Урок в 5-м классе по литературе "Лирика Пушкина"

Разделы: Литература


Цели урока: показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство в создании картин зимнего пейзажа; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русскому искусству.

План урока:

  1. Повторение.
  2. Чтение и частичный анализ стихов.
  3. Сообщение ученика.
  4. Словарная работа.
  5. Подведение итогов.

Словарная работа: пейзаж; синонимический ряд – буря, непогода, снежная круговерть, буран, вьюга; градация, кровля, куртины.

Оборудование: репродукции картин художников-пейзажистов, музыка П.И.Чайковского, художественное фото, презентация (прилагается).

Ход урока.

1. Повторение.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

– Вспомните, что такое пейзаж?

(На первом слайде: Пейзаж – это изображение природы в искусстве.)

– Давайте посмотрим на доску и послушаем музыку. (Звучит музыка П.И.Чайковского, показываются слайды с репродукциями картин русских художников, художественное фото современных авторов)

– Что изображено на картинах и фото? Чья музыка звучит?

– Что вам кажется радостным и что печальным в зимней природе? Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски в нем преобладают? Чем красива зима?

– А как вы думаете, легче или труднее изобразить картины природы средствами литературы?

(Понимаем, что вопрос несколько неправомерен, но он разбудит мысль и творческое воображение ребенка.)

- С какими пейзажными стихами Пушкина вы встречались в начальной школе? Процитируйте по памяти вспомнившиеся строчки. (2-3 отрывка читают дети)

2. Чтение и частичный анализ стихов.

ТЕМА “ПОЭТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ ЗИМЫ В СТИХАХ ПУШКИНА”.

(На слайде: тема урока и портрет А.С Пушкина)

Слово учителя. Большинство из стихотворений, предложенных в вашем учебнике, имеют отношение к михайловскому периоду (август 1824 – сентябрь 1826) жизни Пушкина (“Зимний вечер” 1825, “Зимняя дорога” и “Няне” 1826). Вы помните, что пребывание поэта в Михайловском было вынужденным, а круг его общения крайне ограниченным. Такой был Пушкин в это время (репродукция картины П.П. Кончаловского “Пушкин в Михайловском. Фрагмент”, фото кабинета поэта в Михайловском). Представим, что мы, пройдя по главной аллее михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных, рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелек, а вернее сказать, избушка из 2-х комнаток. Это домик няни. (На слайде – фото домика няни).

Арина Родионовна, когда Пушкин жил в Михайловском, была там главной хозяйкой, ее заботами поддерживался дом. Но, пожалуй, еще важнее было то, что душевное ее участие обогревало поэта и что она была первым слушателем и ценителем ее произведений. Арину Родионовну знали и любили друзья Пушкина, навещавшие его в изгнании. (На слайде: репродукция картины Н.Ге “Пушкин и Пущин в Михайловском”) (Чтение стихотворения “Няне” учеником).

Краткий анализ стихотворения.

  • Каков жанр этого стихотворения? (Послание)
  • Какова форма обращения поэта к няне? Что стоит за этими словами?
  • Какие слова помогают понять внутреннее состояние лирической героини? Как удалось Пушкину передать мотив горестного ожидания?
  • Какие слова и выражения навеяны фольклорными источниками? (Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах…)
  • Каким чувством окрашено стихотворение?
  • Дороги Пушкину эти минуты. И вот он уже сам читает своей старенькой “подружке” – няне стихи, которые, можно сказать, не сочинились, а просто вылились из сердца.

(Чтение стихотворения “Зимний вечер”)

Анализ стихотворения.

  • Почему мы с уверенностью можем сказать, что строки этого стихотворения тоже обращены к Арине Родионовне, ведь она нигде не названа по имени?
  • Портрет няни нарисован на фоне разбушевавшейся непогоды. Какие художественные средства помогают ее представить? (олицетворения, сравнения, звуки)

Выразительное чтение стихотворений “Зимняя дорога” и “Бесы”.

  • Что общего в этих стихотворениях? (Зимняя непогода передается глазами путников).

На уроке позвучали стихотворения, рисующие картины зимнего пейзажа. Но как он не похож на тот, который мы слышим, чувствуем в знаменитых и, надеемся, знакомых пушкинских строчках: (Звучит стихотворение “Зимнее утро” в исполнении ученика. Слайд: фото зимнего пейзажа)

  • Это одно из самых светлых стихотворений Пушкина: радость наслаждения красотой не омрачена здесь никакими грустными раздумьями. В нем отражается душевное состояние, переживания поэта.

Годы ссылки Пушкина в Михайловское, судя по всем материалам того времени, были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное, творческого вдохновения.

3. Сообщение ученика.

– Изображения зимнего пейзажа присутствует и в романе в стихах “Евгений Онегин”. Расскажет нам об этом Овсянникова Юля.

Зимний пейзаж в романе “Евгений Онегин” А.С.Пушкина.

В романе А.С.Пушкина мы можем встретить небольшие отрывки, отступления, в которых описывается природа.

В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых во дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Такими красивыми строчками автор рисует начало русской зимы. Во многих строках он показывает жизнь деревенских людей:

Зима!. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и грустно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Пушкин любит своих героев, поэтому через описание природы он хочет показать яркими их чувства и мысли:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…

Даже в описании сна главной героини Татьяны автор романа пытается нарисовать зимний лес наиболее точно, чтобы читатель легко смог представить все происходящее:

Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных…

4.Словарная работа.

В текстах стихотворений мы встретились с незнакомыми вам словами, давайте вспомним их и запишем.

Непогода, вьюга, снежная круговерть, буран, буря. – Близки ли по значению эти слова? Как называются такие слова? А как расположены эти синонимы, в порядке возрастания или убывания признака? (На слайде слова)

Такой художественный прием, при котором синонимы располагаются в порядке возрастания или убывания, называется градацией.

Кровля – крыша, настил на стропилах. Куртина – цветочная грядка, клумба (устаревшее слово).

5. Подведение итогов.

– Итак, картины зимы у А.С.Пушкина очень разные. Это и страшные картины в “Бесах”, и буря в “Зимнем вечере”, и “отуманненный” лунный лик в “Зимней дороге”, и роскошь яркого зимнего дня в стихотворении “Зимнее утро”. – А какие картины, созданные поэтом, особенно запомнились вам?

Оценки за урок. Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть, нарисовать зимний пейзаж (по желанию). (На слайде)

Презентация