Урок по окружающему миру на тему "Семейный бюджет", 3-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа, Экономика

Класс: 3


Цель и задачи урока.

  • познакомить учащихся с распределением денег в семейном бюджете; познакомить с понятием “семейный бюджет”; дать представление о распределении денег в семейном бюджете; продолжить изучение терминов: “доходы”, “расходы”, “бюджет”, “зарплата”, “гонорар”, “стипендия”, “пособие”, “квартплата”, “коммунальные платежи”, познакомить с понятием “экономия”;
  • учить планировать; учить соотносить свои желания, потребности и возможности; закреплять ранее изученные понятия и термины: “номинал”, “лицевая сторона”, “оборотная сторона”,…;
  • учить работе с книгой (со словарём);
  • учить взаимодействию и работе в парах; развивать познавательный интерес; развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук; расширять кругозор; воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе); воспитывать бережливость, учить экономить.

Оборудование.

  • Компакт-диск / аудио кассета (песня о деньгах) для физминутки, магнитофон.
  • Наглядность: изображение “сумки-бюджета”; название темы: “Семейный бюджет”; таблички-карточки: “Зарплата”, “доходы”, “расходы”, “бюджет”, “квартплата”, “лекарства”, “транспорт”, “отдых/развлечения”.
  • “Школьный словарь иностранных слов” (по одному на парту).

Раздаточный материал:

  • списки расходов лист №1 (для практической работы) <Рисунок1>;
  • лист №2 “цены товаров и услуг” (для практической работы) ) <Рисунок2>;
  • “медальки-поощрения” за верные ответы “10 шустриков” <Рисунок3>;
  • “медали-памятки” за отличную работу “100 шустриков” <Рисунок4>.

Ход занятия

I. Организационное начало занятия

II. Проверка домашнего задания

Выступления учащихся. Доклады о бюджетах сказочных придуманных стран.

III. Повторение ранее изученного материала

Во время своих выступлений вы часто употребляли слова, значения которых хотелось бы уточнить.

- Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире? (Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период)

- Что такое государственный бюджет? (план доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год))

- Что такое доход? (деньги, поступающие в бюджет)

- Что такое расход? (деньги, которые тратят)

- Зачем, для чего, нужен бюджет? (для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить)

- Откуда государство получает доходы? (большую часть из налогов)

- Что такое налоги? (установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству)

- На что государство расходует денежные средства? (образование, здравоохранение, содержание армии и милиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий)

IV. Объявление темы занятия. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке будем изучать бюджет маленького, но тоже государства. Кто знает, как называется это маленькое государство? (семья)

На доске: название темы и “сумка-бюджет”

V. Работа по теме занятия

- Причём здесь сумка? (…, обозначение бюджета)

- Если это бюджет, то, что ещё должно появиться? (слова: “доходы” и “расходы”)

Физкультминутка. “Первая песня разбойников” из м/ф “Бременские музыканты”

“ …у него деньжонок много, а я денежки люблю…”

Выполнение танцевальных движений, подпеть.

Почему я выбрала эту песенку для отдыха? (речь идёт о деньгах, доходах, разбойничьей семье)

- Каковы доходы разбойников? (грабежи)

- Каковы расходы? (…)

1. Семейные доходы

- Из чего складываются семейные доходы? Откуда в семье появляются деньги? (…) Выберите правильный ответ из карточек на доске.

Работа с таблицей

Словарная работа

Гонорар - …

Стипендия - …

2. Семейные расходы

- На что в семье расходуются деньги? (…)

Практическая работа

Инструктаж.

Давайте поставим опыт. Сейчас будем выполнять работу в парах.

Я не буду говорить о том, сколько денег в предполагаемом бюджете семьи. Мы даже уберём из разговора слово “рубли”. Вместо них пусть у нас будут “шустрики”.

- Сейчас вы получите листы, на которых написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке галочкой. Не забудьте обсудить с соседом по парте ваши решения.

Выполнение задания. Лист №1 <Рисунок1> Оглашение вариантов

А теперь я раздам вам листы, где будут проставлены цены товаров и услуг в “шустриках”. На своих листах проставьте цены рядом с выбранными вами товарами и услугами.

Выполнение задания. Лист №2 <Рисунок2>

Сложите все шустрики. Какая сумма у вас получилась? (…)

А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 шустриков в месяц.

- У кого сумма больше этой цифры? (…)

Что образовалось в вашем бюджете? (дефицит, нехватка средств, денег)

У кого сумма меньше 100 шустриков? (…) Что вы смогли сделать? (отложить сбережения)

Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить?

- Где можно сэкономить? (электроэнергию: выключать свет, воду: выключать, экономно расходовать, …бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила,…)

Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого.

Поэтому прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.

Теперь у вас появился небольшой опыт составления семейного бюджета, поэтому закончим заполнение таблицы. Доходы мы внесли. Что нужно внести? (расходы)

На что тратятся семейные деньги? (…)

Работа аналогичная заполнению доходов

VI. Подведение итога занятия

1. Награждение, благодарность

- Вы все сегодня хорошо поработали.

- Многие за свои ответы получают премию (выдача монет по “10 шустриков” <Рисунок3>)

Все старались, и в благодарность, на память о нашем открытом уроке, я хочу вас наградить монетами достоинством “100 шустриков” <Рисунок4>.

Благодарность гостям “монетки”.

2. Повторение темы “Деньги”

Покажите мне:

  • лицевую сторону монеты (…)
  • оборотную
  • назовите номинал монеты (…)

Молодцы!

Обратите внимание на состояние вашего бюджета. Вы получили дополнительный доход к бюджету. Исправили положение с дефицитом бюджета?(…)

VII. Домашнее задание

Учебник страница 77 – 80 отв. На вопросы;

Рабочая тетрадь страница 41-42 №1, 3, 4.

VIII. Организационный конец занятия. Рефлексия

Понравилось вам занятие?

Что было особенно сложным?

Довольны результатом своей работы?

Что помогало вам в работе? (дружба, взаимовыручка, помощь)