Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по русскому языку на тему "Правописание местоимений с предлогами"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.

  1. Развивать языковую эрудицию школьника, развивать интерес к языку и речевому творчеству.
  2. Воспитывать любовь к родной природе, родной земле, ее обитателям.
  3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).

Оборудование: магнитофон, кассета, книги В.В.Бианки, портрет писателя, плакат «Предлоги с местоимениями», альбомные листы, фломастеры, карточки с заданиями; конторки, схема - офтальмотренажер..

1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности рабочих мест.

2. Знакомство с темой урока.

Учащимся предлагается прочитать стихотворение и самостоятельно определить тему урока.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЕ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно НАС.
ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Все ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

О чем или о ком идет речь? Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Назовите местоимения, которые, встретились в стихотворении (местоимения перечисляются в начальной форме).

3. Запись темы. Каллиграфическая минутка.

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ - МЕСТОИМЕНИЯ.

В. НА, ПО, ЗА, ЧЕРЕЗ, НАД, ИЗ, ЗА, ДО- ПРЕДЛОГИ.

Ребята, вам необходимо красиво и аккуратно записать эти две строки в тетрадь. Работу выполняем до тех пор, пока звучит музыка. При письме следим за осанкой.

4. Повторение изученного о местоимении.

(Почему так названа эта часть речи?) Для чего нужны местоимения в нашей речи?

Назовите местоимение 1-го, 2-го, 3-го лица. Как изменяются местоимения?

5. Новая тема.

а) «Реши примеры». (Запиши на доске.)
Прочитал (о ком?) + мест. 2- го л., ед.ч.
Играл (с кем?)+ мест. 3- го л.ед.ч.
Приехал (к кому?) + мест. 3-го л.мн.ч.

б) Работа по иллюстрации.
Цель данного задания – формирование умения правильно употреблять предлоги с местоимениями.
Задание: замени существительное с предлогом на местоимение с предлогом.
На дереве – на нем, в дупле - в нем, перед домом – перед ним, около дерева – около него, через мост - через него;

в) Вывод. Местоимения с предлогами пишутся раздельно. У местоимений не бывает приставок.
Учащиеся приводят примеры: за нас, к тебе, за тобой, от меня, для нас.

6. Закрепление.

Задание: спишите текст, подчеркните местоимения с предлогами.

У нас дома есть хорошая коллекция марок. Вместе со мной марки собирает и мой брат. Мы купили для них альбом. Собирать марки – увлекательное дело. Они помогают лучше узнать жизнь разных народов.

Чем вы любите заниматься в свободное время? (Взаимопроверка)

7. Физкультминутка.

а) Минутка отдыха для глаз.

Упражнения для глаз (по схеме зрительно- двигательных траекторий в методике офтальмотренажей)

  1. движения глаз по золотисто-коричневым линиям (влево – вправо, вверх- вниз);
  2. движения глаз по красной линии (по часовой стрелке);
  3. движения по зеленой линии (против часовой стрелки);
  4. движение глаз по голубой линии (восьмерка)

(Скрытая физкультминутка.)

в) Работа по рядам « Быстрый художник».

Я читаю стихотворение – загадку Елены Кай. Ваша задача: прослушать стихотворение, отгадать и быстро нарисовать отгадки (1-й ряд на одном листе, 2-й ряд на другом листе, 3-й ряд на третьем)

Утром – так заведено – разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно розовой жар-птицей.

А стемнеет – он придет, тоненький смущенный.
Он на цыпочках войдет, долькою лимонной.

Срок прошел – плывет она в пелене тумана.
Круглолица и грустна, будто Несмеяна.

Кто же он, оно, она? (Солнце, месяц и луна)

8. Словарная работа. Повторение ранее изученного материала.

В левой части доски записаны слова, справа записаны названия орфограмм. Слова необходимо записать не горизонтально (а беспорядочно: вертикально, в перевернутом виде)

Задание: необходимо распределить и записать слова в два столбика (проверяемые и непроверяемые)

Писатель, месяц, месяц, природа, библиотека, сказки, рассказ, солнце, русский.

Проверяемые Непроверяемые
сказки библиотека
писатель русский
рассказ природа
солнце месяц

Составьте предложения, используя три слова:

1 вариант - (библиотека, русский, писатель)

2 вариант - (писатель, рассказы, природа)

Дети составляют и записывают предложения в тетрадь.

Назовите имена писателей, рассказывающих нам в своих произведениях о природе, животных.

9. Рассказ учителя. Показ портрета В.В. Бианки.

Виталий Валентинович Бианки – русский писатель, который подарил для детей очень много произведений о природе. Бианки открыл читателям удивительный, многоголосый и многокрасочный мир природы, переполненный загадками и тайнами.

Бианки – писатель, художник, натуралист.

Как вы понимаете слово натуралист?

(Если дети объяснят неточно, проверить значение по толковому словарю)

Натуралист – человек, который занимается изучением природы, естествоиспытатель. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

10. Дифференцированная работа.

Задание «Я - корреспондент».

Журналисты, натуралисты, корреспонденты работают в полевых условиях, на ходу, стоя. Я предлагаю каждому из вас на мгновение оказаться корреспондентом. Вам необходимо подойти и выбрать для себя задание. Чем темнее цвет квадратика, наклеенного на карточку, тем задание сложнее. Каждый из вас сам определяет – какое задание он возьмет, (задания закрепляются так, чтобы у учащихся возникла необходимость дотянуться до них.)

Выполнять задания нужно стоя, используя для опоры конторки.

(Все тексты взяты из рассказов В.Бианки.)

Карточка 1.

Задание. Найди и подчеркни местоимения.

Преудивительная у нас водится птичка. Называется плавунчик.

Где бы вы ни жили летом – на Волге, на Кавказе или в жарких степях Казахстана, под Ленинградом, под Москвой или на Камчатке,- всюду вы можете этих птичек встретить.

И всегда неожиданно. А назавтра придете туда, где их видели,- их уж нет. (В. Бианки « Плавунчик»)

Карточка 2.

Задание. Найди и подчеркни местоимения. Определи падеж.

- Я,- говорит,- сидел на берегу с удочкой. Вдруг две вороны летят. Кричат, каркают. А впереди них, - смотрю, какая – то маленькая птичка мчится. Вороны ее ловят, схватить

Хотят. Она из стороны в сторону бросается, кричит. Увидела меня - и прямо - ко мне.

Примчалась и сразу в ноги мне. И сидит «Туик!» -говорит. Я сразу понял: «Защити меня» - просит. (В. Бианки. «Плавунчик»)

Карточка 3.

Задание: Найди и подчеркни местоимения. Обозначь лицо, число, падеж.

А утром Зиньку разбудил веселый, громкий крик воробьев. Она вылетела из гнезда и спросила их:

- Вы что воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не давали. Что такое случилось?

- Как? – удивились воробьи. – Разве ты не знаешь, какой сегодня день? Ведь сегодня Новый год, вот все и радуются – и люди, и мы. (В.Бианки « Синичкин календарь»)

11. Самостоятельная работа.

Задание выполняется в тетрадях.

На доске записан текст. Задание для учащихся. Посмотрите внимательно на доску, сформулируйте самостоятельно задание.

(Необходимо подобрать и вставить нужное местоимение.)

Виталий Валентинович Бианки – детский писатель. (…) любил родную землю, (…) дивные леса, степи, реки, горы. В Бианки написал для (…) сказки, рассказы, повести. В (…) писатель открыл удивительные тайны русской природы.

Чтение получившегося текста.

Работа в парах

. Соотнесение местоимения с нужным падежом.

(Задания прикреплены на передней или боковой стенке стола, чтобы учащимся выполнить это задание, им необходимо присесть на корточки).

Задание: Соедини линиями-стрелками местоимения и соответствующие падежи.

мне И.п.
на вас  Д.п.
о нем П.п.
ты В.п.

12. Домашнее задание.

Русский язык стр.149 №3

13. Итог урока.

Мой друг.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

Что означает слово досуг?

На досуге я рекомендую почитать рассказы В.В.Бианки.

Какие секреты правописания местоимений вы узнали?

Листок контроля.

Оцени себя сам. Оцени товарища.

Оценка учителя.

Список литературы:

  1. Волина В. Веселая грамматика.
  2. Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем
  3. Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем 3класс
  4. Гульчевская В.Г.Педагогические основы современного образования.
  5. Журнал «Начальная школа» 2004 №3
  6. Пособие « Писатели – детям»
  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. 2005г.