Тематический тренинг для родителей "Когда ребенок сводит взрослого с ума"

Разделы: Работа с родителями


Цель:

- профилактика и предупреждение возможности возникновения детских неврозов.

Задачи:

  1. повысить родительскую компетентность в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста;
  2. формировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребенка;
  3. помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в ситуации затруднительного общения с ребенком.

Участники:

- ведущая - старший воспитатель Петрова А.Я., выступающая – старшая медсестра Смирных Н.А.

- родители дошкольников.

- библиотекарь Комоцкая Н.К.- ИКТ (интерактивная доска)

Регламент - 1 час

Классификационные характеристики тренинга:

- организационно-деятельностная;

- с материализованным результатом (игровые рисуночные упражнения);

- в игровом времени;

- с использованием ИКТ (интерактивная доска);

- коммуникативная (устная, письменная, визуальная);

Методическое обеспечение

Методы активного обучения:

- неимитационные (дискуссия);

- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций. Действие по инструкции, решение ситуативных задач);

Реквизит:

- анкета «Что вас тревожит в собственном ребенке?»;

- визуальный материал на интерактивной доске (схематические рисунки ситуаций неправильного поведения родителей, фраза «Истерика взрослого - это, как правило, способ манипулирования и эмоционального шантажа, а истерика ребенка...», тезис «Детские истерики как воспитательное средство для родителей, развивающее у них выдержку, терпение и мудрость», рисунок «100 указаний в день»)

- листы бумаги для проведения рисуночных, графических упражнений (4 листа)

Информационный банк:

1. Виноградова Н.Ф., Т.А. Куликова. Дети, взрослые и мир вокруг – М.: Просвещение, 1993 г.;
2. журнал «Управление ДОУ» № 8-2005;
3. Островская Л.Ф., Почему ребенок не слушается - Москва: Просвещение, 1977 г.;
4. Файнберг С.Г., Почему ребенок стал нервным – Ленинград: Медицина, 1975 г.

Сценарный план

Теоретическая часть

1. Почему ребенок растет нервным? (презентация рисунка на интерактивной доске «100 указаний в день» [1; стр. 22-23]) (старший воспитатель Петрова А.Я.)
2. Что такое неврозы и неврозоподобные состояния? (старшая медсестра Смирных Н.А.)
3. Опросник для родителей «Что тревожит вас в собственном ребенке?»

Практическая часть - ведущий старший воспитатель Петрова А.Я.

1. Составление портрета ребенка, который сводит взрослого с ума.

(родители проговаривают характеристики, ведущий или сами родители пишут на интерактивной доске - по возможности некоторые научные определения характеристик зачитываются из словаря по семейному воспитанию.)

2. Разрешение ситуаций затруднительного и неправильного поведения родителей при общении с ребенком (презентация схематических рисунков, обсуждение по подгруппам)

[4; стр. 3, 4-5, 10-11, 19, 23, 29-30]

3. Игровые рисуночные упражнения: «Что я разрешаю своему ребенку?», «Что я запрещаю своему ребенку?», «Что я запрещаю своему ребенку, но иногда уступаю?», «Что я разрешаю, но ставлю условия?»

(каждой подгруппе передаются листы бумаги с данными надписями, родители рисуют или пишут одним словом, затем результаты вывешиваются на мольберте. Обсуждение пунктов памятки «О правилах жизни ребенка в семье»)

4. Выскажите свое мнение:

Истерика взрослого это, как правило, способ манипулирования и эмоционального шантажа, а истерика ребенка...

Вспомните, когда вы последний раз позволяли себе бурную вспышку эмоций? (на интерактивной доске)

5. Придумайте метафору взаимодействия взрослого с ребенком в состоянии истерики.

6. Обсуждение тезиса:

«Детские истерики как воспитательное средство для родителей, развивающее у них выдержку, терпение и мудрость»

7. Кривая истерики на доске:

  1. концентрация эмоциональной энергии
  2. эмоциональный выброс
  3. спад эмоциональной энергии

Как при этом лучше вести себя взрослому?

8. Игра «Связующая нить»

(во время игры родители высказываются о том, какое у них впечатление от тренинга, что могут пожелать).

Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой сделали данную встречу интересной и познавательной.

Обратная связь. Анкета.

Почему ребенок растет нервным?

(выступление старшего воспитателя)

Причины:

  1. Ошибки в воспитании;

  2. Неправильное воспитание в раннем детстве;

  3. Слабая нервная система.

Отчего происходит нервный срыв?

И.П.Павлов и его ученики установили, что невроз развивается:

  • - при перегрузке процесса возбуждения;
    - при перегрузке тормозного процесса;
    - перенапряжение их подвижности, т.е. «сшибки» возбуждения и торможения.