Развитие навыков исследовательского подхода в ходе изучения истории создания литературного произведения

Разделы: Литература


Untitled Document

Цель работы: развитие у учащихся навыков исследовательского подхода при изучении истории создания литературного произведения.

Идея создания работы, связанной с творчеством А.С. Пушкина, возникла у учащихся 9 класса после экскурсионной поездки в город на Неве. С Петербургом тесно связана большая часть жизни поэта. Именно в этом городе к А.С. Пушкину пришло признание.
Вполне понятно, что многие герои пушкинских произведений - петербуржцы и среди них главный герой романа "Евгений Онегин".
Гуляя по набережным и проспектам города, ученики как бы листали страницы пушкинского произведения. Например, посетив Летний сад, девятиклассники узнали, что здесь очень любил бывать А.С. Пушкин. Сюда же водили на прогулку маленького Онегина. Это не могло не заинтересовать учащихся, и было решено глубже изучить атмосферу пушкинской эпохи, условия и образ жизни Евгения Онегина. Ученики захотели показать жизнь пушкинского героя наглядно, решив создать газету "День Онегина" и макет Онегинского зала.

Задача проектной работы: воссоздание реалий пушкинской эпохи, что поможет учащимся оказаться в пространстве романа и глубже понять авторский замысел.

Перед началом работы были систематизированы все материалы, собранные во время поездки в Санкт-Петербург, для создания макета Онегинского зала проработана информация, полученная во время посещения музея А.С. Пушкина в Москве.
Большую помощь получили школьники, ознакомившись со следующими изданиями:

Крейн А.З. "Жизнь в музее".- М., 2002,
Коллекции Государственного музея А.С. Пушкина. - М., 1999,
Онегинская энциклопедия. - М., 1999,
Пушкинские места. Путеводитель. - М.,1999.

На страницы газеты "День Онегина" ребята переложили весь текст пушкинского романа, касающийся образа жизни главного героя. При этом цитаты сопровождаются соответствующими рисунками, фотографиями мест и зданий, описанных в романе. Начинается газета строками об утренних прогулках Онегина:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не позвонит ему обед.

Во второй половине дня Евгений совершает прогулку в санках. В то время катанья проходили на Невском проспекте.
С наступлением вечера Онегин отправлялся в "Талон" (дорогой ресторан, названный по имени владельца - француза). После ужина Евгений:

Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис
Почётный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру.

Под театром подразумевается Большой петербургский театр на Театральной площади.
После театра Онегин отправляется домой, чтобы привести себя в порядок.

И здесь мы переходим к описанию макета Онегинского зала.
Увидев комнату того или иного человека, можно многое узнать о её хозяине, его характере, привычках. Всё это и пытались познать и показать создатели макета кабинета Евгения - Онегинского зала.
Мы видим туалетный столик, на котором лежит книга Овидия "Наука любви", "духи в гранёном хрустале; гребёнки, пилочки стальные"; на камине - "и лорда Байрона портрет, и столбик с куклою чугунной" - скульптурное изображение Наполеона, которым был увлечён герой Пушкина.
Завершается день Онегина на балу, куда уносит его ямская карета.

Знакомство с газетой "День Онегина" и макетом Онегинского зала позволяет ещё глубже понять суть образа пушкинского героя, увидеть его бессмысленную и праздную жизнь.
В работе принимали участие практически все учащиеся 9 класса. При этом руководили те ребята, у которых уже был опыт подобной деятельности, обладающие художественными способностями.
О впечатлениях школьников о проделанной работе и её результатах позволяют судить следующие высказывания учащихся.

Мнение Ливановой Марии:

"С раннего детства, читая стихи А.С. Пушкина, мы представляем загадочный, прекрасный и сказочный мир природы, людей, отношений. Раскрывая томик стихов, мы уже готовы ко всем чудесам и эмоционально настраиваемся на прекрасное.
Но ещё более острые ощущения испытываешь в музее, где представлены вещи поэта. Именно этим пером написаны знаменитые строки, именно под этой лампой, именно в этих комнатах жили, любили, отдыхали герои произведений А.С. Пушкина.
Мне казалось, что более сильных эмоций возникнуть уже не может. Но недавно я делала макет комнаты Евгения Онегина. Для этого я ещё раз перечитала строки романа "Евгений Онегин", чтобы точнее определить и прочувствовать ту обстановку, которая была в комнате героя романа. Полученные сведения как бы настроили меня на состояние той эпохи, на внутреннее состояние души самого Онегина.
Макеты я делала не в первый раз, но как же мне было интересно выполнять эту работу. Мне хотелось подбирать и цвета предметов, и интерьер комнаты, и предметы, находящиеся на туалетном столике и секретере Евгения, и делать это более точно, достоверно. А в голове витали знаменитые строки поэта и о русской душе, и о характере Онегина, и обо всем, что окружало его. Если работа нравится, увлекает человека, то время проходит незаметно, а если мысленно ты и себя представляешь в этой обстановке, как бы незримо присутствуешь в комнате, то времени совсем не замечаешь.
В своей работе я как бы соприкоснулась с эпохой Пушкина, Онегина, Татьяны, с эпохой балов и театров, катания на конских экипажах и знаменитых салонов аристократов. В голове звучали их рассуждения, и веселый смех молодежи, будто я сама присутствовала при всем этом".

Мнение Куликова Владимира:

"Творчество увлекает. Комната Онегина - трудная композиция, ведь, как известно, рисовать памятники архитектуры довольно сложно. В комнате Онегина трудней всего давались скульптура и кресла. Мы старались повторить каждую линию, каждый изгиб, но не все получалось. Я один, без помощи друзей, не смог бы её нарисовать".

Из этих слов становится ясно, что проделанная девятиклассниками работа не была напрасной. Даже заочное посещение мест, связанных с литературными героями, помогает лучше ощутить атмосферу произведения, внимательнее и более осмысленно взглянуть на страницы книги, глубже понять замысел автора.