Комплексное занятие по познавательному развитию в средней группе "Урожай"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Расширение активного словаря детей за счет имен существительных, глаголов.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания.
  3. Развитие логического мышления.

Задачи:

  1. Упражнять детей в словообразовании, активизировать и обогащать словарь детей за счет имен существительных (урожай, огород), прилагательных (гладкий, шершавый), глаголов (срывать, дёргать, засел).
  2. Знакомство с новым овощем (баклажан) и новым понятием – томатный сок.
  3. Учить составлять рассказ по картинкам-символам.
  4. Развивать зрительное внимание (умение находить контур конкретного овоща среди 5-ти наложенных один на другой контуров овощей).
  5. Учить согласовывать речь с движением.
  6. Развивать общую и мимическую моторику.
  7. Учить соотносить форму овоща с геометрической фигурой (круг, овал, треугольник).
  8. Развивать счётные навыки (количественный счёт).
  9. Воспитывать умение правильно и отчётливо произносить слова.

Материал:

  • муляжи овощей,
  • разнос,
  • корзина,
  • картинки-символы,
  • графический рисунок контуров овощей,
  • шаблоны овощей,
  • атрибуты для инсценировки сказки “Репка”.

Ход занятия

Организационный момент: (Встаньте на дорожку и подравняйте ножки, раз-два-три друг другу в деле помоги.)

Педагог читает стихотворение:

Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные ивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к Югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.

(Беседа по содержанию стихотворения.)

- О чём говорится в этом стихотворении?

- Когда собирают урожай?

- Что собирают на огороде, в саду?

- Что меняется в жизни человека?

Ребята, давайте с вами пойдём в огород собирать урожай (педагог читает рифмовку и одновременно со словами выполняется движение).

Мы пойдём в огород,
Много там всего растёт:
Огурцы сорвём мы с грядки,
Помидоры с кожей гладкой,

Толстая репка
Засела в землю крепко.
Дёргай, дёргай из земли
Всё собрали, посмотри

(шагать на месте)
(развести руки в стороны)
(срывать воображаемые огурцы)
(кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)

(поставить руки на пояс)
(покачаться из стороны в сторону)
(изображать как будто дёргаем из земли)
(развести руки в стороны)

Дети подходят к импровизированному огороду, на столе расположены муляжи овощей.

- Скажите, в какой сказке главная героиня растёт в огороде, и все хотят её вытянуть? (ответы детей).

Давайте сейчас поиграем в сказку (дети самостоятельно, с использованием атрибутов инсценируют сказку “Репка”).

Ребята, а ведь в огороде растёт и много других овощей, давайте вспомним, какие растут на земле, а какие – в земле?

Дидактическая игра “Что, где растёт?” (те, которые выдергиваем – растут в земле, а которые срываем – на земле)

Выслушиваются ответы детей.

Физминутка.

А теперь давайте отдохнём и отгадаем загадки. (Дети становятся в круг.)

1.

Кто в земле укрылся ловко –
Это сочная… (морковка)

- Ребята, а на ком сегодня оранжевая одежда? Кто похож на морковку?

2.

Испытает много мук,
Кто без хлеба кушал … (лук)

- А кто на лук похож?

3.

В огороде светофор
Это красный …. (помидор)

- А кто выглядит как помидор?

4.

Вот зелёный молодец
Он зовётся … (огурец)

Задаётся аналогичный вопрос.

5.

В земле засела крепко
Золотая …. (репка)

Ребята, мы так много узнали об овощах, что можем сами составить о них рассказ. Рассказ будем составлять по плану с использованием карточек-схем. (Педагог выставляет на мольберт 5 карточек с пояснением каждой.)

1 – Где растёт?

2 – Какого цвета?

3 – Какой формы?

4 – Какой на ощупь (гладкий, шершавый, колючий)?

5 – Какой на вкус (сладкий, горький, сочный)?

Выслушиваются рассказы 5-6 детей.

Дети оценивают рассказы друг друга.

Дети подходят к мольберту.

Проводится игра “Найди овощ”.

Дети должны найти и узнать знакомый овощ, подобрать шаблон и наложить на общий рисунок.

Выйдите на дорожку, подравняйте ножки.

Вот ведёрки овощей, посчитаем их скорей (на столе стоят два ведёрка, в одном муляжи помидор, в другом – моркови).

Давайте посчитаем вместе со мной (одна морковка, две морковки и т.д.), а помидоры посчитайте самостоятельно.

А вы знает, как называется сок из моркови? (Выслушиваются ответы детей.)

А как называется сок из помидоров? (Педагог объясняет новое понятие – томатный сок.)

Давайте попробуем томатный сок.

Вам понравился сок?

Какой он на вкус?

Какого цвета?

Итог занятия. (О чём говорили на занятии, что нового узнали, оценка деятельности детей.)

Овощам так понравились ваши ответы, что они решили подарить вам на память свои портреты (дарятся раскраски с изображением весёлых овощей).

Давайте и мы улыбнемся друг другу, и пусть у нас тоже будет хорошее настроение.