Образование имен существительных с помощью суффикса -ышк-. Конспект группового логопедического занятия в 4-м классе школы компенсирующего вида для учащихся с ОНР III–IV уровня

Разделы: Начальная школа


Тема: “Образование имен существительных с помощью суффикса -ышк-”.

Цель: формировать умение правильно образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением.

Задачи:

1) коррекционные: формировать умение правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффикса –ышк-, распознавать имена существительные со значением уменьшительности, понимать значение, которое придают суффиксы –ушк-, -юшк-, -ышк- существительным, формировать навык распознавания суффиксальных дериватов, формировать умение различать родственные слова и слова одной морфемной структуры;

2) воспитательные: воспитывать чувство ответственности, умение помогать друг другу, формировать умение работать в группе по установленным правилам.

Оборудование: раздаточные карточки с цепочкой букв, карточки со словами, модели слов, карточки с морфемами для стенда, цветные ручки , словарики “Строение слов”, алгоритмы ответов учащихся, тетради для самооценки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Выразительное чтение скороговорки.

Мой веселый мячик прыгнул прямо в ящик.

II. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.

1. Ученики получают карточки с набором букв. Задача школьников: увидеть среди букв слова и обвести их.

нопогодаслуаняняонкпрперолкапедчыввзверьуылпкарподо

укавосписиладншафбревнолпчурзаборчикспаылпротмнгоы

После выполнения задания осуществляется его проверка и самооценка.

2. Ученикам предлагается посмотреть на доску и назвать те слова, которых не было на карточках. Работа организуется парами: один ученик высказывает предположение, второй соглашается с ним или нет, карточки передаются по кругу. Для помощи ученикам выдаются карточки с заготовкой высказывания.

сила

перина

погода

речной

няня

зверь

заборчик

перо

силища

бревно

ручка

       

Памятки для детей:

№1

Я считаю, что не было слова ………………

№2

…..…., я с тобой согласен (не согласен).

Прочитайте слова, которые остались, назовите лишнее слово. (Заборчик)

- Почему оно лишнее? (это слово обозначает маленький предмет или так можно ласково назвать забор)

- Что такое заборчик? (это маленький забор)

- Как образовано это слово? ( с помощью суффикса –чик-)

- Попробуем назвать ласково оставшиеся предметы.

3 – Посмотрите на стенд “состав слова”, какие суффиксы существительных помогут нам в этом, какие новые суффиксы? ( -ушк-, -юшк-)

Ученики по одному выходят к доске берут любое слово и, используя модель, образуют к данному слову родственное слово

ушк-а

Например, ученик берет карточку погода, объясняет, что в нем корень –погод- и загибает окончание -а, ставит карточку в схему, читает получившиеся слово погодушка, при необходимости дети меняют суффиксы. Если слово нельзя использовать в двух предложенных моделях оно вывешивается обратно на доску.

В конце такой работы на доске остаются слова перо, бревно.

- Как ласково назвать перо, бревно? (перышко, бревнышко)

III. Изучение нового материала

- На доске открываются таблички расположенные друг под другом

перо бревно
перышко бревнышко

-Посмотрим, как образованы эти слова.

Сравним слова перо-перышко, что можно про них сказать? (они родственные, у них одинаковый корень –пер-)

Учитель берет карточку со словом перо и загибает окончание, накладывает корень на слово перышко, затем в слове перышко выделяют окончание

пер

ышк

о

-Как образовано слово перышко? (с помощью суффикса -ышк-)

Аналогично разбирается слово бревнышко.

-Назовите 2 пары родственных слов.

Слова перышко-бревнышко я назову однокоренными, т.к. у них есть общая часть –ышк-

Дети поднимают знак несогласия. Почему вы со мной не согласны?( в словах разные корни)

- Что же между словами общего? (-суффикс)

-Что общего между словами по смыслу? (это ласковые названия предметов)

-Назовите тему занятия.

Учитель вывешивает табличку с суффиксом –ышк- на стенд. Сам еще раз называет тему занятия.

Один ученик рисует модель слов перышко, бревнышко.

-ышк- о

IV. Закрепление материала.

1. Игра в мяч.

Учитель называет существительное , ученики должны назвать предмет ласково, если они образуют слово с помощью изученного суффикса, то прежде, чем кинуть мяч учителю, они подбрасывают его вверх.

Слова для игры:

гнездо, калина, крыло, соловей,
зима, стекло, борода, ребро,
заря, сторона, горло, пятно,
дно, солнце, тетя, корова.

2. Работа со словариками “Строение слов”.

Ученики записывают модель в тетрадь, пользуясь цветными ручками, записывают по памяти подходящие к схеме слова.

Образец записи в словарях:

-ышк- о
-гнезд-
-крыл-
-стекл-
-ребр-
-горл-
-пятн-

V. Подведение итогов, оценка работы учащихся.

-Что нового узнали на занятии?

- Что понравилось?

Самооценка учащимися своей работы на занятии.