Урок литературного чтения по теме "Жизнь сердца. Г.Скребицкий «Счастливый жучок»". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи урока:

  1. Способствовать полному восприятию произведения; раскрыть его нравственный смысл, рассмотреть такие понятия, как счастье, доброта, скромность, бескорыстие; учить определять главную идею произведения; совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения; учить сравнивать, сопоставлять, формировать умение анализировать текст.
  2. Развивать устную речь учащихся, читательскую самостоятельность, эмоциональную сферу.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, пробуждать у детей стремление творить добро, быть нужным и полезным людям.

Оборудование:

  • карточки с надписями – высказываниями о счастье (философов, детей из книги “Мир глазами детей”;
  • карточки для моделирования композиции произведения;
  • видеофрагмент музыкального отрывка из произведения П.И. Чайковского “Щелкунчик”;
  • аудиозапись биения сердца, отрывок из аудиосборника “Шедевры инструментальной музыки”;
  • выставка книг Г.А. Скребицкого и других авторов на тему счастья, доброты, милосердия;
  • детские рисунки “Счастливый я”, “Счастливый день”;
  • тексты рассказа Г. Скребицкого на листочках у каждого ребенка (без названия, без указания автора).

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Звучит запись биения сердца. – Ребята, обхватите правой рукой левую руку около кисти. Прислушайтесь, под большим пальцем вы ощутите пульс – биение вашего сердца. Его жизнь и работа зависят от того, насколько вы счастливы. Много добрых людей, живших и живущих в этом мире, хотели и хотят помочь нам быть счастливыми.

Обратите внимание на высказывания о счастье людей разных эпох, разного возраста.

“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное”. (Платон).

“Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем” (Гете).

“Человек – творец своего счастья” (Торо).

“Хорошо играть с друзьями! Хорошо прижаться к маме! Хорошо любить страну!

Как я счастливо живу!” (Женя Потоцкая, 10 лет).

“Осень мне дарит радость, но и печаль есть в ней. Она мне дарит краски.

Как много счастья в ней!” (Саша Песнин , 10 лет).

У каждого свое понимание счастья. Сравните высказывания великих людей и ваших сверстников.

А как вы думаете, что такое счастье? (Дети: это жизнь, радость, пятерки, везение, приобретение, долгожданные гости, богатство … и т.д.)

Анализ рисунков детей. –Я знаю, что на уроках ИЗО вы затрагивали эту тему и выражали свое понимание счастья с помощью красок. Вы по-своему представляете, что такое счастье. Это видно на ваших рисунках. Может быть вы прокомментируете их? (Ребята рассказывают о том, что они изобразили, как назвали рисунок и чем они счастливы).

3. Постановка проблемы.

- Как же стать счастливым? Надеюсь, наш урок поможет нам разобраться в этом.

4. Сообщение темы и задач урока.

Мы узнаем об одной маленькой удивительной истории, проанализируем, рассмотрим ее композицию и при этом будем совершенствовать своё выразительное чтение. А кто её придумал и в какой художественной форме представил её, мы узнаем позднее. Обратимся к текстам. Итак, начнем.

5. Первичное восприятие.

Учитель читает текст на фоне музыки, в конце чтения музыка стихает.

6. Осмысление.

-Понравилась вам эта история? Кто герой этой истории? (Старушка, Весна, Солнышко, бабочки, жуки, мотыльки, червячки).

7. Анализ художественного произведения.

Какие же подарки хотели получить от Весны бабочки и жуки, чтобы чувствовать себя счастливыми? Докажите словами из текста.

Как ответила Весна на их желания? Выборочное чтение.

Стали ли они счастливы?

А чем был счастлив Иванов жучок? Как он говорит об этом? (…А мне и так хорошо, я и так счастлив тем, что наступило тепло и всё кругом ожило, радуется твоему приходу…Зачем мне наряд? Я счастлив тем, что живу в родном лесу. Спасибо тебе, Весна, что ты так красиво его одела. Больше мне от тебя ничего не нужно…). Сумела ли Весна понять его? Сначала она удивилась, а потом? …Она поняла: да ведь он –то и есть самый счастливый. Он радуется не за себя одного, а за всех, радуется и живет одним большим счастьем…

-Обратите внимание, что же это такое “одно общее счастье”? (…Когда радуешься за всех, “один за всех, и все за одного”, тебе хорошо, когда другим весело).

8. Работа над композицией.

Знакомство с творческой манерой автора, беседа об авторе, его книгах.

- Обратили ли вы внимание, что история эта без названия? Вот так чудеса! Ну что же, давайте, восполним пробел и придумаем название этой истории. Озаглавьте, но не забудьте, что название должно отражать главную мысль произведения. (Дети называют различные названия).

- Среди всех интересных названий, предложенных вами, есть точное - авторское. Это “Счастливый жучок”. (Показ карточки с записью). Мне бы очень хотелось, чтобы вы почувствовали, какой писатель разговаривает с нами таким хорошим мудрым языком. Как вы думаете, кто может быть автором? Предложения детей: Ю. Дмитриев, В. Бианки, М. Пришвин, К. Паустовский, Н. Сладков, Д. Мамин-Сибиряк, Г. Скребицкий).

- Действительно, всех этих писателей объединяет то, что они любят и знают природу. И сегодня мы откроем для себя ещё одно имя… (Показ карточки с записью “Георгий Скребицкий”).

- По тому, как он чувствует природу, мир вокруг себя, тонко передает ощущения даже самых маленьких обитателей этого мира, мы, даже не зная его, можем сказать какой он человек? (Добрый, знающий природу, мастер слова).

- Г.Скребицкий был необыкновенным человеком и понимал, что природа не лжет, не хитрит, она дружественна к друзьям и беспощадна к врагам. Именно поэтому она и является главным героем его книг. (Обращение к выставке книг).

- Давайте теперь обозначим название и автора. (…Дети выполняют подписи на листочках).

Работа над жанром, композицией.

- А заметили ли вы, в какой необычной форме рассказана эта история?

- Где расположена эта самая сказка?

- Где реальные события? Где сказочные? Давайте представим композицию этого произведения. 1начало ? 2 основная часть ?3 концовка.

- Прочитайте часть (1) с начала и до слов “…вот как это было”.

- А дальше идет собственно сказка (больше по объему).

- Произведение заканчивается сказкой? (Нет). Докажите. (Вот и сказки конец… Ребята притихли).

- Скажите, а в каких частях композиции авторские мысли выражены более ярко? (Концовка). Главная мысль спрятана в строчках, где дети размышляют о жизни, счастье. (Прочитаем ещё раз).

Сказка внутри реальных событий. Как талантливо представил эту сказку автор через понимание, что такое счастье детьми, вашими сверстниками. Эти произведения Скребицкого стали называть “Сказки-несказки”. Как вы думаете, почему? Наверное, потому, что всё, что происходит с животными, близко нам, людям. Например, такое понятие, как скромность.

- Поняли ли вы, что такое скромность? (Скромен тот, кто равнодушен к похвалам. Скромность – это стремление сделать хорошее и не афишировать этим. Скромность украшает человека).

- Нужна ли она человеку?

- А что такое нескромность?

- Знаете ли вы такие примеры из литературы? (А. Погорельский “Черная курица или подземные жители” Алёша, получив от Чернушки волшебное зёрнышко, стал заносчивым, самолюбие взяло над ним верх, в итоге он погубил всё подземное царство).

- Ребята, а вы когда-нибудь испытывали в жизни ощущение неловкости, стыда за свой нескромный поступок? Вы можете не отвечать на этот вопрос. Я знаю, что не всегда приятно об этом вспоминать. Но что поделаешь.…Жизнь преподносит нам разные уроки. Она всегда будет нас испытывать и проверять. И мы должны быть готовы к встрече с любыми трудностями и во всех ситуациях вы должны оставаться людьми.

9. Обобщение.

- Вот мы и подошли к пониманию основной мысли. Подумайте и попробуйте передать своими словами главную мысль, идею, которую хотел донести до нас Г. Скребицкий. (Автор побуждает: давайте будем добрыми к людям, внимательными к окружающим тебя, будем переживать друг за друга, помогать и радоваться успехам другого и сопереживать чужому горю, ощущать себя единой частичкой классного коллектива).

- Обратите внимание на авторское выражение “… как хорошо уметь радоваться за других!” А как хорошо этому научиться! Вот это и есть счастье!

- Вот мы и приблизились к тому пониманию счастья, о котором говорили в начале нашего урока. Привычно ли вам было читать художественное произведение на листочках ? А ведь именно так создает свое произведение автор. Он остается наедине с чистым листом бумаги и творит. Что потом происходит с художественным произведением? (Его печатают. Оно помещается в книгу). Книга помогает нам быстрее ознакомиться с содержанием, ведь язык книги – это и иллюстрации, и буквенные её оформления. И мне хотелось, чтобы сегодня и вы были соавторами.

10. Домашнее задание будет творческим: проиллюстрировать произведение Г.Скребицкого “Счастливый жучок” и поразмышлять, как этот текст может быть включен в книгу (размер, формат, рисунки, оформление). Такая книга есть, на следующий урок мы рассмотрим эту сказку в учебнике и ваши предложения.

11. Творческий итог.

-Ребята, мы сегодня прочитали, проанализировали произведение, рассмотрели композицию, мы открыли автора, обозначили заглавие этой мудрой сказки. При этом вы совершенствовали своё выразительное чтение, выборочное чтение, учились сравнивать, рассуждать, делать выводы. Эта сказка заставила нас заглянуть в своё собственное сердце, в свои мысли, подумать о себе, о том, какие мы, можем ли мы называть себя счастливыми людьми? Мы попытались узнать, что такое счастье и ответить на вопрос, поставленный в начале урока: как стать счастливым? А ответом будет наша с вами жизнь. И я хочу сейчас спросить у вас: - Что на уроке для вас было самым важным, ценным? А что осталось неясным?

12. Заключение.

Сопоставление литературного произведения с другими видами искусств.

- Писатели, художники, композиторы в момент наивысшего вдохновения , представляли счастье в виде образов. И сейчас хочу предложить вашему вниманию отрывок из м/ф “Фантазия” на музыку П.И.Чайковского. Посмотрите, как красиво и тонко в этом отрывке передано ощущение счастья в образах. (Видеофрагмент).

В чьих образах, на ваш взгляд, отразилось это ощущение счастья? (Ответы детей).

Если представить счастье в виде образа беспокойного сердца, то как, по-вашему, какими словами его можно наполнить, что бы оно было счастливым? (На маленьких листиках в виде сердечка дети пишут слова и этими сердечками мы заполняем большое сердце). Звучит музыка.

- Моё понимание счастья совпало с вашим. Как вы думаете, будет ли наше сердце счастливым, если мы наполним его такими словами? (Появляются карточки: мир, любовь, дружба, сострадание, забота, душевность, чуткость, доброжелательность, счастье и т.д.).

- Пусть этот образ сердца висит у нас в классе и напоминает нам о нашем уроке, будет залогом нашей дружбы.

13. Оценивание работы учащихся.

- Как вы оцениваете вклад всего класса? Вы все хорошо поработали на уроке. Спасибо вам. Мне хочется, что бы вы оценили себя сами. Для этого я подготовила оценочные анкеты, которые прошу заполнить. (Приложение 1).

- Положите руки друг другу на плечи. Очень важно почувствовать плечо товарища, знать, что в трудную минуту тебя поддержат. Этим мы счастливы.