Интегрированный урок (Окружающий мир + музыка) по теме "Как прекрасна земля и на ней человек"

Разделы: Музыка, Начальная школа


Цель: формирование у детей целостного эстетического представления об окружающей среде через сопоставление объективного мира и художественного.

Основные задачи урока:

  • ввести учащихся в мир музыки, навеянной образами природы;
  • формирование способностей ребенка открывать для себя красоту окружающего мира;
  • гармонизация внутреннего мира ребёнка выразительными средствами музыки;
  • развитие нравственных и эстетических переживаний за сохранность природы родного края.

Оборудование и материалы:

  • аудиозаписи с голосами природы;
  • муз. инструменты: фортепиано, аккордеон;
  • географическая карта Воронежской области;
  • рисунки животных;
  • рисунки, приготовленные учащимися, на тему бережного отношения к природе;
  • методический материал, представленный в плакатах и рисунках.

Ход урока

Э И. – Здравствуйте ребята, вы сейчас заходили в зал под звучание музыки, которая навеяна звуками и образами природы.

Вы, наверное, догадались о необычности нашей встречи. Поговорить с вами о природе нашего края пришла учитель музыки Э.И. Гозенко со своими учениками. А необычность нашей встречи не в том, что вы совершите экскурсию в лес, к водоёмам, а в том, что со всем этим богатством нашего края, мы постараемся увести вас в мир музыкальных звуков, которыми наполнена наша природа. И то, что вы сегодня услышите, поможет вам глубже понять красоту родного края, наслаждаться этой красотой и создавать новую.

Е.И. – Великий русский поэт С. Есенин писал.

“Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек...”

На уроках Окружающего мира мы завершили знакомство с природой родного края. И сегодня мы отправимся в необычное путешествие, по ходу которого не просто поговорим о нашей природе, а понаблюдаем, как композиторы отражают её красоту посредством звуков. Вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его красоту. Итак, приготовьтесь, мы отправляемся... Послушаем 1 экскурсовода (геогр. положение).

У-1. – Воронежская обл. расположена почти в центре Русской равнины. Область образована 13 июня 1934г. Площадь её составляет 52,4 тыс. кв. км. По размерам она превышает некоторые европейские государства (Дания, Бельгия, Нидерланды). Область включает в себя 32 района. Воронежская область граничит с 7-ю областями России (Липецкая, Тамбовская, Белгородская, Курская, Ростовская, Волгоградская, Саратовская) и с Луганской областью Украины.

Е.И. – Если мы посмотрим на карту, то увидим множество голубых нитей. Что обозначается этим условным знаком? О реках нашей области нам расскажет 2-й экскурсовод.

У-2. – На территории Воронежской области насчитывается 829 рек, в том числе 233 реки длиной свыше 10 км. Это типично равнинные реки с медленным течением.

Дон – главная водная артерия нашей области. Своё начало река берёт в Тульской области. Истоком её служат ключи, расположенные в верховье р. Берёзка. Длина реки 1967 км, в пределах области – 530 км.

Воронеж – наиболее полноводный левый приток Дона. Истоки его находятся в Рязанской обл. Длина на территории области 90 км.

Битюг – второй по водообильности левый приток Дона. Берёт своё начало в Тамбовской обл. Протяженность реки на территории Воронежской области 287 км.

Э.И. – А теперь, ребята, давайте отвлечёмся от географической карты и цифр и попробуем понять, почувствовать то, что нас окружает в природе.

Стихия воды, земли, воздуха – одна из основ не только музыки, но нашего с вами мышления. А стихия воды – будь то маленький ручеёк, река или море – близка переживаниям, т.е. эмоциям человека, таким же неустойчивым и текучим, как вода. И потому, так часто, эта тема проникает в лирическую музыку. Сейчас вы послушаете музыкальную картинку, название которой я не буду говорить, вы потом определите его сами. Написал её композитор Е. Дога.

Но прежде чем послушать исполнение, посмотрите на эту смешную картинку. На ней человек, который слушает музыку. Во время её звучания он может:

1. Что-то видеть в ней, т.е. представлять зрительно какой-то образ;

2. Эмоционально переживать, т.е. чувствовать ее сердцем;

3. А может и просто прослушать и никак на неё не отреагировать.

Вот и вы, после внимательного прослушивания, постарайтесь определить, как восприняли музыку.

Далее звучит исполнение музыкального произведения на аккордеоне.

После исполнения:

Э И. – Ребята, поделитесь с нами, кто что увидел, представил в звучании этой музыки? Что передают эти звуки?

У. – Мне это напоминает течение воды.

Э И. – А. какое это течение: мощный, бурлящий поток или тихое журчание воды?

У. – Тихое журчание.

Э.И – Значит, вы увидели, как бегущие звуки передают журчание воды. Коли мы знаем, о чем эта музыка, то и дадим ей название. Какие будут предложения?

У-1. – Тихая речка в деревне.

У-2. – Лесной ручей.

У-3. – Родничок.

Э.И. – Вы очень близки к авторскому названию этой пьесы. Композитор ее так и назвал “Ручейки”.

Ребята, а кто из вас сердцем почувствовал, переживал эту музыку? Какое настроение она передала?

Варианты ответов учащихся: трепетное, нежное, печальное, тревожное.

Э И. – А какое слово ,ближе всего, подходит для определения характера, настроения музыки?

У. – Тревожное!

Э И. – Да, музыка действительно передает чувство тревоги за жизнь этого маленького ручейка, который сегодня течет на радость всему живому, а завтра его может и не быть.

Е И. – С недавнего времени существует проблема – обмельчание и исчезновение малых рек. Что приводит к этой проблеме? Что должен делать человек, чтобы решить эту экологическую проблему? Назовите вторую экологическую проблему, затрагивающую водоемы.

У. – Загрязнение.

Е.И. – Что мы должны делать, чтобы наши водоемы оставались всегда чистыми? Летом мы все любим отдыхать на берегах рек, озер. Давайте вспомним правила поведения отдыхающих у водоемов.

Ответы учеников.

Е.И. – Ребята, вспомните, в какой природной зоне расположена наша область?

У. – Степи, лесостепи.

Е.И. – 1/10 территории области занята лесами. Более половины площади занято дубравами. Наиболее крупные – Теллермановский лес, Шипов лес. Есть сосновые леса – Усманский бор. О нем нам расскажет третий экскурсовод.

У. – Усманский бор – один из последних островов соснового царства у границы со степью. Северная часть бора (более 300 кв. км) – Воронежский заповедник. Он создан в начале прошлого века для спасения и охраны речного бобра. К тому времени, на малой лесной речке Усмани и её притоке Ивнице, уцелело всего 50-60 зверей. Сейчас же численность этих животных увеличилась и нет угрозы их исчезновения.

Е.И. – Мы были на экскурсии в этом заповеднике. Что вам запомнилось?

Высказывания учеников.

Е.И. – Всю эту красоту сохранили работники заповедника, которые с душой и любовью выполняют свою работу. Сейчас мы отправляемся в лес...

У.

Удивителен утренний лес,
Храм цветов и рогатых улиток!
Он как будто бы вылеплен весь.
Из тончайших серебряных ниток.

Паутинки звенят на весу.
И колеблются в розовом дыме,
Будто гусли оставив в лесу,
Гусляры не вернулись за ними.

И навеки забытые тут,
Пробужденные ветром рассвета.
Гусли тихо и грустно поют
Песню запаха, звука и цвета.

Звучит пение птиц утреннего леса.

Э.И. – А сейчас, ребята, вы немного отдохнете. Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что вы очутились в прекрасном лесу. Вы слышите звуки природы – это натуральные звуки, без звуков цивилизации. Они успокаивают и наполняют энергией. Когда отступает ночь, просыпаются сверчки, насекомые и птицы своим многоголосьем оглашают наступление нового дня. Это пробуждение леса.

А каких еще лесных жителей вы знаете? Давайте вспомним. А помогут вам ребята, которые учатся в нашей музыкальной школе. Они загадают вам музыкальные загадки. Посмотрите на доску, на ней изображены животные, которые будут в загадках. Слушайте первую загадку.

Звучит пьеса Галынина “Зайчик”. На рояле, в исполнении учащегося.

Э.И. – Какой это зверёк, большой или маленький? Какая у него походка? Какой темп? В каком регистре звучит музыка?

Слушаем ответы учеников. Они определяют характер музыки и угадывают животное.

Звучат следующие загадки в исполнении учащихся (фортепиано):

  • Пьеса Д. Кабалевского “Ёжик”;
  • Пьеса А. Жербина “Косолапый мишка”;
  • Пьеса Д. Караганова “Птички”;
  • Произведение Н. Римского-Корсакова “Полет шмеля”;

Дети слушают пьесы, определяют характер и угадывают животных.

Э.И. – Видите ребята, как интересно “озвучен” окружающий нас мир. Вслушиваясь в голоса природы – пение птиц, журчание ручейка, вой вьюги, грохот прибоя, композитор переносит их в свою музыку. А мы, узнавая их, представляем себе те картины, которые он хотел вызвать в нашем воображении.

А сейчас давайте споем песню “Красно солнышко”, которую вы выучили на уроке музыки.

Дети исполняют песню, учащаяся аккомпанирует на фортепиано.

Э.И. – О чем поется в этой песне?

У. – О родине, о красоте нашей земли.

Э.И. – Много мест на земле красивых, но там, где мы родились и выросли, для нас самое красивое и родное. Вы замечательно спели эту песню, с искренней нежностью и любовью. Я думаю, что тот, кто чувствует сердцем красоту родной природы, побывав в лесу или у речки, никогда не оставит после себя мусор, чтобы мы могли любоваться природой не только на картинах художников.

У.

Забывчивый охотник на привале,
Не разметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а вешки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры, посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всюду траву и цветы повыжег.
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
Над серыми сугробами золы.

Е.И. – О какой экологической проблеме говорится в стихотворении? Как вы думаете, почему пожар опасен для леса?

Мы все любим ходить в лес, чтобы отдохнуть, насладиться его красотой. Давайте вспомним, как должны вести себя отдыхающие в лесу, чтобы не навредить природе?

Ответы учащихся.

Е.И. – Оберегая природу родного края, мы помогаем беречь нашу планету.

У.

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”

В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
“Береги нас, береги!” Г

рустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”

Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру;
“Я сберегу вас, сберегу!”

Э.И. Мир музыки и мир природы. Как много дум и переживаний возникает у человека. “Музыка, как раз то искусство, которое ближе всего к природе”. (К.Дебюсси) “Музыка повсюду и везде, в плеске водопада и в реке, в птичьих голосах, в лесной тиши. Музыка моя, звучи, дыши!”

И в заключение послушайте пьесу Е. Дербенко “Край березовый”, которая исполняется на аккордеоне.

Е.И. – Наше путешествие завершилось. И мне хочется закончить его такими словами:

И хочется -
Не просто ветер вдыхать
И солнцу слать привет.
Не просто жить на белом свете -
Светлее делать белый свет!

Как вы понимаете эти слова?

Высказывания учеников.