"Историческое лото" (обобщающий урок по истории по теме "Современная Россия")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Проверить знания учащихся по теме “Современная Россия”.
  • Развивать умение сравнивать и соотносить; развивать умение работать в парах.
  • Воспитывать интерес к истории.

Оборудование:

  • мешочек с бочонками (1,2,3,4,5,6);
  • комплекты, состоящие из игрового поля и карточек (4 шт.);
  • карточки для составления цепочки: чистые листочки для записи ответов.

Правила проведения лото: Класс делиться на пары, если учеником мало можно давать задания индивидуально. На партах у учащихся лежат конверты с заданиями, на которых написан номер задания. учитель или ученик вытаскивает бочонок из мешочка с номером задания. все вынимают из конверта (соответствующего номера) игровое поле и карточки. За определённое время задание выполняется учениками. На карточках в правом нижнем углу стоит число (от 1 до 6, в любом порядке). Когда задание выполнено учащиеся на чистых листочках записывают числа с карточек в том порядке, в каком они их положили. На листочках получается шестизначное число, которое сравнивается учителем – так проверяется правильность выполнения задания.

Учитель: Сегодня на уроке мы проверим ваши знания по теме “Современная Россия”. Мы поиграем в игру “Историческое лото” (объяснить правила игры).

1 задание: Соотнесите праздники с датами (на игровом поле – название праздника, а на карточках – даты.)

  • День Конституции – 12 декабря.
  • Международный день защиты детей – 1 июня.
  • День России – 12 июня.
  • Международный женский день – 8 марта.
  • День Победы – 9 мая.
  • День учителя – 5 октября.

2 задание: Угадайте достопримечательности России (На игровом поле – название достопримечательности, на карточках - иллюстрации).

  • Покровский собор.
  • Московский Кремль.
  • Большой театр.
  • Зимний дворец.
  • Петропавловская крепость.
  • Церковь в Серпухове.

3 задание: Определения на игровом поле, на карточках – название.

  • Конституция – главный закон государства.
  • ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержки и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.
  • Декларация – в переводе с латинского “заявление”.
  • Федерация – особое устройство государства.
  • Гражданин – лицо, обладающее определёнными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

4 задание: Составьте цепочку “Как вступает в силу новый закон”. (словосочетания даны на отдельных карточках).

Закон вступает в силу; принимает Государственная Дума; подписывает Президент; новый закон; одобряет Совет Федерации.

5 задание. Права. (Название права на игровом поле, а на карточках отрывки из литературных источников).

  • Право на образование. - Буратино с азбукой идёт в школу. Каким правом он воспользовался?
  • Право на имущество – У Буратино пытаются отобрать монеты лиса Алиса и кот Базилио. Какое право они нарушают?
  • Право на охрану здоровья детей - Доктора Айболита зовут в Африку спасать малышей. О каком праве здесь говориться?
  • Право на неприкосновенность жилища – В сказке “Лиса и заяц”, лиса выгоняет зайца из дома. Какое право нарушила лиса?
  • Право на отдых и рациональное использование рабочего времени. – Какое право нарушает мачеха по отношению к Золушке в одноименной сказке?
  • Право на жизнь – Лиса съела Колобка. Какое право нарушено?

6 задание. Из слов Российская Федерация составить слова, относящиеся к нашей теме.

В конце урока подводятся итоги и выставляются отметки.