Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: предлог «НА»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: знакомство с предлогом на.

Задачи:

  • Образовательные:

1. Уточнить для детей пространственное отношение, выраженное предлогом на;

2. Учить употреблять предлог на с существительными в винительном и предложном падежах;

3. Активизировать словарь по теме: “Зимующие птицы”.

  • Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умение преобразовывать деформированную фразу; развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: сюжетная картина “Зимний парк”, предметные картинки: журавль, скворец, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, дятел, голубь, крыша, кошка, рогатка, ветка, клетка, кормушка.
  • Раздаточный материал: Игра “Собери птичку”, веточки.

Ход занятия

I. Орг.момент.

- Какое время года на улице?

- Сядет тот, кто назовёт зимнее словечко.

- Как звери подготовились к зиме?

- А птицы?

- Вы узнали этих птиц? Кто это? (журавль, скворец)

- Давайте, на минутку представим, что мы понимаем язык птиц.

Журавль: - Здравствуй, Скворушка!

Скворушка: - Что ты такой печальный, Журавль?

Ж.: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой-то серенький воробышек болтал, что бывает зима, какой-то трескучий мороз. Может это, правда?

Ск.: Пустая болтовня! Сколько лет живу на свете, но зимы не видел. Везде одно лето.

- Почему скворец и журавль утверждают, что нет зимы?

(Они перелётные птицы)

- Многие птицы улетают. А какие птицы остаются?

- Как называются эти птицы?

II. Отгадывание загадок ( закрепление лексики, развитие логического мышления)

- Догадайтесь, кто прилетел в наш зимний парк. Чтобы это узнать, нужно отгадать загадки.

Черная, как вар,
Кричит: “Карр!” (Ворона)

Вещунья белобока,
А зовут её… (Сорока)

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)

Жёлтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут её… (Синичка)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

Белый бок, серый бок –
Воркует нежно… (Голубок)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

- Молодцы! Посмотрите на наш “Зимний парк” <Рисунок1>

III. Сообщение темы занятия.

- Посмотрите сколько птиц. Какие они красивые! И каждая нашла себе место в нашем парке.

- Послушайте моё предложение: Голубь сел … скамейку.

- Какое слово потерялось в предложении? (НА)

- Скажите предложение правильно (Голубь сел на скамейку.)

- Сегодня на занятии мы познакомимся с маленьким словом “НА”

- Слово “на” обозначает, что предмет находится сверху, на чём-то, и обозначается вот такой схемой.

IV. Употребление предлога НА с существительными в винительном падеже.

- А теперь скажите, куда сели птицы, используя слово “на”

- Куда села синичка? (на кормушку)

- А сорока? (на пень)

- Куда уселся воробей? (на ветку), а ворона? (на снег)

- Снегирь? (на ель). Дятел? (на дерево).

- Какое маленькое словечко встретилось во всех наших предложениях?

- С этим словечком мы будем работать и дальше, но сначала немного отдохнём и изобразим снегирей.

V. Динамическая пауза. “Снегири”

Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку.)

(На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам.)

(По 2 поворота на каждую строку.)

(Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.)

VI. Преобразование деформированной фразы. Употребление предлога на с существительными в предложном падеже.

- Мы немножко отдохнули. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру “Путаница”

- Все слова в предложениях перепутались, нужно срочно “подружить” словечки, чтобы стало всем понятно, о чем говорится. В этом нам поможет схема предложения. <Рисунок2>

- Что нового вы заметили в схеме? (схема маленького слова “на”)

Воробей, на, чирикать, ветка – Воробей чирикает на ветке.
Пень, скакать, сорока, на
Кормушка, синица, клевать, на –
Дерево, на, дятел стучать –
Ворковать, скамейка, на, голубь –
На, каркать, снег, ворона –
Снегирь, сидеть, на, ель –

- Молодчины, очень хорошо справились с трудным заданием.

VII. Развитие внимания и памяти.

- А теперь я проверю ваше внимание: “День-ночь” (дети закрывают глаза)

“Кого не стало?” по сюжетной картине с проговариванием полного предложения с предлогом НА.

Например: Не стало голубя на скамейке.(воробья на ветке, сороки на пне, вороны на снегу)

- Какие птицы улетели из нашего парка? (воробей, сорока, голубь, ворона)

VIII. Составление простых предложений. <Рисунок3>

- Может, их что-то напугало?

- Посмотрите на мои картинки, и скажите, что из этих предметов может напугать птиц? (Птичку может напугать рогатка. Птичка боится кошки. Птица не любит клетку.)

- Чему рада птичка? (крыше – может укрыться от непогоды и врагов; кормушке – может всегда подкрепиться в голодное время, ветке - отдохнуть)

- Чем мы можем помочь птицам в холодное время года? (Сделать кормушки. Не забывать каждый день наполнять их свежим кормом.)

- Мы повесим наши кормушки на участке и будем каждый день кормить птиц и наблюдать за ними.

IX. Пальчиковая гимнастика. “Кормушка”

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

(На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

(Опять сжимают и разжимают кулачки.)

X. “Собери птичку” (индивидуальная работа)

- Какие части тела есть у любой птички? (Голова, клюв, туловище, крылья, лапки, хвост).

- А чем покрыто тело птиц? (пухом и перьями).

- Откройте конверты, посмотрите, что там лежит. Это не просто детали, а части тела разных птиц.

- Соберите своих птиц. <Рисунок4>

- Какие птички получились?

- Как вы догадались?

- Теперь я вам раздам веточки. Сделайте так, чтобы ваша птичка оказалась на веточке.

XI. Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось?

- Что больше всего понравилось?

- С каким маленьким словечком мы сегодня познакомились?

- Мне очень понравилось, как вы работали.