Урок природоведения "Счастливый случай" на тему "Вода, ты самое большое богатство на свете!"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания детей о воде, свойствах воды; закрепить в сознании детей понятия “родник”, “озеро”, “река”, “море”; вспомнить круговорот воды в природе;
  • развивать интеллектуальную память;
  • воспитывать в детях чувство бережного отношения к воде.

Оборудование:

  • рисунок “Капельки”,
  • магнитофон,
  • кассета,
  • таблицы с названием геймов,
  • стаканы с водой,
  • ложки, листы с тестами, мешочки.

ХОД ИГРЫ

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не просто урок, а игра “Счастливый случай”, которая посвящена воде. Для этой игры мы разделимся на три команды. Давайте познакомимся с нашими командами (приветствие команд). Следить за деятельностью наших команд будет наше многоуважаемое жюри (приветствие членов жюри).

Учитель. В течение нескольких уроков мы говорили о свойствах воды, круговороте воды в природе, знакомились с образованием родников, рек, озер, морей. Сегодня обобщим эти знания.

Пожалуй, никакое другое вещество не может сравниться с водой по своему влиянию на ход тех величайших изменений, которые претерпела Земля за многие сотни миллионов лет своего существования. А какими знаниями обладают наши команды о значении воды в природе, мы узнаем сегодня на нашей игре “Счастливый случай”.

II. Основная часть.

Учитель. И объявляется первый гейм:

ЗАМОРОЧКИ ВОДЯНОГО

Крепится на доске.

Учитель. Из мешочка каждая команда по очереди выберет фишку с цифрой, которая будет соответствовать определенному вопросу. За каждый правильный ответ команды получают 5 баллов.

  1. Когда быстрее высыхают лужи – летом или осенью. Почему?
  2. Говорят, что “вода бывает чистая и прозрачная”. Одно и то же ли это свойство воды? Докажите.
  3. Что общего между снегом и льдом? При каких условиях образуется снег?, лед?
  4. Что такое иней, изморозь? Где наблюдали? Попытайтесь объяснить причину появления инея, изморози.
  5. Лед легче воды. Превращаясь в лед, вода расширяется. Какое значение имеет это свойство льда в природе?
  6. Почему морская вода имеет вкус? Почему вода в океанах, морях не пригодна для питья?
  7. Какое значение имеет снег для растений?
  8. Озеро – это природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. Можно ли Каспийское море назвать озером?
  9. Что такое река, озеро? Чем отличается озеро от реки?

Учитель. Реки покрывают земной шар, словно голубая паутина. В разговорную речь вошли ласковые слова: “Волга-матушка”, “Амур-батюшка”, “Ока-красавица”. На нашей карте примерно 3 млн. рек и речушек.

Вот и кончился наш первый гейм. И вы, наверное, убедились: там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Какое бы растение или животное мы ни взяли, в него входит вода. У человека потеря 10% воды вызывает целый ряд расстройств, а потеря 20% воды – смерть.

Учитель. И объявляется следующий гейм.

ТЕМНАЯ ЛОШАДКА

Учитель. К нам в гости пришла Капелька (рисунок на доску). Но она пришла к нам не просто так, а с одним вопросом: откуда она появилась? Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: откуда к нам пришла Капелька.

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана: “Откуда ты?”
Вода в ответ: “Издалека, из океана”.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилася поляна.
Откуда ты? – спросил росу.
Поверь, я из океана.
И из бурлящего стакана донесся шепот:
Знай, малыш, – и я пришел из океана.
На поле лег седой туман.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке и в дождинке,
И в росинке, и в снежинке
Нам откликнется всегда океанская вода.

Учитель. Откуда же к нам пришла Капелька? Больше всего воды на Земле в океанах, но там вода соленая. Мы с вами употребляем пресную воду, которая образуется в результате чудесных превращений. Удивительное это вещество – вода. Сейчас командам нужно нарисовать круговорот воды в природе и рассказать об этом круговороте. Оцениваться ваш рисунок будет до 5 баллов. Время для подготовки 5 минут (звучит музыка).

Благодаря повседневному обращению с водой мы так привыкли к ней, к ее разнообразным проявлениям в природе, что часто не замечаем отличительных свойств воды. Давайте посмотрим рисунки наших команд (рассказ детей).

Воду можно назвать ценным минералом нашей планеты. Без воды не обойтись никому и никогда, заменить воду нечем. Русский народ говорил в старину: “Мать-водица, всему царица!” И я хочу узнать, насколько команды знают о воде, поэтому объявляется гейм…

ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ

Первая команда задает второй команде вопрос, вторая задает третьей. А третья команда в свою очередь задает первой. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Учитель. Давайте дадим слово жюри, чтобы подвести итог за три гейма.

Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из замечательных чудес – вода. Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, громады айсбергов, весенний дождь; жидкое, твердое, газообразное, горячее и холодное – это все вода. Объявляется следующий гейм…

СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ

Учитель. С помощью опытов вам необходимо доказать, какое удивительное вещество эта вода. Выберите каждый свой опыт (дети выбирают листы).

1-й лист “вода текучая”, 2-й лист “вода-растворитель”, 3-й лист “вода прозрачна”.

При этом опыты нужно комментировать доказательством. За правильное выполнение и доказательство вы можете получить 5 баллов (дети выполняют опыты).

Учитель. В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Во всем этом мы сегодня убедились, но настал самый решающий гейм:

ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ

Учитель. Прошу командиров команд выйти. Будут зачитываться десять вопросов. Нужно не только правильно ответить, но и быстро. А вопросы будут разного типа, даже не смекалку. За каждый правильный ответ вы получаете одно очко. Если не знаете ответа на вопрос, говорите: “Дальше”. Начинаем.

Вопросы первой команде.

  1. Я и туча и туман,
    И ручей, и океан,
    Я летаю и бегу,
    И стеклянной быть могу. (вода)
  2. Может ли дождь идти два дня подряд? (нет, так как ночь разделяет день)
  3. Что значит “снег тает”? (обращается в жидкое состояние)
  4. Если ласточки летают низко, то это… (к дождю)
  5. Что такое исток? (место, где начинается река)
  6. Каких камней нет в море? (сухих)
  7. При какой температуре дождь превращается в снег? (0 градусов)
  8. По чему утка плавает? (по воде)
  9. Вода – растворитель, но все ли вещества растворяются: да или нет? (нет)
  10. Великая река России. (Волга)

Учитель. Спасибо командиру первой команды. А вы знаете: на долю суши приходится примерно 29%, а остальное пространство – 71% – занято океанами и морями, образующими единый мировой океан.

Вопросы второй команде.

  1. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь!
    Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (снег)
  2. Что стоит посреди Волги? (буква Л)
  3. Почему под снегом тепло?
  4. Назовите три состояния воды.
  5. Какой дождь бывает для многих елок последним в их жизни? (дождь из фольги)
  6. Где вода стоит столбом? (в стакане)
  7. Согласно приметам, что будет, если на лужах появляются пузыри? (дождь будет затяжным)
  8. Где на земном шаре не шел, не идет и вряд ли будет идти дождь? (южный и северный полюс)
  9. За чем вода в бутылке? (за стеклом)
  10. Самое глубокое озеро? (Байкал)

Учитель. А вы знаете, что якутское слово “Байкал” означает “богатое озеро”? Байкал отличается исключительным своеобразием животного мира. Но основное богатство Байкала – это огромные запасы воды. А глубина Байкала 1637 м.

Вопросы третьей команде.

  1. Меня частенько просят, ждут,
    А только появляюсь – и прятаться начнут. (дождь)
  2. Что значит “вода-растворитель”?
  3. По чему утка плавает? (по воде)
  4. А какая вода чистая, существует ли она в природе? (айсберг)
  5. Снег образуется в облаках при температуре ниже 0 градусов в виде… (снежинок)
  6. Сколько дней шел дождь, приведший к всемирному потопу? (40 дней)
  7. Что такое водяной пар? (вода в газообразном состоянии)
  8. Перечислите искусственные воды, созданные человеком (пруд, водохранилище)
  9. Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит. (река)
  10. Что значит испарилось? (превратилось в пар)

Учитель. Пока наше жюри подсчитывает очки, проведем тест и проверим ваши знания о воде. Нужно из трех предложенных ответов выбрать правильный.

Тест 1.

1. Что произойдет с водой, если зимой вынести на мороз?

а) испарится
б) ничего не произойдет
в) замерзнет

2. Какое свойство воды вы используете, когда готовите сладкий чай?

а) при нагревании превращается в пар
б) вода – растворитель
в) вода текуча

3. Капельки воды будут просачиваться вниз до тех пор, пока не встретят слой…

а) почвы
б) песка
в) глины

4. Лед – это…

а) жидкое состояние воды
б) твердое состояние воды
в) газообразное состояние воды

5. Место выхода подземных вод на поверхность суши называют…

а) море
б) река
в) родник

Тест 2.

1. Природные углубления на поверхности суши, заполненные водой и не имеющие стока, называют…

а) озеро
б) река
в) родник

2. Пар – это…

а) жидкое состояние воды
б) твердое состояние воды
в) газообразное состояние воды

3. Мелкие реки, впадающие в крупную реку – это…

а) притоки
б) истоки
в) устья

4. Самое глубокое озеро в мире?

а) Светлое
б) Байкал
в) Онежское

5. Какого цвета лед?

а) белый
б) бесцветный
в) голубой

Тест 3.

1. Мелкие ручейки, соединяясь между собой, образуют…

а) истоки
б) притоки
в) устья

2. При температуре ниже 0 градусов в облаках образуются…

а) пар
б) снежинки
в) лед

3. Самое глубокое озеро в Марий Эл?

а) Таир
б) Табашино
в) Яльчик

4. Какого цвета снег?

а) белый
б) бесцветный
в) голубой

5. Вода, выпавшая из облаков на землю, просачиваясь в землю, образует…

а) родники
б) подземные воды
в) гейзеры

Учитель. Каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе. Это, к сожалению, многие еще не понимают, поэтому в ряде мест у нас наблюдается обеднение природы. Будем же активными участниками охраны природы. А теперь слово предоставляется жюри.

III. Итог урока.

Учитель. Известный летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери писал: “Вода! Ты сама жизнь! Ты самое большое богатство на свете! Давайте беречь ее. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее”.

Если встретишь родник в лесу – не трогай его, не оставляй после себя грязь. Вглядывайтесь в мир природы. Вслушивайтесь в звуки бегущей воды – может быть, она просит о помощи.

На этом наша игра, как и урок, пришла к завершению. До свидания!