Тема урока: "Согласные звуки [н] [н']. Буквы Н, н

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • образовательная – познакомить со звуками [н ] [ н' ] и буквой “Н” “н”;
  • воспитательная – воспитывать интерес к чтению, к народному творчеству;
  • развивающая – развивать кругозор, интерес к истории, развивать оперативную память.

Задачи урока:

  • образовательная – углубить знания детей об истории Руси, познакомить с понятием “былина”;
  • воспитательная – воспитывать потребность в самостоятельном чтении, интерес к истории;
  • развивающая – развивать устную речь учащихся, фонематический слух.

Оборудование:

“Русская Азбука”; репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”; аудиозапись симфонии А.П. Бородина “Богатыри”; выставка книг по теме “Былины”, картинки с изображением оружия; картинки с изображением барана, лимона, носорога, бочки, гриба, телефона, реки; звуковые схемы; листочки со стихами.

Х о д  у р о к а

1.Организационный момент

Учитель.

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!

2. Постановка цели урока

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем путешествовать по страницам “Русской Азбуки”. Путь наш не близок. Лежит он через холмы, горы, реки. Сквозь непроходимый лес. Что же мы встретим на своём пути?

3.Артикуляционная гимнастика

Учитель. Начнём с распевки. Пропойте гласные звуки: [ а ], [о ], [ у ], [ ы ], [и ], [ э ], [ю ], [я ].

Учитель. Прочитайте шёпотом, медленно, быстро, громко, весело:

ау уа – ау уы ыо
ау! аи – иа оы ыи
уа! ои – ио аы ыа

Учитель. Игра на звукоподражание:

На птичьем дворе
Наша уточка с утра: “Кря – кря…!”
Наши гуси у пруда: “Га – га …!”
Наши курочки в окно: “Ко – ко …!”
А как Петя Петушок
Ранним – рано поутру
Нам споёт: “Ку – ка – ре – ку”.

Учащиеся произносят звуки, которые издают животные.

4.Повторение изученного материала.

Учитель.

На пути у нас преграда.
Чтоб её миновать,
Надо ребус разгадать.
…ы …и…ы
…о…а…ы…и

Прочитайте первый ряд букв.

Ответы учащихся.

Какие звуки они обозначают?

Ответы учащихся.

Учитель. Чтобы отгадать слова, надо назвать первые звуки слов – предметов, изображённых на картинках. (На картинках изображены слова - предметы: баран, лимон, носорог).

Произнесём хором первое получившееся слово: бы – ли – ны.

Былины – это русские народные песни. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях.

А кто был героем этих песен, мы узнаем, отгадав второе слово ребуса. (На картинках изображены слова – предметы: бочка, гриб, телефон, река).

Прочитаем хором: бо- га – ты- ри.

Что это за люди? Кто из вас знает русские былины?

Ответы учащихся.

Учитель. Былины рассказывают о мужественных защитниках Родины. В этих песнях народ прославлял силу, смелость, мудрость богатырей, их преданность Родине.

Физкультминутка

Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!

Учащиеся выполняют прыжки на месте.

5. Работа с репродукцией картина Васнецова “Богатыри”.

(Звучит фрагмент симфонии А.П. Бородина “Богатыри”)

Учитель. Каких самых известных богатырей вы знаете?

Ответы учащихся.

Кто изображён на картине? Кто знает их имена?

Ответы учащихся.

Учитель. Какое оружие у богатырей?

Ответы учащихся.

Учитель. В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец, справа – Добрыня Никитич, с мечом в руке, слева – весельчак Алёша Попович. У него не только лук со стрелами, но и гусли.

Что вы видите на заднем плане картины?

Ответы учащихся.

Зачем вышли в дозор богатыри?

Ответы учащихся.

Что вы чувствуете, глядя на этот богатырский дозор?

Ответы учащихся.

На доске вывешены картинки разного вида оружия: меч, лук со стрелами, щит, булава, копьё. Дети запоминают их 7 секунд, затем закрывают глаза, учитель меняет две картинки местами.

Учитель. Что изменилось?

Ответы учащихся.

6. Работа с новым материалом.

Учитель. Произнесите, как богатыри погоняют своих лошадей?

Какой первый звук услышали?

Ответы учащихся.

Учитель. Произнесём хором имя богатыря: Добрыня сын Никитич.

Какие звуки повторяются в имени богатыря? Произнесите их.

Ответы учащихся.

Учитель. Какие это звуки? Одинаково ли произносятся эти звуки?

Ответы учащихся.

Учитель. В схеме твёрдый звук будем обозначать синим цветом, а мягкий – зелёным.

Составим звуковые схемы слов “сын” и “Добрыня”.

Учащиеся работают со звуковыми схемами.

Учитель. Придумайте свои слова с новым звуком в начале слова, в середине, в конце.

Ответы учащихся.

Учитель. Если услышите в слове твёрдый звук [н] поднимите карточку синего цвета, если мягкий звук [н'] карточку зелёного цвета.

Учитель. Никита, звонкий, старина, былина, Добрыня, тишина, сын, богатыри.

7. Работа по иллюстрации из “Русской Азбуки”.

Учитель. Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Кого вы видите на рисунке?

Ответы учащихся.

Учитель. Ребята, богатыря, который заковал Змея Горыныча, зовут Никита Кожемяка.

Кому из вас родители читали былины о русских богатырях?

Ответы учащихся.

Учитель. Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем?

Ответы учащихся.

Учитель. Что изображено в правом верхнем углу рисунка?

Ответы учащихся.

Учитель. Составьте предложение по картинке.

Ответы учащихся.

Физкультминутка.

Учитель. Если вы услышите новый звук в слове, присядьте.

Учитель. Нос, ком, сон, миска, нитки, смола, Нина, Мила, торт, норка.

Учитель. Чтобы лучше запомнить имя новой буквы, прочитаем с доски предложение:

Наш Добрыня очень смел. Подарил нам букву “Н”.

Учитель. Как вы думаете, почему у богатыря такое имя?

Ответы учащихся.

Учитель. На что похожа буква “Н”?

Ответы учащихся.

Учитель. Сколько букв “Н”?

Ответы учащихся.

Учитель. Почему две буквы “Н”.

Ответы учащихся.

Учитель. Прочитаем стихи о букве “Н”.

Учащиеся читают стихи, напечатанные на листочках.

На букве Н Вот с подушками кровать.
Я, как на лесенке, Но на ней не будем спать.
Сижу и распеваю Знает Настя и Арсен.
Песенки! Что кровать та – буква “Н”.

Учитель. В каких словах вам встретилась маленькая буква “н”?

Какое место в слове она занимает?

Ответы учащихся.

Учитель. В каком слове встретилась заглавная буква “Н”. Почему это слово надо писать с заглавной буквы?

Ответы учащихся.

8. Закрепление изученного материала.

Чтение пословиц по “Русской Азбуке”.

Учитель. Как вы понимаете смысл пословиц?

Ответы учащихся.

Учитель. Прочитайте слова, в которых встретилась буква “Н”.

Какие звуки она обозначает? Примеры слов из стихотворения.

Ответы учащихся.

Чтение стихотворения “Русь”.

Учитель. О чём это стихотворение?

Ответы учащихся.

Учитель. Почему автор называет “Русь – могучая”?

Ответы учащихся.

Учитель. Почему Родину называют матерью?

Ответы учащихся.

Учитель. На что способен человек, чтобы защитить свою Родину?

Ответы учащихся.

Учитель. Выделите лигой в стихотворении все слияния с буквой “Н”.

8. Итог урока

Учитель. Какие звуки вы уже изучили?

Ответы учащихся.

Учитель. На какие группы их можно разделить?

Ответы учащихся.

Учитель. Что можете рассказать о букве “Н”?

Ответы учащихся.

Учитель. Какие звуки она обозначает?

Ответы учащихся.

Учитель. Что нового узнали об устном творчестве русского народа?

Ответы учащихся.

Учитель. У кого появилось желание читать былины?

Ответы учащихся.