Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки «м, м», буквы «М, м» (закрепление). Чтение слов с буквой «м»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- закреплять полученные знания о букве м, звуках [м], [м’]; формирование умений выделять новые звуки, определять их местоположения в слове, различать мягкие и твердые согласные; отрабатывать навыки слогового чтения слов с изученными буквами;

- развивать речь, умения составлять предложения к иллюстрациям;

- воспитывать интерес к чтению, культуру речи.

Оборудование:

  • иллюстрация с изображением Мойдодыра;

  • слоговая таблица;

  • схема предложений;

  • набор картинок по режиму дня;

  • аудиозапись сказки “Мойдодыр”

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель:

- Звенит звонок, заливается
Смолкают детские голоса,
Наступает в школе тишина
У нас урок начинается

II. Повторение пройденного материала.

Учитель: - Какая бывает речь? Как передается устная речь, и как она воспринимается другими? Как передается письменная речь, и как мы ее понимаем? Из чего состоит речь? А из чего состоят предложения? Из чего состоят слова, слоги. А что такое звук? Буква?

Учитель: - Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке. Какие звуки обозначает на письме она?

Учитель: - Что мы знаем об этих звуках?

Ответы детей ( они согласные, твердые, мягкие).

Учитель: - Дома вам нужно было нарисовать, что напоминает новая буква, на что она похожа?

Учитель: - Какие рисунки вы нарисовали? На что похожа ваша буква? Что она вам напоминает?

Учитель: - Догадайтесь, что мне напоминает буква “эм” и изобразите это. (Дети встают, после того как учитель прочитал стихотворение, и берутся за руки, изображая букву “эм”)

Взявшись за руки, мы встали
И на "М" похожи стали.

Учитель: - Сегодня на уроке мы так же дружно, взявшись за руки отправляемся дальше в путешествие по стране Знаний. А вместе с нами будет путешествовать один очень интересный гость. Угадайте его. Он не любит грязных, неумытых, чумазых детей. Кто это?

Он великий умывальник
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок командир!

Учитель: - Правильно! Это Мойдодыр. Кто знает, что обозначает такое интересное имя? А может кто-то знает автора?

Учитель: - У нашего героя есть для вас задание.

На доске: К Л О А Н И Е Р Ы

Учитель: - Что это записано? (буквы)

Учитель: - На какие две группы можно их разделить?

Учитель: - Помогите Мойдодыру расставить отдельно гласные от согласных (к доске выходят два ученика)

Учитель: - Прочитайте буквы выставленные Димой. Какие звуки они обозначают? Какими они могут быть? (твердыми и мягкими)

Учитель: - Давайте прочитаем буквы выставленные Владом (хоровое чтение). Какие звуки они обозначают? Почему их относим к гласным?

Учитель: - Отчего зависит твердость и мягкость согласного? Назовите гласные, обозначающие твердость, мягкость согласного.

Работа со слоговой таблицей.

Учитель: - Назовите мягкие слоги – слияния, твердые.

Чтение слогов по таблице.

Рисунок 1.

- Составьте слова из слияний и букв этой таблицы.

Учитель: - Прочитайте по таблице слоги с разной интонацией (учитель показывает слоги) 1-й слог – с радостью, 2-й слог – с удивлением, 3-й слог – споем, 4-й слог – с грустью, 5-й слог – с вопросом, 6-й слог – с угрозой.

Чтение слогов одной строчки с разной громкостью (от тихого, до громкого; от громкого до тихого)

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем читать слова и предложения с изученными буквами. Вспомните, кто был главным героем, которого не любил Мойдодыр. Почему он к нему так относился?

Учитель: - А нам Мойдодыр предлагает прочитать рассказ о девочке, но сначала вам надо узнать ее имя. Прочитайте слова, которые написаны на доске (хоровое чтение)

Е ЛЕ НА

АН НА

НИ НА

КЛА ВА

Учитель: - Что написано. Как одним словом назвать? Что мы знаем об именах. Правильно ли они написаны?

Учитель: - Найдите имя, которое подходит к схеме: (на доске схема имени КЛАВА).

Учитель: - Давайте попробуем догадаться, о чем будет наш рассказ, для этого прочитайте слова – помощники, написанные на доске: (слова открываются по одному).

КРАН

Учитель: - О каком кране идет речь? Почему не можем сказать? Какое это слово?(многозначное)

РУКИ

МЫЛО

Учитель: - Выскажите свои предположения. О чем может быть наш рассказ.

Подготовительная работа к чтению рассказа.

Учитель: - А теперь давайте прочитаем трудные слова, которые встретятся в тексте (хором читают по слогам, с ударением, как говорим)

На доске:

ОТКРЫЛА

ТУАЛЕТНОЕ

СМОТРЕЛА

Работа с текстом, страница 90.

1. Хоровое чтение.

Учитель: - Почему в конце последнего предложения стоят три точки? Дополните его нужным словом.

- О ком прочитали?

IV. ФИЗМИНУТКА.

Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире -
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться три, четыре
И на месте поскакать.
На носки, потом на пятки
Все мы делаем зарядку.

V. Работа с текстом.

2. Жужжащее хоровое чтение.

Учитель: - Что делает девочка утром?

Учитель: - Кто еще умывается с Клавой?

Учитель: - Как она это делает?

3. Чтение цепочкой.

Работа с иллюстрацией.

Учитель: - Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? Придумайте свои предложения.

Учитель: - Ребята, посмотрите на доску. Что это?

На доске: схема предложения. I______ _____ _______ .

-Что вы можете сказать об этом предложении. Из скольких слов оно состоит? Что оно содержит? Подберите из текста предложение схеме (схеме соответствует предложение ОНА ОТКРЫЛА КРАН).

Работа над логическим ударением в предложении. Чтение предложения, выделение интонацией первого слова.

Учитель: - На что мы обращаем внимание, выделяя первое слово? Второе слово? Третье слово?

Учитель: - Составьте сами предложение, состоящее из трех слов по теме рассказа.

Учитель: - Сколько предложений в нашем тексте?

- Отгадайте загадку, составьте схему (один ученик у доски):

1. Ускользает, как живое, но не выпущу его я
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (МЫЛО)

Ученик объясняет свою схему.

Ученик: - В слове МЫЛО два слога, потому что в нем два гласных, первый МЫ – это твердое слияние, второй ЛО – тоже твердое слияние. Ударение падает на первый слог.

Остальные загадки дети только отгадывают.

2. Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит,
На себя я труд беру. Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю, ничего не забываю (мочалка).

3. Хвост из кости, а на спинке – щетинка (зубная щетка).

Учитель: - Как назвать эти предметы, одним словом?

Ученик: - Предметы личной гигиены.

Учитель: - А для чего они нужны? А вы соблюдаете правила личной гигиены?

Учитель: - После того как Клава умылась, заправила постель она идет завтракать. Придумайте ей меню, чтобы все слова начинались со звука М.

Ученики: - Манка, молоко, макароны, мед, малина, мандарины, мясо…

V. Закрепление пройденного.

Учитель: - Наш урок подходит к концу. Послушайте наставление Мойдодыра и назовите слова со звуками [м], [м’].

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А немытым трубочистам-
Стыд и срам, стыд и срам!

Учитель: - Подумайте, что общего у этих слов?

Ученики: - У них у всех согласный “м” твердый.

VI. Итог урока.

Учитель: - О каких звуках мы говорили?

Учитель: - Дайте их характеристику.

Учитель: - Какой буквой на письме обозначаются?

На доске: картинки с режимом дня.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

- Расставьте картинки в правильном порядке и прочитайте, что написано.

Дети выходят по одному и выставляют картинки в правильном порядке. Учитель из-под каждой картинке вынимает заранее прикрепленные слоги и вывешивает на доску:

МО - ЛОД - ЦЫ!

- Молодцы, вы хорошо поработали. Мойдодыр очень вами доволен и предлагает вам послушать его наставление (звучит аудиозапись финальной части сказки “Мойдодыр”).

Литература:

1. РУССКАЯ АЗБУКА. Просвещение. М. - 2002г.

2. В. Волина. Занимательное Азбуковедение. Просвещение. М.-1994г.

3. К. Чуковский. Сказки.