Урок в 1-м классе "Окружающий мир" (УМК "Перспективная начальная школа")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;
  • расширить знания детей о зимующих птицах;
  • воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей птицам.

Оборудование:

  • учебник,
  • хрестоматия,
  • набор из семян, ягод,
  • кормушки для птиц.

Ход урока

I .

1. Отгадайте загадку

Кто осенью улетает
А весной возвращается?

Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах.

2. А знаете ли Вы, чем отличаются птицы от других групп животных7

Давайте поиграем

Игра: “Да-Нет”

Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц.

Методика проведения.

Учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.

Тело покрыто шерстью.

Тело покрыто перьями (+)

Есть зубы

Есть клюв (+)

Крылья заменяют передние конечности (+)

Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+)

Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост

Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)

Перья на голове отличаются особой длиной (+)

Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).

3. Почему Вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.

Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы.

II. Рассмотрите птиц в учебнике на страницах 38-39.

Отгадайте загадки. Найдите этих птиц на рисунке в учебнике.

Каждый год я к вам лечу -
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко красный галстук мой. (снегирь)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует
Коноплю ворует. (воробей)

Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет. (сорока)

Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)

Физминутка.

Птички

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)

III.  Какие из птиц живут в нашем крае постоянно, а какие прилетают на зимовку?

Ближе всех к людям воробьи. Они живут и в нашем городе. Но,кажется, нет ни одной страны в мире, где бы люди не знали воробьев. Особенно любят их французы. В парижских уличных кафе воробьи свободно прыгают по столикам покрытыми чистыми скатертями. Там их никто не гоняет. Название этих птиц сложилось из двух слов “вора бей”. Раньше люди выращивали коноплю, а маленькие серенькие птички склевывали спелые семена. Ребятишкам было поручено их охранять. Когда дети видели этих птиц, они кричали: “Вора бей!” бей вора!”. Так и назвали их – воробей.

Воробьи не умеют вить красивые гнезда. В укромном местечке, где-нибудь под карнизом каменного или деревянного дома, в дупле старого дерева они кое-как устраивают гнезда. Иногда воробьи забираются в уютные гнезда ласточек.

А где ночуют птицы?

Как ведут себя птицы во время морозов?

/Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.

Физминутка.

IV. Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека?

Чтение рассказов из хрестоматии “Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека” (по Г. Скребицкому, А. Клыкову) и “Зимние гости” (по Н. Плавильщикову, Г. Скребицкому).

Почему нужно помогать птицам зимой?

А как можно помочь птицам?

Рассмотрите в учебнике рисунки кормушек.

Показ сделанных кормушек.

Какие из этих кормушек можно сделать на уроке труда?

А чем можно угощать птиц зимой?

Работа в группах:

Каждая группа получает набор: семена арбуза, тыквы, подсолнуха, кусочки хлеба, овес, овсяную крупу, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала и т.д.

Задание: “Составить меню для птиц”.

Обсуждение результатов выбора

Итог урока:

Выполнить задание в тетради.

Дети встают в круг, передают мяч и говорят: “На уроке я узнал, что...”

Задание:

1). с помощью родителей сделать кормушку;

2). понаблюдать за птицами у кормушки.