы.

Задание: в течение 3-х минут из представленных на листочках характеристик (Приложение 1) выбрать: первой группе –  особенности переработки информации правым полушарием, второй – левым полушарием.

Во время работы – на экране слайд № 8, звучит музыка П.И.Чайковского.
Проверка: на экран выводится слайд № 9, продолжает звучать музыка Чайковского.
Первая подгруппа зачитывает свои ответы и объясняет, почему выбраны именно эти характеристики. Ответы подгруппы сверяются с содержанием слайда.
То же самое делает вторая подгруппа слева (слайды № 10, 11, звучит музыка И.С.Баха)

4. Диагностика особенностей межполушарной асимметрии у педагогов  (Приложение 2, слайд № 12).

5. Лекция. Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий (слайды №№ 13, 14)

6. Лекция. Школьные неврозы и причины их возникновения (слайды №№ 15, 16, 17, 18, звучит тревожная мелодия, например, Вагнера).

7. Работа в группах. Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий (слайд № 19).

Задание группам: прочитать содержание слайда № 20 и определить, что относится к правому полушарию, а что к левому. Проверка: на экран выводятся заголовки.
Таким же образом проводится работа по слайдам  №№ 21, 22, 23, 24)

8. Практическое занятие (слайд № 25, звучит музыка Моцарта). Некоторые упражнения, направленные на развитие согласованной деятельности полушарий головного мозга (из Приложения 3, слайды № 26, 27).

III. Результативный этап

1. Работа в группах (слайд № 28)

Задание: выработать рекомендации по применению на практике знаний об особенностях межполушарной асимметрии головного мозга  (5 мин).

Выступление каждой группы.

Рекомендации (слайд № 29, Приложение 4)

2. Обратная связь (вслух или заполнение отзывов письменно).

Литература:

1. Агафонова А.И. Учимся думать. С – П.: Мим-экспресс, 1996.
2. Аршавский А.А. Особенности информационных процессов в левой и правой гемисферах большого мозга человека./Мир психологии, 1999, № 1.
3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: Альфа, 1995.
4. Лопуга Е.В. Учет межполушарной асимметрии головного мозга в решении медико-психолого-педагогических проблем обучения детей. Методическое пособие – Барнаул: АКИПКРО, 2005.

Презентация