Урок по окружающему миру в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Задачи: Уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных; выявить признаки сходства млекопитающих животных-зверей.

Наглядность: Картинки животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Новая тема

Учитель предлагает детям поиграть в игру “Зоркий глаз”. На доску вывешиваются и закрываются около 10 картинок с изображением млекопитающих животных-зверей и 2 “лишние” картинки птица и насекомое.

Лиса, волк, заяц, еж, кот, медведь, дикий кабан, собака, лось, белка, стрекоза и воробей.

Учитель открывает доску на три четыре секунды и предлагает запомнить животных на картинках. Затем опять закрываются картинки.

Учитель просит назвать животных, которых они запомнили. По мере ответов ребят картинки открываются, и задается вопрос: А какие картинки здесь лишние?

Дети называют стрекоза и воробей.

Эти картинки снимаются с доски.

- Почему именно стрекоза и воробей, лишние картинки?

Дети выдвигают свои предположения. Например, что это насекомое и птица. Может быть по внешним данным или говорят, чем они питаются в отличие от других животных, количество ног, крылья и т.д.

- Чем похожи оставшиеся звери, изображенные на картинках?

Дети внимательно рассматривают картинке на доске и находят сходство и различие.

Тело покрыто шерстью, четыре ноги, пара передних и пара задних ног.

- А теперь вспомните, как звери готовятся к зиме.

Ребята вспоминают о том, что все животные меняют окрас (заяц, лиса, белка), запасают корм на зиму (белка, полевка). Еж, барсук. Медведь не делают запасов на зиму, они проводят это время в глубоком сне. Эти звери наедаются за лето и осень и становятся “жирными”. Жир-это запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира.

Работа в тетрадях для самостоятельных работ

Детям предлагается несколько картинок. Еж, белка, медведь, лиса, заяц, волк, полевка.

Задание: Раскрась тех зверей, которые не запасают корм на зиму.

- Как же живется зимой лесным зверям?

Дети выдвигают свои предположения.

- Откройте учебники. Кого вы видите на картинке?

- А всех ли зверей мы можем увидеть в зимнем лесу?

Дети утверждают, что белку в дупле они не видят, медведя в берлоге им тоже не видно, белого зайца на снегу то же трудно заметить.

- А какие животные живут в наших лесах?

Медведь, лось, заяц, лиса, белка, кабан, волки,….

- Знаете ли вы, как звери зимуют?

Ученики рассказывают то, что им известно. Обязательно этот разговор нужно закончить трудной жизнью зайца.

- Кто знает, какой зверь по снегу в лесу на лыжах бегает?

Дети высказывают свои предположения. Учитель добавляет рассказы ребят.

Заяц-беляк всю зиму в бегах. И пропал бы он, утонул бы по самые уши в глубоком лесном снегу, если бы не отрастала у него к зиме на лапах между пальцами густая лохматая шерсть. От этого лапа становится шире: беляк, словно лыжи надел.

- А теперь рассмотрим в учебнике следы зайца.

- Какой след передних лап, а какой задних лап?

- Отличаются следы задних от передних лап?

- Почему следы задних лап длиннее передних?

- А ты знаешь, что бежит заяц задними ногами вперед? Поднимая на бегу короткие передние лапы, он выбрасывает вперед длинные задние лапы.

- Как вы думаете, ждут зайцы снега? Почему?

Дети высказывают свои предположения.

С наступлением холодов заяц меняет шубку и становится белый, но не всегда с холодом на землю ложится снег. В белой шубке, пока нет снега, заяц на виду у всех врагов. Оттого и ждут зайцы снега как избавление от страха.

Спасает снег зайцев и от холода. В сильные морозы и бураны забираются они на отдых в снежные норы - пещеры под стволами поваленных деревьев, среди засыпанных снегом кустов.

А слабеет мороз, так прямо в снегу спят косые. Утопчет заяц снег под собой и ляжет. Подтает снег и получится ямка. Снизу и с боков снег, а мороз выставлены загривок да спина, где шерсть подлиннее и погуще.

Зимой под снегом не найти зайцам зеленых побегов. Приходится грызть горькую кору и жесткие ветки. Вкусная молодая кора, самые тонкие веточки высоко, не достать. И живут в начале зимы зайцы впроголодь, ждут, когда навалит больше снега. Падает снег на ветки деревьев и кустов, пригибает их к земле.

Чем больше снега зимой, тем зайцам лучше. Нельзя косым без снега.

Далее в учебнике рассматривают ученики оставшиеся следы.

- Каких лесных животных следы ты узнал?

Следы медведя, лисы, лося, белки.

- Какие различия между передними и задними лапами?

- Почему след задних лап почти у всех животных больше, чем след передних лап?

А теперь представьте, что вы “Зеленые береты”. Вы охраняете зверей. Помогаете зимой выжить. И чтобы их накормить вы должны определить по следам кто приходит к вашей кормушке лоси или кабаны?

Лоси.

- А что вам известно о жизни лося зимой?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель обобщает детские высказывания.

У лося бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает от мороза. К тому же лоси прекрасно научились пользоваться для защиты от холода снегом. Лежка лося это яма в снегу с заледеневшими стенками, подтаявшими от тепла его большого тела. По форме она напоминает корыто, на дне которого животные прячутся от зимней стужи. При небольшом снеге они передвигаются легко. Но когда глубина снега больше чем полметра, ходить им тяжело. Но самое страшное для лосей, когда поверхность снега после оттепели покрывается твердой ледяной коркой-настом. Наст ломается под тяжестью огромного зверя. Лоси режут ноги об острый, как лезвие ножа, отломанный край. Таким животным трудно спастись от хищников.

Давайте рассмотрим следы на картинке и найдем их сходства и различие.

Дети высказывают свои предположения.

Посмотрите еще раз в учебник на животных.

- Назовите известных вам животных?

- Какие животные с приближением зимы меняют окраску?

- Как вы думаете, каким животным зимой нужна помощь людей?

- А какую помощь вы могли бы оказать животным в зимнее время?

Домашнее задание.

Рассмотрите на снегу следы домашних животных и нарисуйте их. Расспросите родителей, что они знают, как зимуют волк и лиса, кабан и медведь.