Разработка урока по русской литературе в 8-м классе по теме "Повесть о любви. Н.В. Гоголь. «Шинель»"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Провести анализ текста, определив тему “маленького человека”, бедного, мелкого чиновника;
  2. Закрепить представление учащихся о гуманизме.

Эпиграф: Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое. Н.Г. Чернышевский.

Оборудование: иллюстрации Кукриниксов к “Шинели”, книжка-раскладушка о жизни Н.В. Гоголя в Петербурге.

I. Вступительное слово учителя.

- Урок литературы посвятим анализу прочитанной нами повести Н.В. Гоголя “Шинель” и определим, почему повесть “о любви?”

Начнем с отрывка из рассказа Чехова “Крыжовник”.

“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто- нибудь с молоточком” и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о маленьких людях. Такими молоточками к нам приходят произведения А.С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и, конечно же, самого Чехова.

Особое место в этом ряду занимает повесть Н.В.Гоголя “Шинель”- “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В.Г. Белинского, “колоссальное произведение, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам предстоит сегодня выяснить.

Повесть Н.Гоголя относится к числу произведений о “маленьких людях”. Сопоставим их названия: “Медный всадник” и “Станционный смотритель” - А.С. Пушкина, “Бедные люди” - Ф. Достоевского, “Шинель” - Н.В.Гоголя. В центре произведений А.Пушкина и Ф.Достоевского – человек, у Н.Гоголя – вещь, затмившая человека. Шинель, сшитая Петровичем на генеральский манер, становится символом земного благополучия, власти и преуспевания: мундир, один мундир.

О действующих лицах повести можно сказать в точности, кто из них главный, кто – второстепенный.

Попытаемся прояснить авторское отношение к персонажу: сочувствует ли ему Н.Гоголь? Посмотрим, как автор представляет героя читателю.

II. Работа с текстом.

Итак, обратимся к тексту.

- В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? Почему автор не называет департамента, а в начале повести и имени чиновника? (Типичность образа, судьба Башмачкина это и судьба многих других, таких как он, “маленьких людей”.

- Найдите в повести картины Петербурга. (Фальконетов монумент – скульптор Э.М.Фальконе)

- Итак, место действия – Петербург – губитель душ, город, где царит и процветает пошлость. И Петербург – полноправный герой повести. Мир чиновников, в котором развивается конфликт произведения. Тема главного человека – тема “маленького человека” - тема, родившаяся в Петербурге. Петербургский климат, ускоривший смерть героя, петербургский ветер, улица – Гоголь делает город участником и причиной происходящих событий.

Каков Акакий Акакиевич в департаменте? С чем сравнивается главный герой повести? Прочитайте. (С мухой)

В чем смысл сравнения? ( В департ ...)

(первое сравнение встречается в самом начале повести, с него начинается рассказ об отношении к маленькому человеку в департаменте, где он служил. Это сравнение подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, вроде насекомого)

Обратим внимание на слова - уважение и сторожа ...

Каждый человек имеет право на уважение со стороны сослуживцев, коллег. И если уж сторожа смотрят на тебя как пустое место, это говорит о многом. Это характеристика не столько главного героя, сколько его сослуживцев.

Возникает вопрос:

Каково же отношение к этому человеку начальства?

Гоголь нашел интересное определение: холодно- деспотичное.

(самовластный, не считается с другими).

Расскажите о Башмачнике подробнее. Портрет.

  • как было дано имя герою?
  • какие строки говорят о предопределенности судьбы героя?

Подметки (в словаре) - подошва

Каков быт Акакия Акакиевича?

Одежда, еда с мухами.

Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? В чем видит причину?

(Гоголь не скрывает убожество внутреннего мира, его ограниченность, скудность интересов, неспособность логически мыслить, косноязычие).

  • - ничего не видел, кроме строчек
  • - не придавался никакому развлечению.
  • - он давно разучился думать.

Знакомимся мы и с тем, как чиновники проводят свое свободное время каждый в своем углу: театр, ухаживание за дамами, а в большей части – карточная игра.

В изображении Гоголя Акакий Акакиевич в нравственном смысле вовсе не ничтожное существо, он не насмехается над ним. Его человечность проявляется в доброжелательном отношении к людям, его трудолюбие, сознание служебного долга. Он погружался весь в работу, забывал и обиды, и шутку, даже заботу о личном уюте и о пище. Не он повинен в том, что его труд бесплоден. А бюрократическая система, “Петербургский климат”.

Однако писатель как бы прикрывает все эти отрицательные качества, а крупным планом дает другое.

- кроткость, душевное незлобие, безропотное терпение, забитого жизнью бедняка.

Имя Акакий - не делающий зла, невинный, незлобивый.

  • Какую роль играет эпизод о молодом чиновнике? (проникся жалостью к Башмачкину, состраданием).
  • Какие чувства вызывает у вас Башмачкин, разговаривая с Петровичем и с генералом во время аудиенции?
  • О чем свидетельствует его косноязычие?

Выглядит комически, но он не вызывает смех, и автор не смеется. Вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку.

Мотив гуманности и сострадания переплетается с сатирическим обличьем “бесчеловечья и грубости, царящих в жизни”.

Наряду со всеми действующими лицами автор включает ещё один персонаж, который заставляет Башмачкина обратить внимание на шинель. Что это за персонаж?

- Сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того.

- мороз.

8. Почему обыкновенное природное явление Гоголь называет сильным врагом?

(бывают беззащитны, от холода одежда - скудна)

  • Какую роль играет ветер?

(Злой ветер вынуждает на предприятие с шинелью. Ветер дул со всех сторон. Он сдувает его со света как будто и не было , т.е. являясь метафорой - полностью незащищенного положения).

Подруга жизни Башмачкина.

- Шинель.

Какие еще определения шинели встречаются в повести?

(стара шинель, утратив столь “благородное имя”, названа капотом, серпянкой).

Новая - вечная идея, подруга жизни, светлый гость.

Какой мех был выбран на воротник шинели?

- кошка

- Почему так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник.

(Забота о шинели связана с большим материальным напряжением

- екнуло сердце, пришлось голодать 2-3 месяца)

- Какие чувства вызывает у вас разговор с Петровичем? Чем является этот визит и как ведет себя Акакий Акакиевич? (Прежде всего, это поворот в судьбе. В то же время произошли большие изменения в его скудной духовной жизни, - появляются живые человеческие чувства).

Гоголь говорит:

“Он питался духовно, с этих пор его существование сделалось как то полнее, как будто он был не один, а какая - то приятная подруга жизни

Согласилась проходить с ним вместе жизненную дорогу".

Гоголь отмечает перемену, которая под влиянием мечты произошла в герое. Он стал живее, тверже характером, как человек, которая имеет определенную жизненную цель, стал смелее, решительнее, в глазах порой показывался огонь, а в голове мелькают дерзкие мысли.

Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель? Как изменилось положение Акакия Акакиевича в департаменте? (Новая шинель была замечена и произвела необыкновенное впечатление на чиновников – шинель тоже становится персонажем, ей уделяется больше внимания, чем тому, кто её носит. Благодаря новой шинели он был приглашен на чай к помощнику столоначальника и смог побывать в богатой части города: попадались бобровые воротники, мог себе позволить посмотреть на богатые витрины.)

Это могло бы помочь Башмачкину “попасть в статские советники”

- Награды.

Найдите в тексте слово об этом. В чем смысл?

Гоголь обращает наше внимание на несправедливое отношение к “маленькому человеку”, “который не умеет кусаться” и по натуре своей не честолюбив.

- Как случилось, что лишился новой шинели?

- Какие события повести по отношению к герою можно назвать бедствием? (В 12 часов – время опасное, не без страха вышел герой на бесконечную площадь, так лишился самого дорогого. Тотчас же от его смиренности ничего не осталось – будочник принял проклятие: “ни за чем не смотрите”).

(похищение шинели, встречи со значительным лицом”)

Эти события составляют кульминацию отдельных частей повести.

Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет ни имени, ни фамилии? Где он служит?

Характеристики: - придает иронический характер о значительном лице. Главное в его системе была строгость. Значительное лицо даже не заметило, что Акакий Акакиевичу было за 50 лет. После распекания вынесли почти без движения. Но и в предсмертном бреду, он оказался способным на протест: он “скверно жульничал”, произнося самые страшные слова.

- Какие чувства испытываете, читая заключение?

(Исчезло существо, никем не защищенное, никому недорогое, ни для кого неинтересное).

14. Почему Гоголь таким образом завершает повесть?

Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Это характеризует общество, где вместо человеколюбия и сострадания, господствуют жестокость, пошлость, зло.

Итак, гоголевская повесть густо населена персонажами разного чина и звания. Она воссоздает живой образ многолюдного Петербурга. Перефразируя слова Булгакова, поклонника Гоголя, о жителях гоголевского Петербурга можно сказать: “люди как люди… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… чиновный вопрос только испортил их…” А Чехов пошутил по этому поводу: “Мужчина состоит из мужа и чина”. В персонажах Гоголя мы узнаем себя и современное общество и делаем неутешительный вывод: что-то изменить в духовно-нравственном облике большинства людей, пробудить в них совесть невозможно обычными земными способами.

Идеей милосердия проникнута вся повесть. Все персонажи повести. За редким исключением, нарушают заповедь о любви к ближнему. Гоголь сострадает каждому из героев повести. Он заставляет читателя увидеть за смешным и обыденным поведением персонажей их расчеловечивание, забвение того, что так пронзило молодого чиновника “я брат твой”.

Назовите ключевое слово. Оно является ключевым и для всей повести: Г У М А Н И З М.

- Подберите родственные слова.

Гуманность, гуманный, гуманитарный, гуманизация.

Гуманизм, гуманность - человеколюбие.

Таким образом, несмотря на отсутствие в повести любовной линии, “Шинель” - повесть о любви”. Страницы ее полны любви автора к своим соотечественникам и будят в сердцах читателей то же чувство. Вспоминаются строчки из библии:

- Заповедь новую даю вам, да любите друг друга.

Возлюби ближнего своего, как самого себя”

“Золотое правило”. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Обратим внимание на эпиграф . Согласны ли с мнением Чернышевского?

(повесть усиливает гуманистическую идею)

Накажи его, “значительное лицо” - вышла бы скучная, нравоучительная сказка. Заставь переродиться - вышла бы ложь. Гоголь великолепно выбрал фантастическую форму, когда пошлость на мгновение прозрела. И.Ф. Анненский.