Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок по математике в 1-м классе "Состав числа 7"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • познакомить с составом числа 7;
  • закреплять знания состава чисел 2-6;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • тренировать внимание;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать любознательность.

Оборудование:

  • учебник “Математика”, 1класс, Истомина Н.Б.;
  • веер с цифрами;
  • набор картинок с шариками;
  • геометрический материал.

Ход урока

1. Оргмомент

-Здравствуйте, ребята.

Начинаем урок математики. Сегодня мы отправимся с вами в сказочное путешествие по стране “Математика”. Но сначала мне хотелось бы узнать: “А любите ли вы сказки?” (Дети: “Да.”).

- А волшебство?

(Дети: “Да”)

-В сказках очень часто встречаются волшебные цветы. Может вы их назовёте? (“Аленький цветочек”, “Цветик-семицветик”)

-А кто может сказать, почему волшебный цветок назвали цветик-семицветик?

(Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

-Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, вспомните, а где ещё встречается такое сочетание цветов?

(Дети: У радуги тоже 7 цветов.)

-А для того, чтобы легче запомнить название и расположение цветов в радуге придумали стихотворение: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Давайте его повторим и запомним.

-По стране “Математика” мы будем путешествовать с цветиком- семицветиком. Этот цветок исполнит любое наше желание, но чтобы желание исполнилось нужно сказать волшебные слова:

“Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели”.

(Дети повторяют заклинание).

2. Устный счёт

-Вели, чтобы мы побывали в сказочной стране “Математика” и узнали много интересного. Отрываем первый лепесток “красный”. Мы попали в город “Весёлый счёт”.

(Детям предлагаются разноуровневые задания. Учитель заготовил картинки: грибочки и зайчики. Он раздаёт их в соответствии с уровнем подготовки детей: с высоким уровнем -зайчики, с низким- грибочки.)

1. Задание: у кого грибочки - считают от 0 до 10 через 1;
у кого зайчики - считают от 11 до 20 по порядку.

2. Весь класс считает от 10 до 1 – обратный счёт.

3. По вееру: учитель называет число, а дети показывают следующее при счёте, а затем предыдущее при счёте.

-Молодцы, хорошо справились с заданием!

Отправляемся дальше, отрываем следующий лепесток “оранжевый”, читаем:

3. “Геометрия”.

Мы в городе “Геометрия”, задания будут связаны с геометрическим материалом.( На доске - лист ватмана с начерченной фигурой 14-угольника)

Задание: 1.Что изображено на листе бумаги? (геометрическая фигура- многоугольник);
2.Из чего состоит эта фигура? (из сторон и углов);
3.Сколько сторон у этой фигуры? (14)
4.Сколько углов у многоугольника?(14).
5. Как назовём эту геометрическую фигуру?(14-угольник)

-Правильно, но у нас с вами ещё есть одно задание. Хотите его узнать?

-Мы с вами познакомились со многими геометрическими фигурами, и сейчас проверим, как вы их запомнили. Я буду называть фигуру, а вы её изображать в тетради.

Фигуры: прямая линия, отрезок, замкнутая линия, луч, незамкнутая кривая линия, точка,квадрат.

-А сейчас проверьте правильность выполнения задания у своего соседа (взаимопроверка).

-Встаньте те, у кого задание выполнено правильно. Молодцы! Движемся дальше. Отрываем жёлтый лепесток, читаем:

4.“Математическое выражение”.

Нам по пути встретился город “ Математическое выражение”.

-Что такое математическое выражение? (указать определение)**

-Какие вы знаете математические знаки?(=,) -Правильно. Чтобы справиться со следующим заданием нужно расставить знаки в математических выражениях, которые записаны на листочках. (У каждого ребёнка на парте листок с заданием. Задания даны по вариантам).

-Давайте проверим выполнение этого задания по вариантам, читая по цепочке.

-Мы славно потрудились, пора и отдохнуть.

5. Отрываем зелёный лепесток, читаем: “Физминутка”.

-Ребята, вспомним ещё раз наше заклинание, оно поможет нам провести физминутку. (Дети произносят заклинание и выполняют различные движения).

В конце физминутки все вместе произносят слова: “Вели, чтобы мы справились со всеми заданиями!”.

6.Состав числа.

Отрываем следующий лепесток - голубой. Читаем: “Состав числа”. Мы держим путь в город “ Состав числа”.

-Давайте вспомним состав каких чисел мы уже изучили? (от 2 до 6).

-Возьмите веер, поработаем с составом чисел 2-6.

(Учитель задаёт задание, дети показывают ответ. Например, 3 - это 2 и сколько(дети показывают 1), и т.п).

-Назовите из чисел от 1 до 6 чётные и нечётные.

-Хорошо. Движемся дальше.

7. Новая тема.

-Отрываем синий лепесток, читаем: “Открытие”. Наконец-то мы добрались до самого интересного города, здесь нас ждут новые открытия.

-Если вы были очень внимательными во время путешествия, то без труда ответите на мой вопрос. Внимание, вопрос: “Какое число от 1 до 10 встречалось на нашем пути чаще других?”. Правильно, это число 7. Назовите те случаи, где мы встретили это число.( У цветика-семицветика 7 лепестков, у радуги 7 цветов, геометрических фигур было 7, на листочках – 7 математических выражений).

-Правильно. Вы очень внимательные путешественники.

-Вспомните, пожалуйста, как называлась наша геометрическая фигура, с которой мы познакомились в городе “Геометрия”?.

-Правильно, это - 14-угольник. Подумайте, а если разделить эту фигуру пополам, то какие две геометрические фигуры получатся? Умницы, конечно же получается два 7- угольника.

Сделаем вывод о том, из каких двух одинаковых чисел состоит число 14.

-Верно, 14 - это 7 и 7.

-Нам осталось заселить домик под № 7 жильцами. Будем работать вместе, а помогут нам в работе воздушные шарики. (Учитель заранее заготовил из цветной бумаги 7 шариков 1 - большого размера в виде “ колбаски”, 6-маленького размера (1 - в виде “колбаски”,5-овальные), по цвету: 3-красных, 4-белых).

Шарики крепятся на доске. Там же находится “домик №7” (это модель домика с 6 пустыми окошками.)

-Посчитайте шарики, сколько их? (7) Какие они по размеру? (1- большой, 6- маленьких). Значит первые жильцы - это числа 1 и 6 . Давайте поселим их в домик. (Один ученик вставляет карточки с цифрами 1 и 6 в пустые окошки).

-Теперь посмотрите на форму шариков. Какие они по форме? (2 - в виде “колбаски”, 5-овальные). Следующими жильцами будут числа 2 и 5. ( Другой ученик вставляет цифры 2 и 5 в пустые окошки).

-Рассмотрим цвет шариков. (3-красные, 4-белые). Заселим последние пустые окошки жильцами. (Третий ученик вставляет карточки с цифрами 3 и 4 в пустые окошки).

-Вот наш домик под № 7 оказался заселенным. Давайте повторим ещё раз, какие жильцы поселились в наш домик.

1 и 6
6 и 1
2 и 5
5 и 2
3 и 4
4 и 3

-Вот мы с вами и познакомились с составом числа 7. Откройте учебники и проверьте, правильно ли составлена наша таблица. (Дети проверяют таблицу по учебнику и делают вывод: “Наша таблица такая же, как в учебнике, значит, мы правильно нашли, из каких пар чисел состоит число 7”.)

-Ребята вам нужно постараться запомнить эту таблицу, так как она будет помогать нам в дальнейшей работе на уроках математики.

–Но наше путешествие на этом не закончилось. Посмотрите на цветик-семицветик, у него остался ещё один лепесток - фиолетовый. (Один ученик отрывает лепесток, дети читают название:

8 “Логика”)

-Наш путь заканчивается в городе “ Логика”. Сейчас нам предстоит разгадать головоломки.

1. (На доске открывается запись поговорки, которая рассыпалась. Дети должны собрать поговорку, расположив карто