"Окружающий мир". Тема урока: "Древние люди", 3-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


 

Тема урока: «Древние люди» (2-ой урок)

Цели:

  1. Закрепить с учащимися тему «Древние люди» и изученные исторические понятия.
  2. Познакомить с событиями в новой эпохе каменного века (10 000 лет назад), которые изменили жизнь древнего человека и с новыми историческими понятиями.
  3. Способствовать развитию интереса у учащихся к изучению истории и окружающего мира, творческого мышления, речи и др.
  4. Создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся и уважения к наследию прошлого.

Обучение осуществляется по системе Л.В. Занкова по учебнику Н.Я. Дмитриевой «Мы и окружающий мир», 3 класс.
Оборудование:

  1. Учебник «Мы и окружающий мир», 3 класс, авторов Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.
  2. Э.Д’Эрвильи «Приключение мальчика неведомого мира», Москва, СП «Авиг», 1992г.
  3. Выставка книг, энциклопедий по теме урока и рисунков учащихся по теме «Зов предков».
  4. Рисунки с изображением Крека у костра, «Археологические дневники» 2-х групп учащихся; 2-а кроссворда.
  5. Рисунки «Первобытное хозяйство», «Первые земледельцы и скотоводы», «Орудия труда каменного века», карточки «земледелие», «скотоводство», «ремесла», «эпоха шлифованного камня», «каменный век».
  6. Буквы на камнях, сделанные из пенопласта, конверты с карточками, листы для самостоятельной работы с рисунками орудий труда
  7. Значки-«искорки» для рефлексии
  8. Маркерные доски.

Ход урока:

I. Оргмомент

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вступительное слово учителя (в стихотворной форме):

Сегодня на уроке мы
Поговорим про Древний мир,
Про жизнь далеких наших предков,
Про их уклад поговорим.

Как в каменных пещерах жили
И за добычею ходили.
И вечерами у костра
Тесали палку для копья.

Плоды, коренья собирали,
Ловили рыбу для еды,
Как охраняли, берегли
Огонь священный от беды!

3. Ученица проводит экскурсию по Выставке рисунков «Зов предков»:

В далекий каменный век
В пещере жил человек.
Он пищу себе добывал
И от зверя очаг охранял.
Каждый день на охоту ходил

И из шкуры одежду шил.
И вечером у костра
Чинил наконечник копья.
Собирал коренья, плоды
И огонь охранял от беды.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Знакомство учащихся с темой урока-путешествия:

1) Составление из букв слов, которые познакомят детей с темой путешествия (буквы Й,Н,А,Ы,Н,М,К,Е,Е,В,К нарисованы на камнях).

(Дети: Каменный век.)

2) Работа с кроссвордом «Африка».

Учитель:

Если вы правильно разгадаете слова, определения которых я буду предлагать для вас в форме вопросов, то в выделенных клеточках по вертикали прочитаете имя героя нашего путешествия в каменном веке.



Вопросы по горизонтали.

  1. Из чего сделаны были первые орудия труда?
  2. Материк, на котором были обнаружены первые стоянки древних людей?
  3. Жилище древних людей.
  4. Оружие охотника.

3) Дети называют имя героя, с которым начинают путешествие по каменному веку. Это Крек.

Учитель:

Что еще интересного вы заметили в кроссворде?

Дети:

Кроссворд изображен на материке Африка, потому что на юге и юго-востоке Африки были найдены первые стоянки древних людей, и отсюда началось расселение древних людей по всей Земле.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

1. Учитель объясняет задание 3-ем группам учащихся.

2. Самостоятельная работа в группах:

I группа – Экспедиция к древнему очагу племени Крека и работа на схемах-листах;
II группа – составление Археологического дневника по теме «Огонь погас» (из книги Э.Д’Эрвильи «Приключение мальчика неведомого мира»);
III группа – составление Археологического дневника по теме «Осуждение. Тайна чужеземца» (из книги Э.Д’Эрвильи).

3. Проверка самостоятельной работы 3-х групп:

1) Выполнение заданий на схемах-листах учащимися 1-ой группы. «Экспедиция к древнему очагу племени Крека» (работа на схемах-листах маркерами).

2) Археологический дневник по теме «Огонь погас» 2-ой группы. Учащиеся этой группы составляют 4 рисунка и рассказ в правильной последовательности:

рисунок

В пещере погас огонь. Дети Крек и Ожо исчезли. (3)

рисунок

Племя охватывает отчаяние и ужас. Огонь погас…(4)

рисунок

Племя с радостью встречает охотников с добычей (1)

рисунок

Старейшины и охотники делят добычу. Возвращение племени в пещеру. (2)

3) Археологический дневник по теме «Осуждение. Тайна чужеземца» 3-ей группы. Учащиеся этой группы составляют 4 рисунка и рассказ в правильной последовательности:

рисунок

Совет племени. Суровое наказание Креку за безответственность. (2)

рисунок

Крек и Ожо спешат в пещеру и узнают от друзей страшную весть.(1)

рисунок

Племя снова обретает огонь. Радость людей. Крек один в изгнании в лесу.(4)

рисунок

Крек открывает тайну Фо-чужеземца племени. Новый способ открыть огонь (3)

4. Подведение итогов самостоятельной работы 3-ех групп.

Учитель:

Я думаю, что составление Археологических дневников и Экспедиция к древнему очагу племени Крека оказало на всех нас большое впечатление. Почему, объясните?

Дети:

Потому что мы все переживали за жизнь 9-летнего мальчика Крека и обрадовались, когда узнали, что еще не все потеряно.

IV. Физминутка: игры «Охота», «Рыбная ловля», «В пещере».

«Охота»

Приготовились к охоте.
Притаился зверь в лесу
Я сейчас копье метну.

«Рыбная ловля»

А сейчас мы рыбу ловим.
Вдох, дыханье затаи…
Приготовили гарпун.
Прямо в рыбу угоди.

«В пещере»

Сели. Мы сейчас в пещере.

Взяли шкуры в руки мы.
И иглою три, четыре,
Шире руки развели!

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Повторение материала прошлого урока по картине «Первобытное хозяйство».

Учитель:

Крек остался один в лесу. Устроился поудобнее высоко на дереве и заснул. И приснился Креку такой сон. Он вспомнил свое племя, друзей, Старейшего и чем занимались люди его племени. Вспомните и назовите и вы, ребята, основные виды занятий древних людей.

Дети:

Охота, рыболовство, собирательство, хранение огня.

Учитель:

Что присваивали мужчины на охоте, после рыбной ловли и собирательства?

Дети:

На охоте присваивали добычу – убитых животных, после рыбной ловли присваивали рыбу; после собирательства – плоды, ягоды, грибы, жуков, коренья и т.д.

Учитель:

Так как вы поняли понятие «присвоение»?

Дети:

То, что люди добывали на охоте, на реке, в лесу, в горах присваивали, т.е. оставляли себе и племени; слово «присвоить» - от слова «свое».

2. Работа с кроссвордом «Орудия труда древних людей».

Учитель:

Вспомните примитивные орудия труда древних людей и в выделенных клеточках по вертикали узнаете, как называется наука, которую называют часто «наукой лопаты».

Вопросы по горизонтали.

  1. Орудие рыбной ловли.
  2. Орудие для обработки шкур.
  3. Занятие древних людей.
  4. Чем стреляли из луков?
  5. Орудие охоты.
  6. Чем шили шкуры?
  7. Орудие охоты, появившееся еще у самых первых видов древних людей.

Вопрос по вертикали.

  1. «Наука лопаты».

Учитель:

Что еще интересного вы заметили в кроссворде?

Дети:

Кроссворд показан на рисунке мамонта, археологи и сейчас во многих местах земного шара при раскопках находят «следы» мамонтов: кости скелета, бивни.

3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

Продолжая изучать тему «Древние люди», я предлагаю вам подумать над вопросом (показывает на доску): Как люди от присвоения перешли к производству?

4. Исследование данной проблемы.

Учитель:

Вспомните и назовите причины, влияющие на условия жизни человека.

Дети:

Влияют климат, почва, растительность, животный мир на изменения условий жизни человека.

  1. Около 10 000 лет назад, после периода похолодания, земля вновь прогревается.
  2. Изменяется (смягчается) климат, почва, появляется новая растительность и животный мир. И начинают происходить новые изменения в жизни древних людей.

Учитель:

Наступает в каменном веке новая эпоха, которая называется эпоха шлифованного камня. Интересно ли вам узнать о тех изменениях в жизни людей, которые произошли в эту эпоху вместе с нашим героем по картине «Первые земледельцы и скотоводы»?

Ответы детей.

Учитель:

Представьте, что Крек путешествует по деревне и ее окрестностям вместе с нами. Что же мы с ним заметили нового в жизни людей? Расскажите об этом на наших трех остановках в пути и подумайте, какие новые занятия появились в жизни людей?

Остановка первая на золотом поле.

  1. Учащиеся составляют небольшие рассказы о труде людей на земле, отмечают появление новых орудий труда.
  2. Учитель помогает детям сделать вывод о том, что новое занятие на земле, в поле называется земледелие (на доске выставлена карточка с этим словом: «земледелие»).

Остановка вторая на зеленом лугу и пастбище

  1. Дети описывают занятия пастуха, его стадо. Вспоминают материал 1-го класса об одомашнивании охотниками диких животных.
  2. Учащиеся уже самостоятельно делают вывод о развитии скотоводства (на доске выставлена карточка с этим словом: «скотоводство»).

Остановка третья возле реки и гончарной мастерской

  1. Учащиеся рассказывают о том, как люди с помощью новых орудий труда на берегу реки строят лодки, дома. А в гончарной мастерской делают первую посуду.
  2. Подбирают синонимы к слову «дело»: труд, работа, занятие, ремесло.
  3. Дети делают выводы о том, что новые занятия людей на берегу реки, в гончарной мастерской связаны с возникновением ремесел (на доске - карточка с этим словом: «ремесла»).

VI. Этап первичной проверки понимания изученного: сравнение занятий каменного века и эпохи шлифованного камня.

1) Учитель предлагает детям самостоятельно распределить карточки на 2 группы и дать названия каждой группе занятий первобытных людей.

2) Самостоятельная работа учащихся с карточками (у себя на партах):

3) Взаимопроверка в парах.

Дети:

К 1 группе мы отнесли занятия: рыболовство, охота, собирательство, хранение огня. Они относятся к каменному веку, где жил Крек.
- А появление земледелия, скотоводства, ремесел, торговли отнесем ко 2-ой группе и эпохе шлифованного камня.

VII. Этап применения знаний и способов действий.

1. Учитель объясняет цель выполнения самостоятельного задания на листах «Орудия труда» (листы выдаются учащимся).

Учитель:

Сравните и распределите разные орудия труда на группы. Подумайте, сколько у вас получится групп и какие? Попробуйте назвать каждую группу.

2. Самостоятельная работа учащихся на листах.

Распределение орудий труда на три группы.

3. Проверка задания на листах:

Учитель:

Сколько у вас получилось групп?

Ответы детей.

Учитель:

Какие орудия труда вы отнесли к 1-ой группе? Назовите эту группу и т.д.

Ответы детей:

- 1-ая группа называется «Орудия труда каменного века». К ней мы отнесли скребок, иглы, кремневое зубило, гарпун.
- 2-ая группа – «Орудия труда первых земледельцев и скотоводов». К ней мы отнесли лук и стрелы, мотыгу, горшок, каменный нож, каменный молоток, деревянный серп, глиняный жернов для растирания зерен.
- 3-я группа «орудия труда железного века». К ней мы отнесли топор из железа, нож из железа, меч и щит.

VIII. Информация о домашнем задании.

  1. Прочитать с. 37 учебника
  2. Ответить на вопросы на с. 38

IX. Подведение итогов урока.

1. Учитель подводит в стихотворной форме учащихся к выводу: что нового узнали на уроке об изменениях в жизни людей?

Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшки,
Кувшины, чашки, плошки,
А чтоб не набивать живот,
Корзины сплел, лукошки.

Всю землю он преобразил,
Везде следы оставил,
Работал не жалея сил,
Царем Землею правил.
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался,
А человек меняя мир,
Сам в мире изменялся.

2. Учащиеся обмениваются впечатлениями о том, что нового они узнали об изменениях в жизни первобытных людей.

3. Оценивание работы учащихся на уроке.

X. Этап рефлексии.

Учащиеся, у которых урок вызвал интерес, кому хотелось помогать, сочувствовать Креку, дарят ему на память «искорку» своего душевного огонька.