Игра — одно из средств активизации познавательных интересов учащихся

Разделы: Начальная школа


    Интерес к учению есть там, утверждал В.А. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставлять ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения?

    Одним из средств развития интереса к учению, по-моему мнению, является дидактическая игра. Надо создавать такие условия, чтобы дети учились охотно и легко, без каких-либо мер принуждения, в обстановке доброжелательности, уважения и доверия со стороны учителя.

    При поступлении ребенка в школу характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается учебой на второй план: кроме школьных уроков, надо выполнять домашнее задание. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважения к школьным премудростям, что мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению, концентрирующие внимание, снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

    Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

    Работая учителем начальных классов уже много лет, я поняла, что даже серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с преобладанием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

    В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра, ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.

    В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер.

    Ценность дидактической игры я определяю не только потому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, но и учитываю то, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу. Подбирая какую-либо игру для урока, продумываю следующие вопросы:

  • Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?
  • Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
  • Понятна ли она для учащихся моего класса?
  • Все ли учащиеся в одинаковой степени будут участвовать в игре?
  • Подведение итогов игры.

    Дидактические игры помогают мне в формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение детей в учебную деятельность. В игре “Минутка”, например, дети учились быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку.

    Гномик Минутка ежедневно напоминал ребятам: “Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке; книжки, ручки и тетрадки?” У гномика в руках часы - циферблат. Пока стрелка пройдет круг (10 - 15 с) дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку.

    Подобная игра проводится и в конце урока: “Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по - порядку, книгу, ручку и тетрадку”. Элемент соревнования “Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?” - активизирует детей. Они стараются за более короткий срок подготовиться к уроку.

    Гномик Минутка помогает и в формировании умения ориентироваться во времени и беречь его. Игра “Что можно сделать за одну минуту?” (прочтение текст, решить несколько примеров, написать текст и т.д.) помогает без нравоучений, в игровой форме помочь детям становиться учениками.

    С участием гномика Минутки проводилась работа по тренировке памяти и развитию внимания. Эта работа проводилась в системе. Игровые занятия усложнялись. Например, игра на развитие памяти “Успей запомнить за минуту”, начиналась с простого вопроса “Сколько слияний ты запомнил с гласной о?” (На доске 10 слияний). “Кто больше слов запомнит из “волшебной” шкатулки?” (“Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите”).   

“Кто больше всех запомнит слов-описаний - котенка?” (Шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается).

    Хорошая игра для развития речи и памяти “Добавь следующие слова”. Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся, к этой же группе предметов и называет два слова по порядку и т.д. Пример: 1-й ученик. - Слон. 2. Слон, тигр. 3. Слон, тигр, лев и т.д. Первое время дети могли назвать по порядку только 2-4 слова, в конце года 7-8 слов.   

    Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра “Художник”. Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова: “Нарисую я портрет, только чей, пока секрет. Отгадайте, вас прошу я. Чей же я портрет рисую?”. Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей. “У него светлые волосы, голубые глаза, светлая и веселая улыбка. На нем коричневая рубашка и синие брюки” и т.д. Обычно дети без труда узнают, о ком идет речь.

    Когда я познакомила детей с задачей и ее составными частями (условие, вопрос, решение, ответ), трудности возникли в запоминании названия частей, их последовательности. Я сделала красочные “условие”, “вопрос”, “решение”, “ответ” в форме “корон” и поместила их в уголке “Задача”. Дети надевали короны, брали в руки числа для составления условия, решения, ответа, и задача оживала перед детьми. Причем учащиеся строго контролировали себя и товарищей, чтобы каждый персонаж сказал только свою часть задачи. Так легко был решен вопрос усвоения детьми структуры задачи. Дети учебный материал поняли, а значит, не потеряли интерес к дальнейшей учебной деятельности.

    Знакомя детей с задачами на нахождение скорости, спрашиваю:

Ребята, кто из вас знает, что такое скорость?

Быстрота – отвечают одни.

Это, когда папа на машине быстро едет – говорят другие.

    Вместе с детьми начали определять скорость. На столе стояли три игрушки и часы с секундной стрелкой. К столу вышли три добровольца. Они “завели” игрушки, замерили расстояние, пройденное самолетом, грузовым и легковым автомобилем. Засекли время. Возникла догадка, чтобы найти скорость, надо расстояние поделить на время. А на доске нарисована таблица, связывающая компоненты движения, сюда занесли показатели каждого участвующего в опыте предмета.

Что же такое скорость? - спрашиваю детей во второй раз.

Ответ учащихся меня радует:

Это расстояние, пройденное в одну секунду.

Так с помощью игры дети учились рассуждать, делать выводы, сами выступали в роли экспертов.

    В совместной игре ребенок, начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициативность невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной.

    Часто, на уроке математики, во время устного счета или повторения, или закрепления изученного я использую книжки-задачки. Дети берут одну из тех, на обложке которой изображен, например, слон. Спрашиваю:

-Как вы думаете, ребята, о ком рассказывается в этой книжке- малышке? (Ответы детей.)

- Правильно. О слоне и слоненке. Откройте книжку.
Видите, в ней записана задача о слоне. Хотите ее решить?

Задача. Слониха имеет массу 6 т., а ее слоненок в 5 раз легче. Чему равна масса слоненка?

    У многих появилось желание сделать подобные книжки своими руками.

    Но прежде, чем приступить к работе, - предупредила я детей - сначала необходимо найти и прочитать информацию о каком-то животном или о природном явлении, а может быть и о событии. Такой материал можно найти на страницах детских газет и журналов, в детской энциклопедии, услышать по радио и телевизору. Когда материал подобран, дети, сначала под руководством учителя, а потом и самостоятельно составляют задачу, а затем приступают к изготовлению книжки. Детям приятно, когда учитель объявляет, что сегодня на уроке будем решать задачу, составленную Дашей или Владиком. Казалось бы, в такой форме работы нет ничего особенного, но при составлении маленькой книжечки реализуются большие образовательные и воспитательные задачи. У детей развивается познавательная активность, творчество, интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность.

    Помогают мне в работе и “сорбонки” (от названия парижского университета)- специальные карточки на одной стороне которой записывается пример табличного умножения или деления (2-3 класс), сложения и вычитания(1 класс), а на другой - результат. Ученик берет карточку, называет ответ и сразу может себя проверить (это очень важно), его правильность. Если ребенок назвал ответ правильно, то карточка сдвигается в правую сторону, при неправильном результате - в левую. Дальнейшая работа ведется только с колодой, где допущены ошибки. С каждым разом эта стопка уменьшается. Это победа! Сколько радости приносит это ребенку: “Я могу! У меня получается!” Работу с “сорбонками” можно проводить и со всем классом и индивидуально (ведь в каждом классе есть группа ребят с ослабленной памятью или рассеянным вниманием).

    Очень любят дети нестандартные уроки. Обычно, такие уроки провожу в завершении изучения темы, либо начиная новую. Использую следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины и т.д.); уроки - путешествия; уроки - фантазии: уроки - сказки, уроки – сюрпризы и др.

    Проведенный в 1 классе урок - сказка по теме: “Обобщение и закрепление знаний учащихся. “Прибавить и вычесть 2” цели достиг. Игра помогла выполнить поставленные задачи: проверить умение учащихся записывать числа цифрами; умение выбрать нужное арифметическое действие (сложение или вычитание) для решения задач и др.

    Дети с огромным желанием, помогая героям сказки “Гуси -лебеди”, составляли и решали задачи, работали по перфокартам, выполняли задания геометрического характера, упражнения на развитие внимания, памяти.

    Нестандартный урок оказал глубокое эмоциональное воздействие на детей, способствовал формированию более прочных, глубоких знаний. Нетрадиционная форма урока способствовала снятию внутреннего напряжения, скованности, которые свойственны многим детям. На таких уроках развивается речь, активизируется внимание детей, прививается интерес к предмету, воспитываются нравственные качества. И главное - всем интересно. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.   

    На уроках русского языка, я, как и многие другие учителя, часто использую занимательные стихи, беседы, игры, загадки. Они оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить новые термины.

При объяснении темы: “Родственные слова” провожу такую работу:

- Ребята, у вас есть родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (Родные люди, родственники).

В семье родственники похожи друг на друга. Дочь похожа на маму, мама на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап. Семьи бывают маленькие и большие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из 10-ти и больше человек. Вот и в русском языке есть слова - родственники. Эти слова близки по смыслу и чем-то похожи друг на друга. Рассмотрим семью из слов:

Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка...

Разбираем лексическое значение слов. Делаем вывод: “Слова близки по смыслу”.

А чем же они похоже друг на друга? - спрашиваю детей.

У всех слов повторяется общая часть рыб-, - отвечают ученики.

Выделяем общую часть во всех словах. Рассматриваем другие семьи слов. Проводим аналогичную работу. Говорю детям:

Слова родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова?

Слова близки по смыслу. У всех родственных слов есть общая часть.

После такой подготовительной беседы дети читают правило о родственных словах в учебнике. Им все понятно. Правило легко и быстро усваивается.

Затем предлагаю детям ряд заданий.

1.Послушайте внимательно сказку. Найдите все родственные слова. Читаю “Сказку про любопытную Елочку”
(приложение).

Дети быстро находят родственные слова: дочь Елочка, мама Елка, бабушка Ель - родственники. Еще раз читаю сказку, и дети называют остальные родственные слова: ельник, еловые. Записываем родственные слова. Делаем вывод.

Записываем предложение.

Дед Егор в густом л. су Встретил рыжую л. су.

Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, есть ли в предложении родственные слова.

3.Найдите в загадке слово, родственное отгадке.
Знакомя детей с понятием “корень” слова говорю:

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес - из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова, сделаны из “строительного материала”. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла. Самая главная из них “корень”.

Как? - спросите вы. Разве у слова может быть корень? Это же не растение. А вот послушайте. “Сказка о корне”. Приложение 2.
Материал такого характера, оживляет урок, помогает
быстрому усвоению нового материала.

Безошибочно видеть корень и другие части слова помогают стихи для запоминания значения каждой части слова.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
А при помощи приставки -
Образуются слова.

После корня он стоит
Перед окончанием его я,
если заменю,
другое слово получу,
Обозначу уголком
Называю суффиксом.

На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть
С другими словами держит связь
Окончанье он найдет
Его в рамочку возьмет.

Образное понимание образования слов показываю на примере наращивания дерева однокоренными словами. Предлагаю слова: мороз, сад, а также занимательный материал – например, разгадывание ребусов.

При закреплении темы “Состав слова” использую игру “Собери слово”.

Задание: запишите слово, в котором корень, как в слове красить, суффикс, как в слове березка, приставка, как в слове пошел, окончание, как в слове речка. (Покраска).

Знакомя с непроизносимыми согласными, рассказ сопровождаю стихами, от которых отталкиваюсь в объяснении материала.

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтоб “т” и “д” и “в” в них четко написать.

Рифма помогает быстрее запомнить это правило.

Изучая слова с непроверяемыми написаниями, я убедилась в том, что правописание этих слов запоминается быстро и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов - понятий, которыми пользуется человек в жизни.

Различные виды упражнений, письменных работ должны быть интересны детям, не должны быть отвлеченными от жизни.

Знакомлю учащихся со словом пальто. Для этого мы на один урок превращаемся в модельеров. Рассматриваем журналы мод, придумываем и зарисовываем новые модели пальто. Пробуем рекламировать модель, не употребляя трудные для написания слова. Например: “Удобное и красивое зимнее пальто. Воротник из меха. В нем Вам будет тепло даже в сильный мороз”. Кому же захочется выглядеть безграмотным, предлагая модель в журнал, который тут же, и сделан на уроке: скрепили листочки и мини-журнал готов. Такое усвоение понятий не занимает много времени при изучении темы урока, а наоборот работает на нее.

В. А. Сухомлинский писал: “Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно, как задания, но при выполнении их все-таки играли.

Включая в процесс обучения младших школьников игры и игровые моменты, я не забываю, что за игрой стоит урок - знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью. И в то же время помню, что игра для детей - это самая настоящая учеба, так как введение в урок занимательных упражнений, игр ненавязчиво обогащает словарный запас, активизирует внимание детей, расширяет кругозор, прививает интерес к предмету, развивает творческую фантазию, воспитывает нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одно зевающего на уроке!

И, наконец, игра - это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Я уверена, что обучать ребенка необходимо радостью, воспитывать его с большой любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении, похвале.