Программа кружка для учащихся 5-х классов "О живом на свете в сказках, красках, цвете"

Разделы: Внеклассная работа


Учитывая, что учащиеся 5-х классов получают минимум биологического образования, именно поэтому данный кружок позволяет восполнить знания по предмету биология. Учитывая возрастные особенности учеников, изучаемые объекты в данном кружке рассматриваются с использованием принципов доступности, образности, эмоционального воздействия, развития творческого воображения. Курс направлен на привлечение внимания к предмету биология, а так же на повышение интереса к изучаемому предмету и способствует развитию разнообразно реализовывать свою творческую фантазию (направленность). На кружке используется теоретические, творческие, практические знания и навыки, которые подчеркивают уникальность, неоценимое значение, таинственные взаимосвязи живых организмов. Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

  1. Познакомить учащихся с разными представителями 4-х царств, с их строением, образом жизни и роли в природе.
  2. Научить оформлять полученный материал в рисунках, стихах, в сказках.
  3. Показать, что окружающий нас живой мир интересен и увлекателен.
  4. Научить работать самостоятельно с книгой, отбирая наиболее интересный материал.

Для эффективности восприятия изучаемого объекта использую: рисунки, сказки, легенды, DVD-фильмы, раскраски, творческие задания.

Планируемые результаты: после каждой изученной темы оформлять выставки творческих работ, прослушивание стихов, сказок, а лучшие сказки оформлять в постановки с учащимися, посещающих кружок, стихи, сказки использовать на уроках биологии в других классах в соответствии с темами.

Содержание программы.

I. Знакомство с миром растений (24 часа)

На этот раздел отведено 12 часов теоретических занятий и 12 часов творческих занятий. Поднимаются вопросы истории развития науки ботаники, систематика растений, строение органов и самого растения, лекарственные растения г. Печоры, растения для человека, его плоды, цветы, семена. После каждого теоретического объема для закрепления материала выполняется, разная практическая часть: это зарисовки и выполнение схем, таблиц, а так же сочинение стихов, сказок, рассказов и работа с микроскопом, изготовление паспортов.

II. Знакомство с жизнью животных (28 часов)

На этот раздел отведено 14 часов теории и 14 часов закрепления материала посредством составления таблиц, схем, рисунков. Изучаются вопросы строения, систематики, роли в живой природе, а так же интересные события среди животных и их необыкновенные приспособления к жизни. Уделяются занятия истории возникновения человека в животном мире.

III. Знакомство с человеком (6 часов)

На этот раздел отведено 6 часов. В нем рассматриваются такие вопросы, как рождение человека, почему люди говорят на разных языках и имеют разный цвет кожи, самые самые…среди людей. Практические работы: работа с дополнительными источниками-справочниками, энциклопедиями и специальной литературой, составление таблицы.

IV. Знакомство с царством Бактерий (6 часов)

На этот раздел отводится 6 часов. Поднимаются вопросы строения, движения, размножения бактерий, а так же роль в эволюционном развитии живых организмов. Строение вируса. Практические работы: зарисовки строения, схемы размножения, работы с дополнительными источниками: справочниками, энциклопедиями.

V. Грибы и Лишайники (4 часа)

В этом разделе рассматриваются вопросы практических знаний в жизни человека. Грибы съедобные и ядовитые, грибы-двойники. Лишайники и их роль в природе, многообразие, строение. Практические работы: работа с муляжами грибов, работа с микроскопом-рассмотрение тела лишайника под микроскопом. Экскурсия – “В поисках лишайника”.

Тематическое планирование.

№ п\п Разделы Количество часов (теоретические, творческие занятия Практическая часть
1 Знакомство с миром Растений 24 (12+12) Строение растительной клетки под микроскопом. Строение семени и рассмотрение его од лупой. Зарисовки строения цветка, плода, семени, клетки.
2 Знакомство с жизнью Животных 28 (14+14) Составление таблиц по особенностям строения, зарисовки изучаемых объектов. Работа с микроскопом – строение простейших.
3 Знакомство с Человеком 6 (3+3) Работа со справочным материалом. Составление таблицы “Человеческие расы”.
4 Знакомство с царством Бактерий, неклеточная форма жизни - Вирус 6 (3+3) Схема строения бактерий, вируса. Работа с дополнительным источником.
5 Грибы и Лишайники 4 (2+2) Работа с муляжами грибов, зарисовки схемы размножения. Рассмотрение тела лишайника под микроскопом. Экскурсия.

Знания и умения:

1. Отличительные признаки живых организмов.

2. Систематические группы живых организмов.

3. Отличительные признаки строения живых организмов.

4. Интересное из жизни разных организмов.

1.Зарисовать организмы, органы.

2. Сравнить и выявить сходство и различия.

3. Рассказать об изучаемом объекте – особенности строения

4. Придумывать и сочинять истории, сказки, стихи

 ПОУРОЧНОЕ – тематическое планирование.

№ п\п Содержание материала Кол-во часов (теоретические занятия, творческие) Тема сквозного повторения Это интересно Творческие и практические работы

I. Знакомство с миром Растений.

1, 2 История развития науки ботаника. 1 + 1 Выдающиеся светила в становлении ботаники. История открытия микроскопа. Правила работы с микроскопом
3, 4 Растительная клетка и ее строение. 1 + 1 Рассказать роль оболочки, цитоплазмы, ядра. Что внутри клетки? Рассмотрение растительной клетки под микроскопом
5, 6 Многообразие растений. 1 + 1 Отделы и характерные признаки отделов. Из жизни водорослей, мхов, папоротников, голосеменных, цветковых растений. Составить таблицу по теме “Систематика растений”.
7, 8 Водоросли, кто они? 1 + 1 Характерные морфологические признаки. Хлорелла в космосе. Составление паспорта “гражданки Водоросли”.
9, 10 Мхи – с корнями, но без корней. 1 + 1 Биология о мхах. Мхи во время ВОВ Составление паспорта “Гражданина Мха”.
11, 12 Папоротники, они цветут? 1 + 1 Вайи, корневище, фертильность, сорусы. Легенда о цветке папоротника Розыск цветка – игра.
13, 14 Строение и образование споры. 1 + 1 Спора – орган распространения и размножения споровых растений. Сколько дней дано споре Стихотворение спора – орган размножения.
15,16 Голосеменные – хвойные. 1 + 1 Волшебные шишки. Секвойя, гингко. Сравнение споры и семени (составление таблицы с рисунками).
17, 18 Цветковые растения. 1 + 1 Строение цветка. Самый большой. Зарисовка в цвете.
19, 20 Многообразие цветковых растений. 1 + 1 Семейства. Формулы. Сказка о цветках (сочинение).
21,22 Лекарственные растения г. Печора. 1 + 1 Одуванчик, подорожник Сказка - легенда. Зарисовка в цвете: “Зеленая аптека”.
23,24 Современный взгляд на растительный мир. 1 + 1 Состояние растительного мира Зеленый патруль. Письмо в будущее (сочинение).

II. Знакомство с жизнью Животных.

25, 26 Простейшие. Многообразие. 1 + 1 Характеристика, строение. Самая быстрая туфелька. Пластилиновые формы простейших.
27,28 Жизнь простейших. 1 + 1 Циста, размножение. Малярия Сказка “Встреча простейших”.
29,30 Губка – разве это животное. 1 + 1 Детали строения. Регенерация Работа с научной литературой.
31,32 Полипы, медузы. 1 + 1 Деревья и цветы моря. Гидра наизнанку Лепка из пластилина: Полип + медуза = сидячая форма +подвижная
33,34 Черви. Многообразие. 1 + 1 Они похожи, но… Неужели они обучаемы Аппликация: Система органов червей.
35,36 Мягкотелые. 1 + 1 Реактивные, глазастые. История большой жемчужины Словесные портреты.
37,38 Раки, пауки, насекомые. 1 + 1 Характерные признаки. Легенда “Арахна” Планктон в микроскоп.
39,40 Отряды насекомых. 1 + 1 Бабочка, муха – цеце и др. Перелеты бабочек Работа с определителями. Бабочковые деревья, сонная болезнь, комар Анофелис. Оформление зоомузея.
41,42 Мезозой.

 

1 + 1 Страшно, аж жуть! Легенда о динозаврах Письмо из прошлого (сочинение).
43,44 Акулы, химеры, скаты. 1 + 1 Жизнь в воде. Никогда не спит. Зарисовки в цвете.
45,46 Латимерия. 1 + 1 Целокант. Письмо профессора Смита. Зарисовки в цвете.
47,48 Лягушки, саламандры, червяги. 1 + 1 Метаморфозы. Жаба - повитуха. Дискуссия “Вперед за истиной”: ЖЦР лягушки, аксолотль > американский амбистом?
49,50 А-а… крокодилы, черепахи, змеи и гаттерия. 1 + 1 Яйцо, настоящие сухопутные. Заботливые мамы. Составление загадок: У них есть свои плюсы.
51, 52 Птицы и млекопитающие. 1 + 1 Летающие и нелетающие. Появление человека. Легенда происхождения человека. Сочинение: Их вернуть невозможно. Твой рассказ о человеке.

III. Знакомство с Человеком.

53, 54 Рождение человека на Земле. 1 + 1 Эволюция человека. На 90% мы похожи Сочинение, стихи: Гимн Человеку!
55,56 Цвет кожи. 1 + 1 Расы. Африканское Гетто. Таблица.
57,58 Самые, самые… 1 + 1 Большие, умные, сильные… Масса головного мозга выдающихся людей. О себе! (сочинение, стихи)

IV. Знакомство с царством Бактерий. Вирусы.

59,60 Многообразие. 1 + 1 Строение, формы. Молочно-кислые продукты. Зарисовки в цвете.
61,62 Движение, роль бактерий. 1 + 1 Размножение. А вы так умеете? Я б в бактерии пошел…(сочинение, стихи).
63,64 Вирусы. 1 + 1 Неклеточная форма жизни. ВИЧ, СПИД Я никогда не буду… (правила).

V. Грибы и лишайники.

65,66 Грибы съедобные и ядовитые. 1 + 1 Трубчатые и шляпные. Где искать гриб. Грибные муляжи (лепка из пластилина).
67,68 Лишайники. 1 + 1 Гриб + водоросль. Индикатор воздуха. Экскурсия.

Оценка

В данном курсе каждый ученик за свою творческую работу получает “плюс”. Плюсы выставляются в рабочей тетради ученика. Пять “плюсов” дает право получения оценки “отлично”, которая выставляется в журнал учителя.

Самые лучшие творческие работы будут демонстрироваться на уроках биологии или выставляться в классе в специально отведенном месте.

Заключение

Биологические аспекты безграничны. Перед учителем всегда встает вопрос: как развить интерес к предмету, способствовать мыслительной деятельности учеников. И если моя программа кружка повысит активность в проявлении познания предмета биологии, то цель будет достигнута. Родится ученик – исследователь, для которого откроются широкие возможности развития творческой личности и думающего ученика. И еще, ведь только пробудив интерес к предмету можно понять: насколько этот предмет интересен!?

Литература

  1. Сергей Ивченко “Занимательно в ботанике”, Смоленск, “Русич”, 2001г.
  2. Тудор Оприш “Мир Растений”, Бухарест, “ИО КРЯНТЭ”, 1986г.
  3. “Все обо всем. Жизнь Растений”, “Астрель”, 2001г.
  4. И.Акумушкин “Мир Животных”, М., “Мысль”, 1998г.
  5. Юдин “Главное чудо света”, М., “Монолог”, 1995г.
  6. В.В.Захаров, Н.И.Сонин “Многообразие живых организмов”, М., “Дрофа”, 2002г.
  7. О.Н.Пономарев, Н.М.Чернова “Основы экологии”, М., “Дрофа”, 2001г.
  8. В.В.Захаров, Н.И.Сонин “Биология. Живой организм”, М., “Дрофа”, 2001г.