Урок математики в 3-м классе по теме "Письменное сложение трехзначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Отрабатывать навыки устного и письменного сложения и вычитания в пределах 1000.
  2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
  3. Развивать познавательный интерес.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Есть ссора иль сраженье,
Не получится сложенья.
Мы числа трёхзначные
Складывать и вычитать будем.
Я верю, что ждёт вас успех.
Потому что, кто старается всё получается у тех.

- На уроке мы будем не только совершенствовать вычислительные навыки, но и говорить о здоровом образе жизни. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»?      (Ответы детей).

Девизы нашего урока:

Здоровье – энергия и радость жизни. Так интересно жить, когда здоров я!!!

III. Устный счёт.  См. Приложение 2.               

– Каждое задание зашифровано буквой. Задание выполняется – буква открывается.

А сейчас нас ждёт весёлый
И серьёзный устный счёт.

Внимание, внимание! Начнём соревнование. 

1. На стадионных дорожках
    Бегуны «понарошку».
    На старт встали.
    Сейчас узнаем, кто достоин медали.                                   Г

* Сколько сотен в числе 674? 531? 208?

* Сколько десятков в числе 124? 39? 518? 12?

* Сколько единиц в числе 420? 816? 607?

2. Числа в порядке возрастания расставляйте –
    Количество спортсменов узнавайте.                                                Р

697,  607,  640,  658,  631,  672
804,  837,  890,  830,  896,  880

3. Это ни для кого не новинка,
    Перед стартом нужна «Разминка».                                            Е

(Задачу читает учитель.)

Бегут 20 спортсменов каждый четвёртый в красной форме, остальные в белых. Сколько спортсменов в красной форме, а, сколько в белой?

(20 : 4 = 5 в красной форме;   20 – 5 = 15 в белой форме).

4. Наш стадион велотрек. Кто быстрее пройдёт дистанцию!

- Какое выражение записано, верно?

а)  (720 + 80) : 500 = 100                                                    в) 16 • 6 – 8 = 72
     (720 + 80) – 500 = 300                                                        16 • 6 : 8 = 72
     (720 + 80) + 500 = 800                                                        16 + 6 : 8 = 15
                                                                                                                                      Ц
б)  (650 – 500) + 300 = 450                                          г)  63 • 7 • 100 = 6300
     650 – 500 + 300 = 150                                                  63 : 7 + 100 = 190
     (650 – 500) • 300 = 600                                                 63 : 7 · 100 = 900

Легкая атлетика сделает человека ловким и быстрым.

5. Логическая задача.

Спортсмены пошли на тренировку. Они построились тройками. Маша, Витя, Коля заметили, что их тройка седьмая спереди и пятая сзади. Сколько спортсменов идёт на тренировку?

1) 3 ·7 = 21                                         
2) 3 · 5 = 15                                     И   
3) 21 + 15 – 3 = 33                        (7 + 5 – 1) · 3 = 33

Подведение итогов.                                                                                                       

IV. Повторение.     См. Приложение 1.

Футбол – развивает выносливость, силу, хорошую реакцию.

6. Игра «Лучший нападающий».

480 – 400 = 80               320 – 20 = 300                  651 + 125 = 776                  506 – 500 = 6
341 – 340 = 1                 700 + 49 = 749                  362 – 300 = 62
567 – 500 = 67               500 + 40 = 540                  254 – 250 = 4       Я

- Значение, какого выражения труднее было находить? Почему?

V. Работа над новой темой урока.   См. Приложение 2.

- Находить значение такого выражения  651 + 125 = 776 легче письменно, т.е. столбиком.

Запись в тетради:   .

При объяснении пользоваться алгоритмом.

Пишу…

Складываю единицы…

Складываю десятки…

Складываю сотни…

Читаю ответ…

- Прочтите слово, которое у нас получилось.  ГРЕЦИЯ.

- Чем знаменита эта страна?

Греки вели отсчёт своей истории с 776 г. до н. э., когда состоялись первые Олимпийские игры.

История:

В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространялась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены олимпийские игры, впервые
состоявшиеся в 776 г. до н. э.

Греки очень серьёзно относились к спорту. Занятия бегом, борьбой и метание копья могли хорошо подготовить человека к военной службе. Каждые четыре года в четырёх разных городах Греции проходили спортивные праздники, называвшиеся играми.

- Что изучали греки в школе? (Кроме письма и чтения, ученики в школах изучали поэзию, музыку и занимались физкультурой.)

Последние Олимпийские игры, состоявшиеся в 393 г. до н. э., явились символической датой окончания эры Древней Греции. После распада Древнеримской империи Греция оказалась в составе Византийского государства в 395 г.

- Давайте узнаем, в каком веке состоялись первые современные игры.

Идея современных Олимпийских игр, впервые состоявшихся в Афинах в 1897 году, родилась из греческой традиции.

Физминутка.

С физкультурой подружись,                                          
Бегать, плавать научись,                                                
Научись играть с мячом!                                                
Первым быть стремись во всём!                                   

И для этого, друзья,
Лень отбросьте навсегда!
Занимаясь физкультурой -
Будьте вы во всём культурны!

VI. Работа над закреплением темы.

Работа по учебнику.

Стр. 61 № 1 – решить с объяснением.

456 + 252 = 708   И          528 + 190 = 718   Г           23 + 338 = 361  Е

Самостоятельно:

830 + 75 = 905   Г         54 + 750 = 804  И            127 + 91 = 218  Я

- Расположите результаты числовых выражений в порядке убывания.

Г И Г И Е Я
905 804 718 708 361 218

Гигиея – богиня Здоровья. Она всегда помнила завет своего отца: «Легче предупредить болезнь, чем её вылечить». В честь неё и назвали науку о здоровье гигиеной.

- Что такое гигиена? (Наука и том, как сохранить здоровье).

В Древней Греции правила гигиены были очень просты. Воздух, вода, спорт и разумное питание. Сейчас сохранить здоровье сложнее: окружающая среда теперь очень сильно загрязнена. Но всё же мы можем поддерживать хорошее здоровье. Каким образом?

1. По утрам делать зарядку.
2. Соблюдать режим дня.
3. Соблюдать режим питания.
4. Гулять на воздухе.
5. Посещать спортивные кружки.

Решение задач.

Ученики шли на урок физкультуры парами. Галя насчитала 4 пары после себя и 6 пар впереди себя. Сколько всего детей шло на урок физкультуры?

(4+ 6 + 1) · 2 = 22 ученика.

12 апреля – День Космонавтики.    

Какую роль играет спорт в жизни космонавтов? См. Приложение 1.

У Кости 7 наборов марок о спорте по 30 штук, в каждом наборе и столько же штук марок в  5 наборах о космосе. Сколько всего марок в коллекции у Кости?

I способ:   30 · (7 + 5) = 360 (шт.) – всего

II способ: (30 · 7) + (30 · 5) = 210 + 150 = 360 (шт.) - всего

В школьном математическом кружке занимаются 18 учеников. В танцевальном кружке в 2 раза учеников больше, чем в математическом, а в спортивном в 3 раза  учеников больше, чем в танцевальном. Сколько учеников в спортивном кружке?

1) 18 · 2 = 36 (уч.) – в танцевальном кружке

2) 36 · 3 = 108 (уч.) – в спортивном кружке

(18 · 2) · 3 = 108

- Какой ещё вопрос задачи можно поставить?

Сколько всего детей посещают кружки?

(18 · 2) + (36 · 3) = 144 (уч.) – всего.

- В учебном процессе как мы следим за здоровьем?

1) делаем по утрам зарядку;
   Зарядка каждому нужна
   Её мы делаем с утра.

2) посещаем уроки физкультуры;
3) уроки хореографии;
4) уроки плавания.

Зима – прекрасное время года. Земля покрывается мягким пушистым снегом, а значит, пришла пора, доставать лыжи, санки и коньки.

Ходьба на лыжах помогает развивать выносливость и укреплять мышцы тела.

VII. Самостоятельная работа.     См. Приложение 1.

Учебник математики – стр. 60   з. № 4

Карточки с числовыми выражениями.     

Итог урока.

- С каким вычислительным приёмом познакомились?

- Проговорите алгоритм. (Индивидуальные карточки).

- Какой теме был посвящён урок?

- Что интересного вы узнали из урока?

Домашнее задание.

 Литература:

  1. Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2005. 432 с.
  2. Математика. Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. Числа от 1 до 1000. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2000. – 104 с.: ил.
  3. Брускова С.А., Чекулаева Л.В. Математика. Тетрадь с печатной основой 3 класс – Саратов: ОАО «Лицей», 1998. – 80 с.
  4. Зайцева С.А. Решение составных задач на уроках математики / С.А. Зайцева, И.И. Целищева: - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с..- (Библиотечка «Первое сентября». Серия «Начальная школа». Вып. 1 (7)).
  5. Узорова О.В. 2000 задач и примеров по математике: 1 – 4-й Кл. (1 – 4); 1 – 3-й Кл(1 – 3) / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 127, - (Родничок).
  6. В.В Кузин, А.П. Матвеев, Ю.К. Гавердовский, С.М. Жариков. Физическая культура. 1-й класс: Учебник. – М.: «Фрахт», «ККбК – а», 1996. – 120 с.: ил.
  7. Большая энциклопедия «Почемучек» / Пер. с англ. Е.В. Комисарова, В.А. Жукова, Е.А. Степанцовой, Н.В. Новиковой. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – 200 с.
  8. Газета для учителей начальной школы «ПедСовет» № 11 – 2001 г.
  9. « ПедСовет» № 5 – 2005 г.
  10.  «ПедСовет» № 2 – 2007 г. 
  11. Электронные энциклопедии  «Чудеса света», «Страны мира».